UA / RU
Поддержать ZN.ua

По «Шелковому пути» к региональному лидерству?

Визит украинского президента в Турцию и Грецию можно рассматривать как стремление нынешнего руководства страны решить за один визит несколько внешнеполитических вопросов...

Автор: Алексей Коваль

Визит украинского президента в Турцию и Грецию можно рассматривать как стремление нынешнего руководства страны решить за один визит несколько внешнеполитических вопросов. Отметим, например, аудиенцию Виктора Януковича у Вселенского Патриарха, встречи с турецким руководством (контактов с которым на высшем уровне в последние годы не было) и очередные переговоры с главой правительства России Владимиром Путиным в качестве «гвоздя программы» всего турне. Однако в администрации президента не скрывали, что помимо этого Киев хотел дать «сигнал» о своей возрастающей внешнеполитической активности. И, по словам главы АП Сергея Левочкина, рассматривает активизацию диалога с соседями на юге и востоке Евразии как «путь к региональному лидерству». В этом контексте следует рассматривать заявления главы государства о переориентации внешней политики на активное и конструктивное участие Украины «во всеобъемлющем политическом диалоге для повышения взаимного доверия государств, преодоления традиционных и новых угроз безопасности».

Заявления о таком лидерстве, пусть в рамках определенного региона, в последние годы раздавались в Киеве не часто. Украина видела себя частью Единой Европы — Евросоюза, но там на лидирующие позиции едва ли могла претендовать. Идеи лидерства в рамках каких-либо объединений, организаций или процессов украинские власти активно декларировали до 2005 года, правда, всякий раз избирая для этого различные области приложения своих внешнеполитических усилий (СНГ, ГУАМ, ОЧЭС, приднестровское урегулирование и т.п.) и не добиваясь зримых результатов.

В пробудившемся вновь у украинских руководителей стремлении к региональному лидерству вызывает интерес то обстоятельство, что избрано де-факто новое направление — азиатское, на котором Киев долго не проявлял особой активности. По словам президента, украинская сторона хотела бы активно участвовать в реализации масштабных проектов в Азии, в частности по развитию транспортных коридоров, поиску новых маршрутов для экспорта энергоносителей в Европу. Эксперты обратили внимание, что тем самым Киев дал понять российской стороне, что выступает за заполнение россиянами украинских транзитных мощностей вместо строительства «Южного потока» и одновременно претендует на участие в других альтернативных российским транзитных проектах, предложив совместную разработку шельфа Черного и Азовского морей.

Местом, где Виктор Янукович представил свое видение роли Украины в Азии был избран город Стамбул и форум объединения, о котором до сегодняшнего дня в Киеве знал весьма узкий круг людей — дипломаты и эксперты в области внешней политики, — Совещание по взаимодействию и мерам доверия в Азии (СВМДА). Украина является лишь наблюдателем в этом азиатском клубе и заявку на членство в нем даже не подавала. Вероятнее всего, цель вояжа на берега Босфора была удачной возможностью изложить позицию новой украинской власти перед весьма широкой аудиторией руководителей и влиятельных политиков континента, собравшихся из 30 стран и 14 организаций. Следует обратить внимание на факт, что СВМДА, пожалуй, единственная преимущественно азиатская региональная структура, к которой Киев имеет хоть какое-то отношение. И если Украина решила через нее повышать свой авторитет и развивать лидерские качества, то это действительно сложная задача и долгий процесс, сравнимый разве что с путешествием по Шелковому пути в древности. Совещание по взаимодействию и мерам доверия в Азии — любимое детище президента Казахстана Нурсултана Назарбаева. Впервые он говорил о нем с трибуны Генассамблеи ООН 5 октября 1992 года. Тогда Назарбаев, лидер только что возникшего государства, предложил мировому сообществу продолжить попытки создания некой структуры, потенциально способной реализовать идею обеспечения безопасности в громадной и неспокойной Азии. Речь шла о формировании механизма коллективной безопасности как общеазиатского диалогового форума для решения ключевых региональных проблем и развития сотрудничества между странами-участниками. И это в регионе, который, как показали последующие десятилетия, оказался наиболее насыщенным горячими точками, локальными конфликтами, зонами противостояния. Новизна данной идеи состояла в том, что подобным образом к вопросу безопасности ранее никто не подходил. Попытки создать нечто подобное в рамках уже существовавших к тому времени в Азии структур не давали результата. Идея созыва СВМДА была позитивно воспринята ведущими азиатскими странами, а также в ООН, Лиге арабских государств, Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе.

Уже на первых рабочих встречах экспертов азиатских стран была высказана базовая идея о том, что различное понимание сущности конструктивного политического климата не должно стать непреодолимым препятствием для формирования совместных подходов к проблемам безопасности и сотрудничества. Уникальным в СВМДА можно считать и то, что в Азии на современном этапе не существует другой структуры, чья деятельность основана одновременно на расширении сферы общих интересов среди государств с различными внешнеполитическими концепциями и на решении ключевых вопросов, затрагивающих все страны Азиатского региона.

Уроком для Украины является то, что на протяжении последующих десяти лет казахская дипломатия постоянно продвигала идею своего президента к реализации. Сначала на уровне дипломатов стран контактной группы, которые имели посольства в Алматы, а потом на все более высоком международном уровне. Прорывом стал 1999 год, когда министры 15 стран-членов подписали Декларацию принципов СВМДА. Она оказалась своеобразным сплавом европейского опыта в сфере разоружения, мер доверия и безопасности, гуманитарного и экономического сотрудничества и взглядов членов Совещания на проблемы, которые присущи только Азии и решение которых требует особого подхода и учета специфики региона. Несмотря на то, что большая часть принципов взята из Устава ООН и основополагающих документов ОБСЕ, декларация, по мнению экспертов, оказалась первым с своем роде документом, который закладывает юридические основы системы безопасности в Азии. В дальнейшем последовали шаги по институциализации данного форума. На сентябрь-октябрь 2001 года был намечен первый саммит, однако из-за терактов 11 сентября 2001 года его перенесли почти на год. В июне 2002-го лидеры 16 стран впервые собрались в столице Казахстана. Следующий саммит прошел там же четыре года спустя, и вот теперь на третьем саммите СВМДА председательство от Казахстана перешло к Турции.

Из практических достижений СВМДА отмечают, что в ходе первого саммита удалось снять напряженность между Индией и Пакистаном, которые стояли на грани нового конфликта, причем впервые вполне реально рассматривался вопрос использования в противостоянии ядерного оружия, которым к тому времени обзавелись обе страны. На саммите 2006 года удалось сделать шаги по смягчению конфликтной ситуации между Ираном и Израилем (СВМДА — единственная региональная организация, в которую Израиль входит вместе с Ираном и Палестинской Автономией). Участники форума в 2004 году разработали уникальный в своем роде каталог мер доверия в пяти основных измерениях (экономическом, экологическом, гуманитарном, военно-политическом и в вопросах противодействия новым вызовам и угрозам), из которого каждая страна вольна выбирать рецепты для урегулирования и налаживания отношений со своими соседями.

В ходе Стамбульского саммита самой острой обещала стать тема нападения израильских коммандос на гуманитарный конвой «Флотилия свободы» в Средиземном море. Однако осудив Израиль в выступлениях, лидеры не включили этот пункт в Стамбульскую декларацию из-за протеста самого Израиля — в СВМДА все вопросы решаются консенсусом. Если учесть, что в нынешнем году Казахстан председательствует еще и в ОБСЕ, то понятно, что форум в Стамбуле был им использован для создания «моста» между этими структурами — казахские дипломаты предложили образовать форум СВМДА—ОБСЕ как первую общеевразийскую структуру безопасности. Перспективы реализации этой новой масштабной инициативы весьма туманны, и, по мнению экспертов, в минувшие месяцы Казахстан не смог добиться того, чтобы эта тема стала основной на Стамбульском саммите. Как распорядится казахским наследием Турция, не вполне ясно. Существуют опасения, что либо Анкара использует его в своих интересах для продвижения собственного влияния в регионе, консолидации блока тюркоязычных стран, либо, если это не получится, сделает так, что о СВМДА забудут до следующего саммита. Пока из запланированных на этот год мероприятий значится бизнес-форум стран-членов в Бангкоке, ратификация и реализация ранее принятых документов. В то же время, как продемонстрировал саммит в Стамбуле и встречи лидеров в кулуарах, вопрос энергетической безопасности также будет одним из приоритетных в СВМДА, поскольку затрагивает интересы большинства азиатских стран. А форум претендует на то, чтобы стать местом обсуждения вопросов транзита энергоносителей из Азии в Европу, особенно после того, как СВМДА разработало концепцию и план действий в области энергетической безопасности, а Анкара активизирует свое взаимодействие в этом вопросе с Баку.

Обладая значительным потенциалом международной организации, Совещание по взаимодействию и мерам доверия в Азии в то же время пока отказывается перебирать на себя функции других уже устоявшихся региональных структур — АСЕАН, Регионального форума АСЕАН, Азиатского диалога сотрудничества, ШОС, ОЭС, ЕврАзЭС, Организации Черноморского экономического сотрудничества и других. Однако готово воспользоваться их опытом и сотрудничать с ними. Уже подана заявка на аккредитацию Совещания наблюдателем при ООН.

После Стамбульского саммита очевидно, что СВМДА стало фактором современных международных отношений в Азии, однако развитие отношений Киева с этим объединением и государствами региона требует активизации дипломатических усилий во всем огромном азиатском регионе.