UA / RU
Поддержать ZN.ua

Парижская одиссея Юрия Гайсинского

Итак, версия случившегося от Юрия Гайсинского. По словам экс-прокурора, он сопровождал Воронцова в поездке в Париж в качестве адвоката для обеспечения сделки по поставкам металлоконструкций...

Автор: Николай Трошкин

Информация о том, что во Франции пропал экс-прокурор Киева и Киевской области Юрий Гайсинский, стала известна в «ЗН» в минувшую пятницу вечером. Наши источники сообщили, что за день до этого семья бывшего прокурора обратилась в МИД Украины с просьбой выяснить его судьбу. Как было сказано в заявлении, 23 ноября Юрий Гайсинский и некий Владимир Воронцов во второй половине дня вышли из парижской гостиницы. С тех пор родственники не имели о
г-не Гайсинском никаких известий. После получения заявления МИД Украины и посольство Украины во Франции обратились во французские правоохранительные органы с просьбой выяснить обстоятельства исчезновения украинского гражданина.

«ЗН» крайне заинтриговала эта история. Ведь не каждый день в центре Европы и тем более в центре Парижа пропадают украинские экс-прокуроры. Тем более что вместе с Юрием Гайсинским пропал и Владимир Воронцов. Последнего украинские электронные СМИ связывают с находящимся в таиландской тюрьме Виктором Бутом, известным торговцем оружия.

Позже стало известно, что Юрий Гайсинский был похищен неизвестными в масках, но в воскресенье был освобожден. Французская пресса сообщила, что полицией задержаны двое — водитель машины, в которой находился Гайсинский в момент похищения, а также Владимир Воронцов.

По своим каналам «ЗН» удалось узнать, что г-н Гайсинский прибывает в Украину во вторник вечером. Чтобы из первых уст услышать версию происшедшего, мы направились в аэропорт «Бо­рисполь». Там в VIP-зале мы и встретили Юрия Гайсинского, который выглядел бодро и весело. Добиться от него объяснения не составило труда: экс-прокурор был расположен поделиться пережитым с «ЗН». Тем более что в «Борисполе» не было ни его родст­венников, ни журналистов. Встречали г-на Гайсинского в VIP-зале только мы и два его помощника.

Итак, версия случившегося от Юрия Гайсинского. По словам экс-прокурора, он сопровождал Воронцова в поездке в Париж в качестве адвоката для обеспечения сделки по поставкам металлоконструкций. Они прибыли во французскую столицу в воскресенье. Около восьми часов вечера 24 ноября Гайсинский и Воронцов вышли из парижского отеля, сели в «Мерседес» и поехали в старинный ресторан французской кухни. Через 5—10 минут водитель остановил машину. В этот момент в нее ворвались три человека, которые приставили пистолеты к виску шофера и Гайсинского. Воронцов же успел выскочить из машины. «Мне никогда не приставляли пистолет к виску, и я не заметил, как Владимир выскочил. Я думал, что он убежал», — рассказал «ЗН» Гайсинский. Позже оказалось, что похитители были на трех машинах. Воронцова схватили и посадили в другую машину.

Похитители велели Юрию Гайсинскому позвонить жене. Они дали его телефон и продиктовали, что он должен был сказать. Это были примерно следующие фразы: «На меня получен заказ. Они должны меня убить. Они могут меня спасти за двадцать миллионов долларов». «Я потом спросил у жены, поняла ли она, что я передаю их слова. Она ответила: «Конечно, ты никогда так не говоришь». Сразу после разговора мой телефон разломали и выбросили в окно. Я их спросил, не путают ли они меня с кем-то. Они ответили: «Нет, все правильно, думай, как вопросы решить». Я говорю: «А что мне думать? Это какая-то трагическая ошибка». В ответ: «Мы не ошибаемся». По словам Гайсинского, похитители говорили по-русски «со страшным кавказским акцентом». После этого разговора похитители обыскали его, забрали деньги, паспорт, разломали его кредитную карточку «Приватбанка».

Куда направилась машина, он не знает: вначале ему закрывали глаза рукой, а через какое-то время накинули на голову черную тряпку. Машина ехала на огромной скорости: ее заносило на поворотах. Но пленник успел рассмотреть дорожные указатели на Лион и Фонтенбло. Ехали они примерно два с половиной часа: около одиннадцати вечера приехали в гараж, в котором Гайсинский находился первые сутки своего похищения. С ним постоянно пребывало четыре—пять человек, как внешне определил Гайсинский, кавказцев.

Утром в гараж приехал один из захвативших Гайсинского в машине и предложил тому позвонить российскому миллиардеру Роману Абрамовичу, чтобы тот заплатил двадцать миллионов долларов выкупа за бывшего украинского прокурора. По словам Гайсинского, «Абрамовича он видел только по телевизору» и посоветовал связать их со своим зятем Геннадием Кернесом. Похитители настаивали на звонке «кому-то уровня Абрамовича» и для решения «его вопроса». Как рассказал Гайсинский, он им объяснял, что он не бизнесмен и что ни Абрамович, никто другой его вопрос решать не будет. В ночь со вторника на среду похищенного прокурора перевезли в другой дом.

По словам Гайсинского, его охранники не издевались над ним, не били, не унижали, но ни на минуту не оставляли одного. «Было видно, что они нервничали: все время курили», — поделился впечатлениями Юрий Гайсинский. Похитители постоянно держали перед его глазами оружие, «давили на психику». Они его кормили, дали чистую одежду. Да и сами были крайне чистоплотными: трижды в день делали мокрую уборку помещения. Его охранники были в костюмах и галстуках. Все время слушали восточную музыку. «Они постоянно крутили одни и те же диски. Так что я поневоле запомнил слова песен:

Вот идет караван
по восточным пескам.

Он везет анашу
в свой родной Пакистан.

Третий день без воды.
Пить хотят верблюды…

Караванщик-босяк
набивает косяк.

А еще один раз включили Modern Talking. Но им не понравилось, и они слушали снова эти песни на CD-проигрывателе», — вспоминал о пережитом Юрий Гайсинский.

По словам экс-прокурора, вначале похитители активно уговаривали его позвонить, договориться о выкупе. Угрожали, что будут загонять иголки под ногти. «Я говорю: ребята, а зачем? Еще я подумал, что для них я товар. Живой, но товар. А товар должен иметь товарный вид. Я им сказал, что если со мной что-то случиться, то за меня мертвого и ломаного гроша не дадут. Думаю, что они понимали это и без меня», — поведал г-н Гайсинский. Но через некоторое время он заметил, что отношение к нему стало меняться. «Потом в субботу приходит один… Старший охранник меня спрашивает: «А кто с тобой был?». Я говорю: «Не знаю. Случайный человек». Я не стал Воронцова сдавать. Думал, что он убежал. Они мне говорят: «Ты нас обманул. Вот он сумел добиться, чтобы его освободили. Нам позвонили какие-то влиятельные его друзья, чтоб и тебя освободили. Это мы тебе говорим, чтобы ты не думал, что мы тебя убьем ночью. Мы завтра отвезем тебя в гостиницу, он там тебя будет ждать и отдаст твой паспорт», — рассказал Гайсинский.

Рано утром в воскресенье пленника отвезли в Париж. Ему дали 300 евро на такси, и спустя пятнадцать минут он был уже в своей гостинице. По словам Гайсинского, в отеле никого не было. Он помылся, переоделся, и только заказал завтрак, как пришел Воронцов. Во время завтрака к ним подошли два сотрудника полиции, которые отвезли их к комиссару полиции. «Это была женщина, лет 45-ти. Я неделю с мужиками пробыл. Мне все время хотелось взять ее за руку», — так Юрий Гайсинский описал свою первую встречу с французским комиссаром полиции. Воронцова и Гайсинского допрашивали отдельно. Именно в этот момент семья Гайсинского узнала, что он живой: перед началом допроса Кернес перезвонил в полицию, с представителями который к тому времени он уже вел активные переговоры, и ему сообщили эту новость. Допрос проводили в присутствии украинской переводчицы. Приехали также адвокаты. Поздно вечером полиция отпустила Гайсинского. А Воронцова задержала, поскольку к нему у полиции было «много вопросов».

Гайсинский также рассказал «ЗН», что его жена из телефонного разговора поняла, что его задержала жандармерия: «Она нервничала, плохо слышала меня». Его адвокаты подняли на ноги всех: и спецслужбы, и прокуратуру, и полицию. Пропавшего нигде не было. Позже похитители говорили по телефону с Геннадием Кернесом и также требовали за бывшего прокурора двадцать миллионов долларов. По словам Гайсинского, его делом занималось лучшее полицейское подразделение, специализирующееся на похищениях и освобождении заложников, и его освободили в результате одной полицейской операции. Был захвачен какой-то местный криминальный авторитет, и в обмен на некие «преференции» со стороны власти тот оказал содействие в освобождении похищенных украинских граждан. Полицейские рассказали Гайсинскому, что ранее уже были похожие похищения, и они подозревают, что их совершала одна и та же преступная группировка.

Но кто был главной целью похищения, Гайсинский не знает: «Похитители мне говорили, что цель похищения я. Но парижская полиция предполагала, что через меня хотели выйти на моего зятя, и попросила меня об этом подумать. Кроме того, Гайсинский не исключает, что главной целью похищения был Владимир Воронцов.

Вот такова детективная история в изложении Юрия Гайсинского. Позже «ЗН» стали известны другие версии этого загадочного похищения и не менее странного освобождения. По одной из них, полиция активно разрабатывала преступную группировку, похитившую Гайсинского, и за ее участниками уже долгое время следили. Эта группировка подозревалась в незаконной торговле оружием. Однако у полиции не было фактов, которые помогли бы привлечь ее участников к уголовной ответственности. Похищение дало необходимые улики для этого. Кроме того, существует версия, что Владимир Воронцов вел дела с этой группировкой. А похищен был потому, что якобы задолжал ей крупную сумму.

Сейчас Владимир Воронцов задержан французскими правоохранительными органами. Как сообщили «ЗН» дипломатические источники, суд первого района Парижа принял в четверг решение продлить задержание г-на Воронцова до четырех месяцев. Напомним, что ранее он был задержан на 96 часов. По информации «ЗН», обвинение этому украинскому гражданину не выдвигалось. Но поскольку полиция считает, что главной целью похищения был Владимир Воронцов, то французы посчитали необходимым задержать его во Франции еще на некоторое время. Для выяснения всех обстоятельств этого интригующего дела.