UA / RU
Поддержать ZN.ua

«ПИРАМИДЫ» БУДУТ ЖИТЬ ВЕЧНО?

Явление, о котором пойдет речь, — не местное ноу-хау. И дело не только в том, что подобные примеры за...

Автор: Надежда Гоцуенко

Явление, о котором пойдет речь, — не местное ноу-хау. И дело не только в том, что подобные примеры зафиксированы и в столице, и в Западной Украине, и в Одессе, а также имеют перспективу всплыть в Херсоне, Кривом Роге и в других регионах. У правоохранительных органов, столкнувшихся с неразрываемыми сетями подобных пирамид, есть основания предполагать, что болезнь эта имеет зарубежные корни.

Казалось бы, злосчастные МММ, хоперы и селенги должны были напрочь отбить у обывателя желание враз разбогатеть. Но технологи оболванивания простаков не дремлют. Вот и появляются в регионах страны «пирамиды». Названия у них разные. Но суть одинакова — людям предлагали сделать некий денежный взнос, а потом, при условии вовлечения еще нескольких новичков, им обещали большие деньги…

Что до южного региона, то, как рассказал корреспонденту «ЗН» следователь по особо важным делам прокуратуры Николаевской области Владимир Бионосенко, в 1999 г. подобная «пирамида» была зафиксирована в Одессе и от нее «отпочковался» небольшой филиал в Николаеве. Когда эта «пирамида», как ей и положено, развалилась, николаевские корни разрослись, словно метастазы. Тем более что и по правилам этого разветвленного бизнеса, охватившего немалую часть страны, если человек внес взнос, скажем, в той же Одессе, а объявился в любом другом регионе, взносов он больше не платит, а только вовлекает все новые и новые жертвы.

Нынче правоохранительные органы Николаевщины заняты поиском организаторов новоявленной финансовой «пирамиды», в которую, по самым скромным прикидкам, было вовлечено более 2 тыс. человек. Думается, на самом деле таких было значительно больше. Как стало известно, во главе этого бизнеса стояли россияне, специально для этого прибывшие в Украину. Один из них (фамилия и личность выясняются) прибыл в Николаев первым и поселился у сожительницы, которую, очевидно, за особые заслуги, и пристроил в создаваемую структуру кассиром. Ну а чтобы было, что считать, он снял офис в центре города и поднял из архивов списки членов сохранившейся одесской «ветви» «пирамиды» в Николаеве. А уж последние, словно пчелы в улей, поторопились внести свой вклад — списки все новых и новых потенциальных жертв обмана…

Позже, когда дело было налажено, прибыл и второй россиянин. Его отрекомендовывали как представителя совета директоров. Ясное дело, что это «начальство» не могло не предполагать, что, вопреки их разговорам о бесконечности, финал все-таки наступит. И тогда возникнет вопрос, а кто будет сидеть? «Зитц-председателя Фунта» — некоего Ш., который за сравнительно небольшую плату согласился представлять «пирамиду», искали недолго. Тем более что и обязанности его поначалу были весьма приятными.

Дело в том, что попавший в «сети» должен был сдать 1900 долларов США. Из них 300 предназначались тому, кто привел простака, 600 — тому, кто стоит над ними, 150 — маркетинг-менеджеру и т.д. В общем-то схема, типичная для всех пирамид. Но нас в данном случае интересует судьба еще 900 долларов, которые, как объясняли новичкам, пойдут на благотворительность.

Именно эти 900 долларов с каждого формально поступали к николаевскому Фунту. Именно он нес приятную ношу благотворителя (впрочем, как выяснилось, и вся организация была зарегистрирована как благотворительная). Ах, какие трогательные благодарственные письма, подписанные самыми известными людьми города, он получал! И, что интересно, вполне реальная помощь действительно оказывалась — деньги перечислялись музеям, больницам, интернатам, госпиталям и прочим весьма нуждающимся в них заведениям, список которых достаточно велик. Что ж, приятно, наверное, быть благотворителем, если бы не одно «но». Из выманиваемых у людей денег формально на благотворительность предназначалось 900 долларов с каждого, а на деле на благие цели списывалось не более нескольких десятков гривен, да и то, как показывает следствие, порой деньги просто формально списывались на благотворительность, а на самом деле шли на оплату аренды залов для сборищ участников «пирамиды».

Впрочем, о неприятностях — позже. Сначала был сплошной праздник жизни. По Николаеву рыскали эмиссары в поисках новых потенциальных членов «пирамиды». Требования были просты — контактность, лидерство, состоятельность, целеустремленность. Что до последнего пункта, то ему придавалось особое значение. Корреспонденту «ЗН» довелось ознакомиться с некоторыми бизнес-планами подследственных, в которых целеустремленность жертв подтверждалась так — хочет квартиру, не хватает денег, ищет средства на развитие бизнеса, строит дом детям и т.д.

На заседаниях, лекциях, семинарах полагалось быть одетыми красиво, желательно в вечерние туалеты. В начале мероприятия полагались обязательные аплодисменты (как утверждают специалисты — это уже запрограммированное одобрение на подсознательном уровне всего, что бы ни происходило). А происходило тщательно отрежиссированное мероприятие. Здесь были лидеры (на сцене), была группа поддержки (в зале). Это они первыми хлопали в ладоши и вскакивали в экстазе, не забывая при этом поднимать на ноги новичков, заставляя и их выкрикивать нужные слова.

Поразительная вещь — в сети закрытой организации (ведь не было никаких объявлений, невозможно было попасть на эти «заседания» и человеку со стороны, без рекомендации) попадали практически все слои населения, представители различных профессий. Когда корр. «ЗН» полистал списки членов «пирамиды», посмотрел приобщенные к делу фотографии, осталось лишь воскликнуть — Ба! Знакомые все лица! Ибо там оказалась представлена большая часть местного бомонда. В «сети» попали работники госадминистраций различных уровней, депутаты, сотрудники правоохранительных органов, крупные промышленники, известные врачи, директора престижных школ, популярных в городе магазинов, ресторанов, удачливые адвокаты, нотариусы, ловкие валютчики.

Эту массу разных по статусу и положению людей организаторы аферы условно разделили на несколько категорий. Первая — КБ (кандидаты в бизнесмены). Это те, кто сдал деньги и либо никого не вовлек, либо вовлек только одного. Вторая — Б (бизнесмены) — те, кто сдал деньги и вовлек по два человека. И, наконец — маркетинг-менеджеры. Они рассаживали супружеские пары, не допуская, чтобы те сидели рядом, руководили дозированием информации для новичков, требовали от них бизнес-планы, вовлекали все новые жертвы, разрабатывали индивидуальный подход к каждому, вплоть до «рассрочки», — мол, если нет денег, донесете позже…И люди «доносили», занимая у кого только можно. А когда прозревали и пытались завести речь о возврате, получали жесткий ответ — деньги не возвращаются, они отрабатываются! Это значит — приведи членов своей семьи, знакомых, знакомых их знакомых и только тогда получишь надежду вернуть свои средства.

Впрочем, как стало известно корр. «ЗН» из конфиденциальных источников, два примера возврата пострадавшим крупных сумм все же случились — это когда мошенники нарвались ну на очень крупное начальство. Что же до остальных, то судьбы некоторых из них могут послужить наукой для простаков. Шесть человек, попав в сети «пирамиды» и оказавшись в долгах, были на грани самоубийства, и, чтобы вывести их из этого состояния, пришлось долго работать психологам и психиатрам. Одна женщина, без мужа воспитывающая двух детей, чтобы вырваться из кабалы, была вынуждена продать то, что имела, — квартиру. Зарегистрированы два смертных случая от инфаркта. Одна 42-летняя женщина, без мужа воспитывающая двух детей, преждевременно ушла из жизни. Как рассказали ее близкие, во многом потому, что не смогла пережить, что не только сама обманулась, но и подставила родных.

Вот, оказывается, чем может обернуться «праздник жизни», устраиваемый доброхотами из финансовых «пирамид». Организаторы такой «пирамиды» добились своего, не только «сняв» с наивных николаевцев сумму — по различным оценкам от 500 тыс. до миллиона долларов. Но и потому тоже, что нынче, хоть и пребывают в розыске, как ни странно... имеют будущее. Недаром ведь во время николаевских гастролей сюда целыми автобусами привозили потенциальных клиентов из Кривого Рога и Херсона. Что ж, просчитано было верно — когда наступит конец бизнесу в Николаеве, они найдут людей из других мест, которые и станут базой для новых «пирамид». Как они при этом будут называться — не важно, главное — суть, а она во всех примерах одинакова — нажива за счет простаков.

К слову, как стало известно корр. «ЗН», николаевские следователи в ходе общения с коллегами из Херсона получили данные о том, что там уже организовавается аналогичная «пирамида». У нас же пока по этому делу арестованы 7 человек (из них две женщины в прошлом были потерпевшими в Одессе), две — в розыске и сотни проходят как потерпевшие. Впрочем, от злоумышленников их отделяет самая малость, ведь как еще можно назвать человека, который, чтобы вернуть свои деньги, «подставляет» двух других?