Тайник был устроен хитро: внутри толстого батона вареной колбасы вырезали дырку нужного размера, впихнули в нее круглый пенал, замаскировав пробкой из вынутой колбасы. Засунули пакет с «фаршированным» изделием на самое дно сумки с продуктами, которую поставили на третью полку в плацкартном вагоне. Так контрабандисты с товаром пересекли российско-украинскую границу.
В сентябре 2002 года в Павлограде Днепропетровской области сотрудники Службы безопасности Украины задержали гражданина России при попытке продажи радиоактивного контейнера. Контрабандист предлагал покупателю якобы плутоний-239. Доказывая качество товара, россиянин рассказал, что ежедневно проверял его наличие в контейнере, то есть открывал пенал и любовался на незащищенный радиоактивный материал. При этом испытывал легкое головокружение, тошноту, ухудшение зрения, слезоточивость, то есть признаки радиоактивного облучения. Изъятый предмет излучал 2500 микрорентген в час, в то время как нормой считаются 10—20. Так что злоумышленник в течение суток подвергал радиационному воздействию не только себя, но и соседей по вагону. Вообще такого рода беспечность присуща практически всем криминальным «радиоактивщикам». Специалисты СБУ рассказывают, что источники ионизирующего излучения с радиоизотопами (далее ИИИ) граждане закапывают в дачной местности, прячут под кроватями и в помещениях, где находятся их дети, перевозят в общественном транспорте. В конце 90-х годов прошлого века умер от лучевой болезни молодой человек, долгое время хранивший в земле собственного огорода на околице Ужгорода 1,5 килограмма урановых таблеток.
В случае с павлоградской «колбасой» выяснилось, что на самом деле двадцатисантиметровый пенал содержит стронций-90 и является одним из четырех ИИИ, похищенных в г. Златоусте Челябинской области в 1996 году (три из них были вскоре найдены российскими правоохранителями). В итоге — несколько лет продавец облучался в ходе безуспешных поисков покупателя. Теперь у него в перспективе — лишение свободы за незаконное обращение с радиоактивными материалами (ст.265, ч.1 УК Украины). Эта статья Уголовного кодекса, как и ст. 267 (нарушение правил хранения и перевозки радиоактивных материалов) по подследственности относится к органам МВД, которым СБУ и передала материалы по задержанию россиянина.
Уголовный кодекс Украины предусматривает довольно суровые меры наказания за правонарушения такого рода, вплоть до 15 лет лишения свободы.
Но даже потеря собственного здоровья не останавливает «радиоактивщиков», представляющих реальную угрозу для окружающих пренебрежением нормами безопасности на созданном ими же самими «черном рынке».
Сергей Оскаленко, руководитель подразделения СБУ, занимающегося контрразведывательным обеспечением соблюдения Украиной международных режимов нераспространения материалов и товаров, используемых в ядерной деятельности и при создании ядерного оружия, рассказывает о нравах подопечных злоумышленников:
У дельцов немало побудительных мотивов для осуществления незаконных операций с ядерными материалами и радиоактивными веществами. Однако в подавляющем большинстве случаев они сводятся к желанию получить коммерческую выгоду и не имеют какой-либо террористической, экстремистской направленности. Главное — деньги.
Закрытый мирок поставщиков ИИИ подобен сообществу коллекционеров со специфическими интересами и внутренним рынком. Построен он наподобие известной всем финансовой пирамиды — проигрывает тот, кто оказался в конце цепочки. Тут продается не только реальный товар, но и фотографии контейнеров, копии «сертификатов» на радиоактивный материал, устные сведения о товаре и потенциальных покупателях.
Первым звеном чаще всего является человек, имеющий опыт работы с радиоактивными материалами (только в Киевской области радиоактивные материалы по производственной и медицинской необходимости используют почти пять тысяч организаций). С подачи «специалиста» или же с его непосредственным участием совершается банальная кража. Чаще всего воруют списанные контейнеры и приборы, за которыми присмотр не очень строгий.
Так в конце октября 2003 года в Виннице при смене владельца предприятия (одного из ОАО) обнаружилась недостача шести подготовленных к захоронению ИИИ, содержащих цезий-137 и иридий-192, а также два гамма-дефектоскопа, содержащих обедненный уран-238. Кстати, такое радиоактивное «барахло» наиболее опасно, поскольку часто целостность контейнеров нарушена, вследствие чего происходит утечка изотопов. Затем воры начинают поиски потенциального покупателя, перепродажу другой группе злоумышленников. При сделках такого рода речь идет порой о совершенно нереальных ценах... в полмиллиона долларов.
Радиоактивные материалы и источники ионизирующего излучения в Украине не производятся. Все изъятые оперативниками предметы были завезены извне, а территория нашей страны использовалась для незаконного перемещения ядерных материалов преимущественно в направлении с востока на запад. В данный момент в Украине находится необходимое количество ядерного материала, используемого в реакторах АЭС или для нужд научно-исследовательских учреждений, которые в течение пяти лет находятся под гарантиями МАГАТЭ.
В июне 2003 г. Кабинет министров принял постановление о внесении изменений в Положение о порядке контроля за экспортом, импортом и транзитом отдельных видов товаров, применяемых для создания вооружения и специальной техники. Теперь ИИИ отнесены к материалам, свойства которых могут быть использованы в террористических целях.
— Все случаи, исследуемые нами по поручению правоохранительных органов, — рассказывает Андрей Берлизов, старший научный сотрудник Киевского института ядерных исследований, — были связаны с изъятием низкообогащенного урана, применяемого в энергетическом комплексе Украины. Это таблетки для атомных реакторов типа РБМК и ВВР, то есть топливо, которое невозможно использовать для создания ядерного оружия. К тому же самое большое исследованное нами количество — 1,5 кг, а этого совершенно недостаточно для подобных целей.
Сергей Оскаленко подтверждает мнение ученого. Кроме этого, по его убеждению, реального покупателя в Украине найти невозможно. Поэтому и стремятся злоумышленники тайно вывезти ИИИ за границу. А это уже контрабанда, то есть компетенция СБУ.
— Больше всего нас беспокоит возможность вовлечения в процесс незаконного оборота ядерных материалов транснациональных преступных группировок, имеющих значительные финансовые возможности и отработанные каналы по нелегальной переправке различных товаров, которые могут быть использованы и для нелегального перемещения ядерных материалов и радиоактивных веществ, — говорит Сергей Оскаленко. — Правда, следует отметить, что сегодня мы не располагаем данными, свидетельствующими о признаках деятельности в этом плане международных преступных группировок на территории Украины.
Служба безопасности Украины контактирует со спецслужбами многих стран мира по вопросу ядерной безопасности. Не остается без внимания ни один факт задержания украинских граждан, контрабандой доставивших радиоактивный материал в другую страну. В 1995 году двое украинских граждан были задержаны в Словакии, четверо — в Болгарии. В 2002 г. при попытке продать ИИИ в Минске был задержан гражданин Украины, бывший работник ЧАЭС, и белорусская спецслужба возбудила уголовное дело.
Сейчас СБУ совместно с одной из партнерских спецслужб расследует сентябрьский инцидент в Бориспольском аэропорту. Тогда при проведении обязательного радиологического обследования почтового багажа была выявлена бандероль, адресованная частному лицу от гражданина Украины. На расстоянии одного метра пакет излучал 36,6 мкр/ч, на поверхности — 87. Почтовое отправление, изъятое сотрудниками таможни и СБУ, было обследовано в Киевском межобластном спецкомбинате «Радон». Внутри оказались трое произведенных в СССР авиационных часов 1976, 1989 и не обозначенного года выпуска. На их поверхности уровень соответственно был 4000, 3500, 2000 мкр/ч. По мнению специалистов, самосветящаяся краска, содержащая изотоп радий-226, которой в те времена наносили обозначения на циферблат, таких показателей радиоактивности давать не могла... То есть можно допустить, что массивные часы были сняты с загрязненных вертолетов, захороненных в 30-километровой зоне ЧАЭС. Эта и другие версии проверяются следователями УСБУ в Киевской области, которым передано для расследования уголовное дело, возбужденное Бориспольской таможней по ст. 201 (контрабанда).
В той же Одесской области в городе Котовске сотрудниками СБУ в апреле 2003 г. были задержаны при попытке продажи ИИИ сразу две группы «радиоактивщиков». Одна из них предлагала два контейнера: с цезием-137 и со стронцием-90, вторая — контейнер с цезием-137. С целью искусственного повышения стоимости предлагаемого товара продавцы представляли содержимое контейнеров как оружейный плутоний-239. Номера на контейнерах были сбиты во избежание обнаружения источника их происхождения, радиоактивный фон превышал все допустимые нормы. Выяснилось, что ИИИ украли в разных местах, и исполнители не знали друг друга. Дельцы надеялись получить за свой товар солидное вознаграждение и убеждали, что в случае удачной сделки смогут предложить еще 40 единиц контейнеров. Было возбуждено два уголовных дела по ч.1 ст. 265, злоумышленникам избрана мера пресечения — подписка о невыезде. Однако не прошло и полугода, как оперативники снова задержали одного из подследственных. И снова с опасным товаром.
Это случилось в августе 2003 года. Житель Одесской области Владимир Т., 1956 года рождения, бывший предприниматель, ранее имевший опыт работы с ИИИ, нарушив подписку о невыезде, прибыл в Киев в надежде на выгодную сделку. В обычном целофановом пакете, который одессит постоянно держал при себе и целый день возил в метро, находился источник альфа-излучения мощностью 4500 мкр/ч на поверхности кулька.
Владимир Т. был задержан и отправлен в СИЗО. В пакете оказался америций-241, очень токсичный радиоизотоп. Страшно подумать, какой уровень опасного для жизни загрязнения мог возникнуть в случае разгерметизации свинцового контейнера! Задержанный рассказал, что капсулу с америцием он выкрутил из измерительного прибора, обследовал дозиметром и сделал самодельный 20-сантиметровый свинцовый контейнер. И все эти процедуры осуществил в своем доме, где проживают его жена и малолетний ребенок. За незаконное обращение с радиоактивными материалами (ст.265, ч.1), инкриминируемое гражданину Владимиру Т., предусмотрено наказание до трех лет лишения свободы.
...Порой трудно понять, как подобная преступная деятельность могла возникнуть в стране, пережившей атомную катастрофу. Можеть быть, одновременно с полураспадом спекшихся в топке чернобыльского реактора радиоактивных материалов начался полураспад некоторых человеческих душ?