UA / RU
Поддержать ZN.ua

ПЕЧАЛЬНЫЙ КОНЕЦ «СЛУЧАЙНОЙ ВСТРЕЧИ»

На днях неизвестные лица похитили в центре Тернополя «металлическую женщину» — один из элементов...

Автор: Роман Якель

На днях неизвестные лица похитили в центре Тернополя «металлическую женщину» — один из элементов скульптурной композиции «Случайная встреча» известного мастера Стюарта Джонсона, национального скульптора США, считающегося гордостью Америки. Дерзкий поступок у ценителей искусства вызвал особое возмущение — художественных работ Джонсона в Европе нет вообще, единичные скульптуры установлены только в Японии да Индии. Замысел подарить Тернополю «Случайную встречу» был воплощен не за один день — неожиданное согласие скульптора, а затем продолжительные усилия посольства США в Украине и Корпуса мира. И пункт назначения этой скульптурной композиции — один из скверов Тернополя, — к сожалению, оказался промежуточным. Две металлические женщины пробыли здесь вместе лишь немногим более года...

Когда один из волонтеров американского Корпуса мира Джон Звожек работал в отделе экологии Тернопольского городского совета, он показал каталог скульптур Стюарта Джонсона. Работы поражали оригинальностью и простотой, впрочем, нет, оригинальность, пожалуй, была именно в простоте. Всех их объединяла радость, улыбка, счастье — лозунги жизни и творчества известного американца. Разговор завершился предложением — не желают ли тернопольские чиновники иметь в городе одну из скульптур американского мастера.

Тогдашний начальник отдела экологии Олег Соколовский выбрал композицию под названием «Случайная встреча», которая в наибольшей степени соответствует ауре города, гармонично вписывается в его парковый ландшафт. Американскому скульптору прислали множество видов Тернополя. Он был просто восхищен красотой «города парков и гидросооружений» и пообещал сделать все, чтобы эта скульптурная композиция как можно быстрее оказалась в Тернополе. Кстати, американец решил разлучиться со своей самой дорогой работой. Художественную ценность случайной встречи двух женщин в парке Стюарт Джонсон определил в 100 тысяч американских долларов.

Инициаторы «великого переселения» очень сомневались, позволит ли Конгресс вывезти это художественное произведение за пределы США. А еще, кроме позитивного решения нижней палаты парламента, требуются специальные разрешения ряда американских правительственных учреждений. И вот все согласования есть! И скульптурная композиция, находившаяся в одном из парков США, едет в Украину. Ее оформляют как дипломатический груз с уже меньшей таможенной стоимостью — 40 тысяч долларов. По пути «две женщины» останавливаются в Польше. Из каких-то источников об этом узнали работники правительства Франции и попросили скульптора привезти их к ним на родину и установить в Париже. Джонсон отвечает отказом. Скульптурная композиция отправляется в Киев. Лица, близкие к мэру Александру Омельченко, выразили желание оставить ее в столице. Но получили то же, что и французы, — отказ.

Наконец работа известного скульптора Стюарта Джонсона прибывает в Тернополь. В марте прошлого года ее устанавливают в центральном сквере. Но в предвыборной карусели-2002 скульптурную композицию «забыли» поставить на баланс города. Поэтому до сих пор ее официальным получателем является физическое лицо — господин Олег Соколовский. И вот досадная неожиданность. Видимо, по иронии судьбы бывший начальник отдела экологии горсовета, инициировавший перевозку скульптурной композиции из Соединенных Штатов в Тернополь, на рассвете одного апрельского дня первым увидел исчезновение «металлической женщины». Вторая, по его словам, лежала неподалеку и была готова к погрузке. Как оказалось, неподвижные фигуры могут начать двигаться на видном месте в нескольких десятках метров от здания городской милиции.

Уголовное дело по факту исчезновения скульптуры сотрудники городского отдела УМВД в области возбудили, но по ч.1 статьи 185 УКУ («кража»), поскольку правоохранители пока не получили подтверждающих документов о скульптурной композиции как о произведении искусства и о ее стоимости. Начато расследование. Заместитель начальника Александр Богомол называет две основные версии, которые отрабатывает следствие, — кража с целью сбыта цветного металла и кража скульптуры для установления на даче нового украинца. Пока эти версии остаются версиями, поскольку злоумышленники не установлены.

А многие жители города выдвигают свою версию случившегося. Даже некоторые профессора тернопольских вузов в исчезновении «металлической женщины» видят арабский след: так, мол, арабы отомстили Украине за отправление батальона в Кувейт. Это действительно самобытная местная фантазия. А сам инициатор установления «Случайной встречи» в Тернополе Олег Соколовский кражу скульптуры объясняет так: «По моему мнению, это преступление готовили и совершили коллекционеры далеко не тернопольского масштаба. Ведь иметь такую скульптуру — престижно для любой частной коллекции закрытого типа».

На какой версии ни остановилось бы расследование дела, для многих тернопольчан и организаций скульптурная композиция действительно имела ценность — и художественную, и чисто эмоциональную. «Случайная встреча» собирала много людей, она была украшением города. И не случайно представители Корпуса мира выразили готовность выплатить 5000 американских долларов лицу или лицам, которые помогут найти след преступника. Но предлагают они вознаграждение едва ли не в последний раз. Ведь если в Украине исчезновение скульптурных произведений, картин, акты вандализма по отношению к памятникам становятся обычным явлением, то мало кто из зарубежных художников в дальнейшем пожелает оставить здесь свое произведение. Подарки делают не для того, чтобы их потом долго искать...