В последнее время на пресс-конференциях в силовых структурах журналистам нередко демонстрируют возможности отрядов специального назначения. Накачанные ребята в камуфляже и бандитских шапочках с прорезями для глаз врываются в помещения (окружают автомобиль, поляну и т.п. — в зависимости от фантазии организаторов и исполнителей), мгновенно разоружают растерявшихся бандюг и лихо укладывают их мордами (пардон) в болото. Телекамера крупным планом демонстрирует наручники на руках побежденных. Эти кадры потом добрый десяток раз прокручиваются на всех местных телеканалах, с каждым разом все больше повышая имидж наших доблестных силовиков в глазах надежно защищенного ими населения.
На деле это выглядит не так картинно. Во всяком случае, 8 августа на Славутском рубероидном заводе никого не клали рылами в асфальт (территория завода столь ухоженная и утопает в цветах, что болото там вообще найти трудно). Правда, едва ли не на каждом шагу в админпомещении маячили ребята в униформе, а двери всех кабинетов, за исключением разве что туалетов, были опломбированы. Поэтому несколько журналистов едва втиснулись в маленький кабинетик члена правления Валерия Гринчука, ответственного за связи с общественностью, — он едва ли не единственный на этаже еще был открыт для посетителей.
Интерес масс-медиа был не случайным. Славутский рубероидный завод, крупнейшее и в производстве многих видов кровельной продукции, уникальное в Украине предприятие подобного профиля, — один из наиболее показательных на Хмельнитчине. Так сказать, живое олицетворение действенности новейшей отечественной экономической политики. Предприятие с почти столетней историей, оно в середине 90-х имело все шансы повторить судьбу сотен своих братьев по несчастью и прекратить существование. И возрождено благодаря средствам инновационного фонда, оснащено новейшим импортным оборудованием, ОАО «СлРЗ» в 2000 году снова начало выпускать продукцию — суперсовременную и высококачественную. И в рекордно короткие сроки стало любимцем власти, прессы, налоговиков и общественности.
Власти — поскольку демонстрировало успешность лизинговой политики в Украине в целом и на Хмельнитчине в частности: почти треть славутской товарной продукции производится на СлРЗ. Налоговиков — поскольку исправно платило немалые налоги (в первой тройке на Славутчине по их объему): только в прошлом году в бюджеты разных уровней — 3,5 миллиона гривен. Общественности — поскольку было спонсором многих добрых дел и мероприятий (например, содержало футбольную команду города). В прошлом году на благотворительные цели потрачено почти 100 тысяч гривен. Журналистов — поскольку с первых дней новой истории было открытым для общения, искренним и откровенным.
Не последнюю роль во всем этом сыграло и то, что завод имел умное и интеллигентное лицо — председателя правления Владимира Шандры. Родом с Тернопольщины, с московским дипломом о высшем образовании, первые жизненные и производственные университеты Владимир Николаевич прошел на Хмельницкой атомной электростанции, расположенной в Славутском районе. Рубероидный был второй серьезной вехой в его жизни. Третьим этапом (такое двузначное слово и употреблять страшно) стало депутатство в Верховной Раде — 39-летний В.Шандра избран в этом году по списку «Нашей Украины» (кстати, единственный с Хмельнитчины).
Последнее обстоятельство было, пожалуй, главной составной журналистского интереса к событиям в Славуте. Как только 7 августа просочились слухи о том, что УБОП «трясет» рубероидный, людская молва мгновенно объединила это с «нашеукраинским» депутатством Шандры.
Начальник Славутского межрайонного отдела борьбы с организованной преступностью подполковник В.Коваль не согласился с такой трактовкой действий его подчиненных.
— По материалам, имеющимся в нашем распоряжении, — объяснил Василий Дмитриевич, — возникла необходимость проведения встречных проверок на Славутском рубероидном заводе. Мы прислали пять писем, но руководство проигнорировало наши законные требования и не предоставило нам никаких документов. Поэтому мы и опечатали кабинеты. Это разрешено законом при наличии угрозы уничтожения документов. Но помещения опечатаны с 17.30 одного дня до 8.00 следующего, остальное время сотрудники завода могут в них работать (мы приехали после десяти утра, но кабинеты еще были опоясаны «поясами целомудрия» с подписями понятых. — Авт.). Уголовное дело не возбуждено, т.к. вмешались адвокаты. Мы никого не допрашивали. Раньше с нашей стороны к этому предприятию ни малейших претензий не было. И все же не может не насторожить тот факт, что с началом всех этих событий председатель правления ОАО срочно уехал в командировку, а директор сразу лег в больницу.
Письма на СлРЗ действительно поступали: «В связи с проверкой, которую проводит УБОП УМВД Украины в Хмельницкой области, и в соответствии со ст.12 п.2 «б» Закона Украины «Об организационно-правовых основах борьбы с организованной преступностью» прошу срочно предоставить по нашему адресу всю имеющуюся в полном объеме информацию и документы о финансово-хозяйственной деятельности, импортно-экспортных и лизинговых операциях, осуществленных предприятием... за период с 01.01.1997 года по настоящее время». Первое письмо датировано 22 июля, следующие — 2, 3, 5, 6 августа. Особо любознательные могут заглянуть в календарь и убедиться, что активность наших правоохранников практически не знает выходных. Этот же рабочий зуд, следует полагать, заставил В.Коваля в тот же день, 6 августа, выдать распоряжение о разрешении своим подчиненным и откомандированным из Хмельницкого коллегам на «вход на территорию ОАО «СлРЗ» и дочерних предприятий, склады, хранилища, помещения по служебным удостоверениям». Причем, по словам адвокатов О.Сильченко и Т.Катеринчук, на самом деле никто из них удостоверений не предъявил, и руководство завода, в свою очередь, вызвало государственную службу охраны. Что, впрочем, не помешало настойчивым защитникам закона не только зайти на территорию, но и опечатать 15 управленческих кабинетов...
Вопросы и сомнения подполковника Коваля мы переадресовали членам правления завода, депутатам Хмельницкого областного совета В.Гринчуку и В.Гаврилюку: что же, вы, мол, оказывали сопротивление, предоставили бы эти документы, да и все. «Да кто же против? — устало спросили собеседники. — Завод работает прозрачно, вся документация имеется в налоговой, все проверки проходили без замечаний. Берите, пожалуйста, но на каком основании мы кому-то обязаны предоставлять эти горы документов? Санкция прокурора есть? Нет. Может, возбуждено оперативно-розыскное дело, уголовное? Нет. И ничего удивительного в том, что директор попал в больницу: он человек болезненный, начал переживать, давление сразу под двести… А председатель правления — и здесь нечего скрывать — как только начались эти бесчинства, в Киев уехал правду искать...»
Пока руководитель искал правду в столице, убоповцы, как рассказывают заводчане, искали ее на предприятии — в беседах с работниками, в настойчивых просьбах дать объяснение, в официальных письменных «приглашениях» в Хмельницкий, в УБОП «в качества свидетеля» (дело, напомню, еще не было открыто. — Авт.) с обязательной явкой. Руководители ОАО обжаловали незаконные, по их мнению, действия должностных лиц УБОП УМВД Украины в Хмельницкой областной прокуратуре. Нарушение трудового ритма в пик сезона (лето — наиболее благоприятное для реализации продукции предприятия время), по подсчетам заводских экономистов, лишь за один день, 7 августа, нанесло предприятию убытков на полмиллиона гривен. Коллектив (а здесь работает 220 человек, которые получают, кстати, самую высокую среди промышленных предприятий города зарплату — во втором квартале с.г. она составляла 647 гривен) разволновался и замитинговал. «Завод сознательно гробится, — горячилась белокурая молодка. — Все в Славуте, что хоть немного поднималось на ноги, вот так разорялось и пускалось по ветру. Теперь наша очередь подошла». «Шандра виноват, — глухо отозвался хмурый рабочий. — Не к тем примкнул. Вот на нас и отдуваются». «Мы все выясним, — успокаивал людей зампред Славутского горсовета Л.Хавхун. — Мы во всем разберемся».
Пока местная власть еще думала разбираться, на заводе 9 августа снова появились убоповцы в сопровождении... отряда захвата «Сокол». По сообщению горрайонной газеты «Трудівник Полісся», они в присутствии понятых «распечатали кабинеты (в некоторых даже срезали замки!), вывезли всю документацию (адвокаты утверждают, что сделано это было без какой-либо санкции прокурора, а также без подробного описания и перечня изъятых документов, как того требуют ст. 177 и 186 Уголовно-процессуального кодекса Украины), забрали даже системные блоки компьютеров... В.Д.Коваль сообщил, что старшим следователем в ОВД СУ УМВД Украины в Хмельницкой области П.Г.Каправчуком возбуждено уголовное дело по ст. 222 ч.2 Уголовного кодекса Украины «Мошенничество с финансовыми ресурсами». Однако, как ни странно, никакого уголовного дела руководители и адвокаты ОАО... до сих пор не видели. Они знают лишь его номер из постановления о проведении обыска, выданного П.Г.Каправчуком 9.08.2002 г. в связи с тем, что «служебные лица ОАО ... предоставляли в Славутскую ОГНИ уточненные декларации по налогу на добавленную стоимость за июнь и июль 2000 года, в которых сознательно завысили размеры уплаченного налога на сумму 232869,5 грн. с целью незаконного получения указанной суммы из государственного бюджета...» и т.д. Адвокат О.Д.Сильченко по этому поводу убежден, что «постановлением были прикрыты действия, ранее совершенные сотрудниками УБОПа».
20 августа состоялось собрание трудового коллектива СлРЗ. Оно утвердило открытое письмо к Президенту Л.Кучме: «Причинами, заставившими обратиться к Вам, стало беспрецедентное пренебрежение интересами ведущего коллектива отрасли и полное игнорирование закона людьми, которые обязаны его защищать, — пишут рабочие. — ...Отдельные сотрудники МВД, по известным только им причинам, решили уничтожить наш завод путем изъятия документации, блокирования работы и возбуждения по не известным никому причинам уголовных дел...»
Прокомментировать эти события корреспондент «ЗН» попросила начальника УБОП МВД Украины в Хмельницкой области В.Стадника.
— Г-н полковник, почему именно ваше управление занялось Славутским рубероидным?
— К нам поступила информация о злоупотреблениях служебных лиц этого предприятия.
— Разве эту информацию нельзя было проверить, не парализуя работу предприятия?
— Его работа не парализована. И с самого начала мы вообще планировали просто ознакомиться с документацией, то есть провести встречную сверку документов. Но нам препятствовали, возражали, не предоставляли этих документов. Поэтому нам ничего другого не оставалось, как опечатать кабинеты, в которых эти документы хранятся, а потом и изъять их.
— И как долго будет продолжаться следствие, которое, что бы там кто ни говорил, все равно негативно влияет на производственный процесс СлРЗ?
— Сложно сказать. Там очень большие объемы документации. Там же, кроме нас, еще КРУ будет работать, другие...
— Вы уверены, что ваши сотрудники в этой ситуации не превысили свои полномочия?
— Мы во всем руководствовались законом Украины «Об организационно-правовых основах борьбы с организованной преступностью».
— А как бы вы прокомментировали предположения, что нынешние события вокруг Славутского рубероидного завода — политический заказ?
— Это абсурд. Полный абсурд.
Придется поверить господину полковнику на слово. Поскольку слухи о том, что события на рубероидном — это своеобразное предупреждение В.Шандре, отказавшемуся от предложения перейти в парламентское большинство, остаются просто неподтвержденными слухами. Так же, как информация о радостном оживлении в стане налоговиков области в связи с тем, что, мол, не удалось «наказать» завод их руками, поскольку СлРЗ два года подряд признается лучшим налогоплательщиком. Словом, мы, как советуют нам стражи правопорядка, будем ждать окончания следствия, чтобы убедиться: где-то когда-то что-то там было или, наоборот, и близко не было.
Но почему от того, что проводится следствие и, судя по всему, будет продолжаться еще долго, должен страдать бюджет — а следовательно, все мы, граждане? Ведь завод все же стоит с 18 августа, не выпуская ни-че-го — а значит, не отдавая ни копейки в бюджет. По этому поводу пять народных депутатов, и Шандра в том числе, 28 августа встретились с руководством Хмельницкого областного совета, облпрокуратуры и управления МВД в Хмельницкой области. И получили уверения, что до 3 сентября со всех необходимых документов будут сняты копии, а оригиналы вернут на предприятие, чтобы оно могло продолжать работу. По словам В.Гринчука, 3 сентября ни одного документа на завод еще не вернули.
...Просто к слову: помещение Славутского УБОПа покрыто сполигонтом — одним из 60 видов кровельной продукции, выпускаемой Славутским рубероидным заводом. Если верить специалистам, абсолютно надежная крыша.