Несколько лет назад Управление госслужбы по борьбе с экономическими преступлениями УМВД Украины в Днепропетровской области, предваряя кончину колхозного строя, предсказывало массу должностных преступлений со стороны руководителей хозяйств. Причем оказалось, что правонарушения будут выявляться достаточно долго, на протяжении трех и более лет. Так, в принципе, и произошло. Сегодня в Днепропетровской области нет ни одного района, где бы несколько хозяйств не задолжали Национальной акционерной компании «Украгролизинг» значительных денежных средств. Общий же невозврат денежных средств сельхозпредприятиями Днепропетровщины за поставленные по договорам лизинга в 1997—1999 годах трактора и комбайны составляет сегодня 7 млн.768 тыс. гривен.
Деньги, однако, никто возвращать не спешит. Более того, некоторые предприимчивые председатели колхозов лизинговую технику давно, что называется, «замотали». Председатель бывшего КСП им. Суворова предусмотрительно не оприходовал трактор ЮМЗ-6, полученный три года назад в лизинг. И уже в прошлом году не попавший в отчетность «стальной конь» исправно бороздил гектары, принадлежащие ЧП «Сонг», которым, конечно же, руководил экс-председатель вышеупомянутого КСП. Действия предприимчивого руководителя, по подсчетам следователей УГСБЭП, нанесли государству ущерб на сумму в 55 тыс. гривен. А вот руководитель КСП им.Кирова ничего не прятал. Возглавив правопреемника своего колхоза — ООО «Троицкое», — он в паре с главным бухгалтером попросту продал дефицитную машину вторичной очистки зерна за наличные 10 тыс. гривен.
Возвращать старые долги, судя по всему, ни одно хозяйство не собирается. Именно поэтому подавляющее большинство сельхозпредприятий, по словам начальника отдела УГСБЭП Владимира Губанова, упорно хранят собранный урожай на своих мехтоках, опасаясь сдавать зерно на элеваторы и хлебоприемные пункты. Оттуда оно запросто может уплыть за долги в закрома Родины. А может быть и украдено.
Все-таки некоторые бывшие колхозы правоохранительные службы «достают». Но в этом случае отчуждение их собственности проходит далеко не гладко. Трагикомически закончилась в июле нынешнего года попытка Днепропетровского филиала «Укрспецюста» убрать за долги 120 гектаров ячменя с помощью привлеченных со стороны механизаторов. Бывший председатель, ныне руководитель ООО, тщательно скрывавший от пайщиков постановление суда, вывел их в поле. Крестьяне бросались под комбайны, как герои в войне под вражеские танки. Итог сражения — уголовное дело.
Некоторые директора пытаются упредить появление судебных исполнителей. Руководство ООО «Агротех», например, оперативно дало указание досрочно собрать ячмень с 10 гектаров, которые, по постановлению суда, были описаны за долги АК АПБ «Украина».
Что же касается хищения зерновых, то наиболее часто бытует воровство со стороны работников предприятий и водителей. Ежедневные сводки УМВД пестрят типичными примерами: учетчица тракторной бригады украла полтонны зерна в своем ООО «Искра». Столько же похитили с мехтока ЗАО «Рос-Агро». В другом ООО, «Олимпекс-Агро», уже охранники попытались стащить почти две тонны пшеницы.
Откровенно говоря, при рекордном за последние десять лет урожае зерновых на Днепропетровщине — 2 млн. 830 тыс. тонн — с трудом верится в снижение криминальной напряженности. Между тем, за период уборки по линии различных служб УМВД зарегистрировано всего 50 преступлений. Десять уголовных дел заведено по фактам разукомплектования сельхозтехники, по девять — за хищение зерна и имущества. Выявлено восемь случаев краж горюче-смазочных материалов. Остальное — мелочь. Причем в 14 районах области местные отделы внутренних дел результатов по выявлению преступлений, связанных с уборкой нового урожая, вообще не имеют.
Столь скромные успехи вряд ли можно объяснить выросшей вдруг сознательностью или неотвратимостью наказания рядовых селян и их руководителей. Причина совсем иная.
В нынешнем году деятельность УГСБЭП в сельском хозяйстве сосредоточена исключительно на отработке фирм, занимающихся скупкой и реализацией продуктов нового урожая за пределы области, установление источников поступления зерна на хлебозаводы и элеваторы, способы отгрузки и формы оплаты.
Особых успехов нет и не предвидится, поскольку подразделения УГСБЭП в сельских районах, по словам Владимира Губанова, информацией о накоплении зерна на хлебоприемных пунктах не владеют, работа по установлению продавцов зерна, цен на него не проводится. Единственное, что пока удалось достоверно установить, — закупки «Київмлином» пшеницы третьего класса производились по цене 580 грн. за тонну при рекомендованной в 650.
Столь скромный результат, а по сути бездеятельность сотрудников на местах, заставил руководство УГСБЭП провести комплексную проверку. Она-то и выявила истинную подоплеку «снижения» криминальной напряженности:
«Проверка УГСБЭП УМВД Украины в Днепропетровской области показала, что руководителями райотделов работа организована на низком уровне, оперштабы по операции «Урожай» бездействуют, а личный состав подразделений УГСБЭП привлекается для проведения мероприятий, не связанных с выполнением прямых функциональных обязанностей...»
Понятно, что при таком положении дел получение перспективной информации просто невозможно. Не говоря уже о целостном анализе криминальной обстановки в сельском хозяйстве Днепропетровской области.