Судебная палата по уголовным делам Верховного суда Украины рассмотрела обобщение судебной практики рассмотрения уголовных дел о служебных преступлениях с признаками коррупционных действий (статьи 364, 365 и 368 УК Украины), а также дел об административной ответственности за нарушение требований Закона Украины «О борьбе с коррупцией». Указанное обобщение осуществлено в границах деятельности Межведомственной рабочей группы по вопросам противодействия коррупции.
Изучение судебной практики засвидетельствовало, что основными видами служебных преступлений с признаками коррупционных действий являются преступления, состав которых предусмотрен ст. 368 УК, то есть получение взятки. Самыми характерными преступлениями, содержащими признаки коррупции, были действия служебных лиц в управленческой сфере. Коррупционные действия взяточников непосредственно связаны с получением в виде взятки денег, бытовой техники, мебели, автомобилей и т. п. Преимущественно суды назначали осужденным наказание в соответствии с требованиями законодательства, с учетом всех обстоятельств дела, а также данных относительно лица, совершившего преступление.
Следует заметить, что в 2007 году к уголовной ответственности за получение взятки привлекли одного судью, которого приговорили к пяти годам лишения свободы с лишением права занимать определенные должности и заниматься деятельностью по отправлению правосудия сроком на три года. Кассационной инстанцией приговор оставлен без изменений.
Обобщение высветило наличие на практике трудностей при квалификации действий в случаях совершения лицами преступлений с признаками коррупции, что связано с отсутствием в действующем уголовном законодательстве понятия преступлений с признаками коррупционных действий.
Рассматривая административные материалы о совершении коррупционных правонарушений, судьи, как правило, придерживаются требований указанного закона, Кодекса об административных правонарушениях Украины и учитывают разъяснение постановления пленума Верховного суда Украины от 25 августа 1998 года № 13 «О практике рассмотрения судами дел о коррупционных действиях и прочие правонарушения, связанные с коррупцией».
Обобщение показало, что к ответственности за коррупционные правонарушения в большинстве своем привлекались руководители и специалисты государственных структур низшего звена, как правило, не выше районной. Среди привлеченных к ответственности больше всего служащих органов местного самоуправления (сельских председателей, секретарей сельских советов, землеустроителей и т. п.) и государственных служащих уровня районных государственных администраций. Такая картина свидетельствует о том, что деятельность правоохранительных органов пока что направлена преимущественно на борьбу с коррупцией во властных структурах низших уровней.
Изучение засвидетельствовало, что недостатки правоприменительной деятельности в значительной степени обусловлены несовершенством действующего законодательства. В частности, Закон Украины «О борьбе с коррупцией» требует конкретизации в вопросе механизма привлечения лиц к административной ответственности за коррупционные действия.