UA / RU
Поддержать ZN.ua

ОСОБЕННОСТИ НАЦИОНАЛЬНОЙ КОНФИСКАЦИИ

Если, не дай Бог, суд решит конфисковать ваше имущество, то реализовывать его будет специализированное государственное предприятие «Укрспецюст», образованное 14 июля 1999 года постановлением Кабмина...

Автор: Владимир Овдин

Если, не дай Бог, суд решит конфисковать ваше имущество, то реализовывать его будет специализированное государственное предприятие «Укрспецюст», образованное 14 июля 1999 года постановлением Кабмина. В функции вновь образованной структуры входят «надлежащее сбережение изъятого госисполнителями имущества, организация и проведение его реализации путем продажи на торгах, аукционах, если иное не предусмотрено законом, и другими договорными способами». Свои первые торги днепропетровский филиал этой хозрасчетной организации, созданный в январе нынешнего года, провел уже в апреле.

— Приехали работники банка, — возмущается руководитель аграрного ООО «Славутич» Петриковского района Николай Дубчев, — и управления юстиции в сопровождении «омоновцев», забрали из летнего лагеря 27 лучших коров, сдали их на мясокомбинат за 1,45 грн. за килограмм живого веса. К тому же 18 коров были тельные. Всем им сделали прививки от сибирской язвы. Согласно требованиям, после этого в течение двух недель животных не то что забивать для реализации, даже за пределы хозяйства вывозить нельзя.

Вырученные 13 тысяч гривен не идут ни в какое сравнение с 240 тысячами убытков. Еще один подобный налет — и от хозяйства ничего не останется.

У директора днепропетровского филиала «Укрспецюста» Владимира Черникова другая версия.

— Не было никаких «омоновцев». Были представители банка-кредитора («Украина». — В.О.), покупатель и наш сотрудник. Цена, которую установил покупатель, банк устраивала: хоть что-нибудь с хозяйства-должника получить. А председатель в присутствии ветврача ни словом не обмолвился о прививках и тельных коровах. Только после забоя он сделал заявление. Подключилась СБУ. Мясо брали на анализ, проверяли. К счастью, все закончилось благополучно. Замечу, что вес «лучших» коров не превышал 180 кг и это при том, что животные средней упитанности весят 400—450 кг.

Несколько лет назад особой проблемы по выполнению решений судов о взыскании долгов с КСП не было. Находились компромиссные решения. А вот после известного указа Президента о реформировании АПК кредиторы ринулись собирать долги. В ответ экс-колхозники проявили крестьянскую смекалку.

— Например, — говорит Владимир Черников, — госисполнители описывают 500 голов скота. Приезжаем через месяц с покупателем, считаем — уже двести. Такая ситуация практически во всех хозяйствах-должниках области. Скот угоняют на дальние пастбища, прячут, наконец просто режут. Идет настоящая война, от которой не выигрывает ни бюджет, ни Пенсионный фонд. Доходит порой до смешного. Приезжаем в хозяйство с госисполнителем и участковым инспектором. Прямо на наших глазах селяне разукомплектовывают технику: снимают с тракторов, машин аккумуляторы, резину и прочее. Мы участковому: грабят. Ответ: «А я не бачу»! Местные жители «оправдываются»: это моя, я за свои покупал и ставил.

Есть и другие, тоже характерные примеры. Изъятая техника ставится на охраняемую стоянку. Через несколько дней исчезает по неизвестно откуда поступившему указанию. Приходится искать и возвращать с помощью милиции и прокуратуры. Надо заметить: если при нахождении на ответственном хранении что-либо исчезает, то на руководителя накладывается админштраф.

— В этом году только на одного директора завода, — говорит Владимир Федорович, — был наложен штраф в 340 гривен. Хотя прецедентов хватало.

«Спецюст», по утверждению В. Черникова, изымаемую, как правило, изношенную технику старается продать там же на месте — фермерам или главам вновь созданных ООО, КСП и т.п. В период посевной кампании техника также не изымалась.

Слухи о коррумпированности некоторых чиновников его ведомства, когда те выступают посредниками в реализации скота и техники, получая «черный» нал от мясокомбинатов и разных контор, Владимир Федорович отвергает:

— Распределением сумм от реализации занимается исполнительная служба. Мы же получаем свои комиссионные: до 15 процентов по движимому и до 20 процентов — по недвижимому имуществу. В среднем выходит не более 7,5—10%. Как видите, нам выгоднее продавать дороже.

В отличие от бирж и коммерческих фирм, «Укрспецюст» принимает на реализацию любое имущество. Начиная от исподнего и кончая самой современной техникой. Прозрачность работы его предприятия, утверждает В. Черников, обусловлена тремя видами договоров: торги, аукционы, комиссионные торги. Собственно, распродажа идет по принципу: «Выносить все из офиса». Иными словами, в первую очередь на продажу выставляется имущество, которое непосредственно не используется в производстве: автомобили, оргтехника, оборудование офисов. Вторая очередь — готовая продукция. И наконец, последняя — недвижимость.

После двух месяцев распродажи, если не находится желающий купить «семейные» трусы и реквизиты времен «сталинского культа», происходит уценка на 30%. Еще месяц распродажи с тем же результатом — уже на 40%. Наконец, если покупатель так и не нашелся, имущество возвращается исполнительной службе, а та передает его обратно, должнику. Наступает время второй очереди... За это время ответчик может «восстать из пепла» либо просто исчезнуть.

В отсутствие плана по сбору «дани» к 1 сентября нынешнего года днепропетровский филиал «Укрспецюста» реализовал имущества на 3,5 млн. гривен. Доля промышленных предприятий составила порядка 70%. Исключений для «особо приближенных» не делалось. В числе «клиентов» значатся ПО «ЮМЗ», ДМК, «Облавтодор», трест «Днепровск-спецстрой» и другие солидные предприятия, кроме... бюджетных, читай — властных структур.