UA / RU
Поддержать ZN.ua

От «брака» без любви — к браку на производстве

Ну никак нельзя при современных масштабах хозяйственной деятельности на производстве, в проектно...

Автор: Надежда Федотко

Ну никак нельзя при современных масштабах хозяйственной деятельности на производстве, в проектно-конструкторских бюро, подчиненных Министерству промышленной политики Украины, обойтись без достойного «тыла» в лице, на первый взгляд, незаметных защитников юридической базы на все том же производстве. Подобный «брак» на многих предприятиях, как правило, - без особой «любви». Зато и приводит эта нелюбовь ко вполне ощутимым финансовым потерям.

17 предприятий, 12 научно-исследовательских институтов и проектно-конструкторских бюро, а всего 143 субъекта, подчиненных Министерству промышленной политики Украины, находятся только в Николаевской области. Экономические успехи у них разные, что, впрочем, не помешало всем этим субъектам, не сговариваясь, «дружно» выдать «на-гора» другой показатель: неудовлетворительное юридическое обеспечение экономического блока работы своих «фирм», что не замедлило вылиться в значительные финансовые потери.

Рецепт таких «успехов» прост. Как правило, все начинается с игнорирования руководителей потенциала юридических служб при подготовке, заключении и контроле за исполнением хозяйственных договоров или контрактов с другими предприятиями или учреждениями, полного отсутствия правовой оценки будущих проектов. Ну и что с того, что отсутствует анализ последствий рассмотрения последующих претензий и судебных дел? Что с того, что все чаще отсутствуют предложения юридических служб по усовершенствованию правого обеспечения хозяйственной деятельности? Что из всего этого, если на «кону» - кажущаяся сиюминутная выгода?

Потом, как правило, призрак выгоды загадочно исчезает, а неприятности остаются. Как, например, на ГП «Судостроительный завод им.61 коммунара», где из 175 договоров аренды, представленных для проверки, проведенной в соответствии с планом работы координационного комитета по борьбе с коррупцией и организованной преступностью при Николаевской облгосадминистрации, все договоры имеют недостатки, а значит - и не отвечают требованиям закона. Что до внешнеэкономических контрактов, то они на заводе им.61 коммунара имеют больше недостатков, чем завод - пользы от их исполнения. И еще о «чудесах» на этом предприятии. Как выявила та же проверка, на ГП «Судостроительный завод им.61 коммунара» юрслужбой завизированы документы экономического характера, контракты по внешнеэкономической деятельности, договора аренды и другие документы с нарушением действующего законодательства.

Впрочем, не только судостроители отличаются нелюбовью к своим потенциальным помощникам - юридическим службам. В АО «ТОР», как выявили проверяющие правового отдела облгосадминистрации и управления юстиции, на 1.08.97 года дебиторская задолженность составила 583 тыс. грн., зато предъявлено претензий и исков предприятием для возврата долгов на 75 тысяч грн. (13%). Неудовлетворительно используются правовые возможности по уменьшению дебиторской задолженности на заводе «Экватор», в ПКБ «Прогресс», на других предприятиях системы Министерства промышленной политики.

Только попробуйте спросить любого из руководителей названых или неназваных предприятий: из-за чего собственно? И вам тут же назовут ряд вполне объективных причин: нежелание портить отношений с заказчиками, трудности при выплате государственной пошлины, отсутствие средств на это, неисполнение решений судебных органов из-за отсутствия средств у контрагентов-должников и т.д. и т.п. И все это будет действительно так.

Но есть у этой проблемы «брака без любви» на производствах и другой фактор - человеческий. Именно в нем можно найти многие причины вполне реальных финансовых убытков на производствах. На некоторых предприятиях, в организациях и учреждениях Министерства промышленной политики работают люди, в компетентности которых приходится сомневаться. Например, в Украинском радиотехническом институте юристом работал человек, не имеющий специального высшего юридического образования.

На ПО «Заря», АО «Ингул», судостроительном заводе «Океан» компетентная комиссия выявила в юридических службах пенсионеров возраста от 62 до 65 лет, что тоже не свидетельствует о желании на этих предприятиях идти в ногу с требованиями времени.

Как стало известно корреспонденту «ЗН», больше всего специалистов правового отдела облгосадминистрации возмутило то, что на большинстве предприятий юридическая служба из службы руководящей, организационной, на которую возложена роль организации правовой работы, почему-то «дегенерировала» в… канцелярскую. Вполне закономерно, что это привело к отсутствию на предприятиях анализа ситуации по соблюдению законодательства, отсутствию целенаправленной работы по предупреждению нарушений закона в деятельности предприятий и их руководителей… И стоит ли потом удивляться громким скандалам, связанным с «неправильно» подписанными контрактами?

Со стороны Министерства промышленной политики пока что незаметно проведение какой-либо работы, направленной на обеспечение реализации государственной правовой политики в такой важной с экономической точки зрения отрасли. Зато скандалы, связанные с многомиллионными убытками, допущенными из-за недостаточно юридически проработанных договоров, по-прежнему продолжают будоражить и общественное мнение, и коридоры власти. Впрочем, судя по всему, эти грабительские контракты все же предоставят поле деятельности для юристов. Вот только на сей раз их голос уже будет не совещательный. Потому что, например, подобными контрактами в судостроительной отрасли вплотную занимается прокуратура.