Надежду на то, что все тайное рано или поздно станет явным, питают процессы, происходящие на местах, где в последнее время правоохранительные органы проявляют особый интерес к махинациям с государственной собственностью.
У рядового автолюбителя, который много ездил по нашим разбитым дорогам и не всегда видел изменения к лучшему, упоминание о дорожном ведомстве способно вызвать разве что мысли о недостаточном финансировании. Трудно поверить, что содержатели таких дорог могут превращаться в далеко не бедных людей. Конечно же, чтобы достичь лавров олигарха местного масштаба, требуется как минимум государственная должность и умение вынудить плясать под свою дудку довольно солидные органы. Во всяком случае, одному из руководителей государственного предприятия управления строительства и эксплуатации автомобильных дорог — некоему С. это удалось. 18 марта 1998 года в результате семейного совета он создал общество с ограниченной ответственностью, зарегистрированное на сына и жену и призванное осуществлять ремонтные, пусконаладочные работы, строительство сооружений и прочее. Как выяснили в областной прокуратуре, в тот же день, с завидной оперативностью, ООО было зарегистрировано исполкомом Николаевского горсовета. После такой основательной подготовки С. довольно спокойно отнесся к информации, поступившей из государственной корпорации «Укравтодор» о предстоящей ликвидации вверенного ему госпредприятия.
Схему «приватизации» того имущества, беречь которое он должен как служащий, начальник изобрел сам. Судьба госпредприятия вершилась…на семейном совете, где и было решено для начала оттяпать у целостного объекта наиболее соблазнительный имущественный комплекс, после чего использовать последний в качестве новой производственной базы для уже своего предприятия. Ему перешли производственные помещения, техника и оборудование. Чтобы скрыть следы воровства, руководитель своим приказом по госпредприятию «узаконил» эту акцию. Для «заметания следов» он предполагал произвести расчет за данный комплекс путем зачета стоимости работ, выполненных «своим» предприятием для пока что возглавляемого им госпредприятия. Прямо скажем, довольно неплохие условия… Впрочем, даже такого рода «расчет» был заведомо занижен. Ведь солидное административное здание, проходная, два склада, два гаража, два бассейна, обширная, покрытая асфальтом и бетоном территория, отопительные котлы, станки обошлись всего-то в каких-то 14058,26 грн. Позже оказалось, что фактическая стоимость этого имущественного комплекса — без малого 100 тыс. грн.
Дальнейшее сотрудничество между госпредприятием, возглавляемым отцом, и ООО, у руля которого стояли сын и жена, планировалось отнюдь не на взаимовыгодной основе. До состояния ли дорог было руководителю, когда следовало думать о пользе семейного дела? Само собой, во все тонкости хитромудрых преобразований не посвящались ни региональное отделение Фонда госимущества, ни государственная корпорация «Укравтодор». Стоит ли, в самом деле, упоминать о таких «мелочах», как то, что согласно требованиям Закона Украины «О государственных предприятиях» и «Положения о порядке отчуждения основных средств, являющихся государственной собственностью», отчуждение предприятия можно производить исключительно на конкурсной основе — на аукционе, после получения разрешения органа управления имуществом (корпорации«Укравтодор») и по согласованию с региональным отделением Фонда госимущества Украины, при наличии технико-экономического обоснования целесообразности отчуждения имущества и использования средств, акта о балансовой стоимости основных средств, акта об инвентаризации и техническом состоянии имущества, отчета о его экспертной стоимости.
Впрочем, чтобы «узаконить», «застолбить» собственность, надо было все же выйти за рамки собственного ведомства и решать вопросы на местном уровне. И надо сказать, что незаконные, с точки зрения правоохранительных органов, действия приватизаторов не встречали должного сопротивления — до поры до времени почему-то никого не настораживала эта операция.
Для решения своего вопроса семья решила получить официальные документы о праве собственности на госимущество. И это ей в общем-то удалось. С помощью одной из фирм, занимающейся операциями с недвижимостью, которая обратилась в Николаевское бюро технической инвентаризации с просьбой подготовить соответствующие документы. Более того, как удалось выяснить работникам областной прокуратуры, в Николаевский горсовет поступило ходатайство, по результатам рассмотрения которого был составлен проект отвода земельного участка, а затем семейное детище получило и государственный акт на постоянное пользование землей.
Однако когда дело присвоения государственной собственности, казалось бы, завершилось, было возбуждено уголовное дело. Ведь государственный комплекс по-существу расхищен и обращен в частную собственность. Дело передано в областную прокуратуру и будет рассматриваться в суде.