UA / RU
Поддержать ZN.ua

Они вернутся?

Недавно принятый Польшей закон, отменивший получение обязательного разрешения на трудоустройств...

Автор: Лада Сафонова

Недавно принятый Польшей закон, отменивший получение обязательного разрешения на трудоустройство для украинских граждан, в ближайшем будущем простимулирует и без того немалый поток трудовой миграции в соседнюю страну. Хотя уже сейчас там находится приблизительно каждый пятый из легальных «заробитчан».

Помимо Польши, наши сограждане едут в основном в Россию (по официальной статистике, около 37% выехавших), где их привлекает отсутствие визового режима. В Португалию влекут относительно пристойные заработки и возможность получить въездную визу в Италию либо в Испанию. Чехия симпатична схожестью менталитета и возможностью организовать со временем свой малый бизнес.

Едут семьями, селами, бывшими цехами, почивших в бозе заводов. Как только в каком-нибудь населенном пункте вожделенной заграницы появляется хоть намек на новую украинскую диаспору, привлекательность этой местности в глазах мигрантов возрастает моментально.

Реальное положение дел, утверждают эксперты, выглядит намного пессимистичнее, чем официальная статистика, хотя и она неутешительна. Пугающе велики не сами по себе цифры, а их «расшифровка». Ведь большая часть «заробитчан» — это трудолюбивые, работоспособные люди в возрасте от 25 до 40 лет. Наши сограждане востребованы в строительной, агропромышленной, лесохозяйственной сферах. Кстати, треть из тех, кто устраивается на предприятиях легкой промышленности, в патронажной сфере, имеют высшее образование, при наличии которого они, увы, не смогли найти себе достойное применение в Украине.

В то же время не всем нашим согражданам уготовано за границей место посудомойки или каменщика. На тамошних рынках труда сформировался вполне определенный дефицит, и работодатель готов платить (хоть и гораздо меньше, чем своим согражданам) специалистам из Украины, которые имеют богатый опыт, приобретенный на крупных отечественных предприятиях, стратегических объектах, в том числе и оборонного комплекса. Востребованы и те, кто получил образование, применимое в информационной и технологической отраслях.

С большим прицелом на будущее в рамках реализации «Общеевропейской миграционной политики» Европейским Союзом разработаны планы по дозированному привлечению высококвалифицированных специалистов из стран Восточной Европы, а в сентябре этого года ожидается директива о выходе в свет так называемой голубой карты. Нововведение предполагает упрощенную легализацию статуса трудовым мигрантам, а также получение разрешения на проживание на территории стран ЕС членам их семей.

Не дожидаясь этого всеевропейского «потепления», отдельные страны спешат самостоятельно снять сливки, то есть рекрутировать самых толковых украинских специалистов, сэкономив при этом на их обучении. Так, в Германии еще с 2000 года действует своя программа «зеленая карта», утвержденная федеральным правительством ФРГ в сфере информационных и коммуникационных технологий. Ее задача — перекрыть существующий дефицит кадров в отрасли, особо не разбазаривая социальные гарантии. Только на пять лет разрешено трудоустройство в Германии украинского IT-специалиста. А дальше — как получится.

Близкое знакомство с интеллектуальным потенциалом Украины происходит в формате множества выставок, форумов и семинаров, проводимых под эгидой заинтересованных иностранных фирм.

Много соблазнов таят в себе популярные «языковые практики», позволяющие студентам украинских вузов вполне легально выезжать в страны ЕС, а впоследствии уже нелегально пытаться там трудоустроиться. Однако в Дании, Северной Ирландии, Финляндии и в той же Германии интерес к нашим «мозгам» весьма избирателен и четко «офлажкован» нюансами законодательства.

Кроме того, бесправие порождает готовность наших соотечественников работать за рубежом буквально за копейки, что с точки зрения уже закрепившихся там других национальных землячеств является беспардонным демпингом худо-бедно устоявшихся цен на рынке труда. На этой почве быстро возникают «неприязненные отношения», которые начинают регулировать криминализированные «службы безопасности» конкурентов. Так что попасть в полицейскую сводку самодеятельному мигранту особых проблем не составит.

Не уменьшают риск и обращения к фирмам-посредникам, специализирующимся на рекрутинговом бизнесе. Как свидетельствует практика, всей правды о том, что ждет кандидата в заграничном вояже, они не раскрывают никогда.

Так, только в столице есть несколько частных структур, занимающихся оформлением украинских медиков на работу в Ливию. В большинстве своем это украинско-ливийские совместные предприятия. Окуная волонтеров в сладкую патоку обещаний, многие из них просто врут, когда живописуют предполагаемые условия и уровень оплаты труда.

По многочисленным свидетельствам украинских «заробитчан» в Ливии, посредники требуют за весь пакет услуг от 800 до 2 тыс. долларов США, что, согласитесь, для среднестатистического отечественного медика сумма немалая. При этом сотрудники фирмы горячо убеждают медработников, что восполнить образовавшуюся с их помощью брешь в семейном бюджете кандидату удастся в течение одного месяца — мол, речь идет всего лишь о сумме одной заработной платы. На самом деле это далеко не так.

Начнем с того, что в большинстве случаев рекрутинговые фирмы «забывают» надлежащим образом легализовать в Украине пакеты документов, предоставляемые кандидатами на работу. Вследствие этого ливийская сторона вправе не признавать квалификацию наших медиков, а значит, и занижать размер заработной платы до 150—180 долларов США. Работая в ливийских медучреждениях, наши граждане фактически находятся в этой стране нелегально, не имея возможности без все тех же посредников вернуться на родину.

А потому, вероятно, отнюдь неспроста в последнее время участились случаи, когда ливийские правоохранительные органы возбуждают уголовные дела в отношении украинских медиков, которых обвиняют в якобы совершенных врачебных ошибках. Такие дела рассматриваются, как правило, не менее года, что при любом исходе неимоверно угнетает психику наших бесправных в подобной ситуации сограждан.

Кстати, еще в 90-е годы в Ливию уезжало на заработки много медиков из европейских стран бывшего соцлагеря. Они-то и опробовали на себе действие этого отработанного механизма. Об этом много сообщалось в СМИ ряда стран. Видя, что желающих бесплатно потрудиться в системе здравоохранения Ливии в этих странах больше нет, фирмы-посредники плавно переместились в Украину.

Наша страна уверенно превращается в источник дешевой силы для зарубежья. Слабым утешением может служить то, что эта рабочая сила — квалифицированная, и за многих из тех, кто в поте лица трудится за границей, не стыдно. За них обидно.

Между тем миграционное сокращение населения Украины набирает темп и может достичь 200 тысяч человек в год. Социологические опросы неутешительны: каждый третий не прочь попытать счастья за рубежом. При этом почти все из ответивших хотели бы уехать вместе с семьей.

Европейцы уже прикинули, что легализация потока трудовых мигрантов, разумеется, с предварительным «просеиванием» сквозь сито жесткого отбора, сулит национальным бюджетам существенный прирост ВВП.

Наши специалисты тоже скрупулезно подсчитали, что если бы потенциальные «заробитчане» оставались дома и получали здесь хотя бы 500 гривен заработной платы в месяц, это дало бы ежегодный приток бюджетных поступлений в виде подоходного налога с физических лиц более 1 млрд. гривен.

О точности расчетов можно поспорить, но представление о масштабах проблемы они дают. В соответствии с положениями Стратегии национальной безопасности Украины, утвержденной указом президента Украины от 12 февраля 2007 года, произвольный отток за пределы государства интеллектуальных и трудовых ресурсов, в том числе и в форме трудовой миграции, определен как одна из угроз экономической безопасности нашего государства — составляющей национальной безопасности Украины.

Для любой страны утрата человеческих ресурсов в виде трудовой миграции и прямо, и косвенно свидетельствует о существенных проблемах в экономическом обустройстве государства, нерешенности социальных вопросов. Когда на чемоданах сидит значительная часть нации, причем именно продуктивная и креативная ее часть, это не может не вызывать беспокойства о будущем страны в целом.

Как социальное явление трудовая миграция порождает и массу сопутствующих проблем. Например, она подпитывает коррупцию среди представителей органов власти и управления, сотрудников правоохранительных органов. Ущемленные в правах в стране пребывания «заробитчане» всегда были удобным объектом для иностранных спецслужб. На плечах трудовых мигрантов жирует хорошо структурированный криминалитет, которому как раз невыгодна легализация процесса «трудового десантирования» украинцев за рубеж.

Хотя, на первый взгляд, ответы на все эти вопросы лежат прежде всего в плоскости деятельности правоохранительных органов, кардинальное решение проблемы они не обеспечат. Эксперты в один голос утверждают, что лишь повышение среднего уровня достатка, решительные шаги по преодолению безработицы во всех ее формах, ликвидация основных предпосылок коррупции среди госслужащих способны улучшить сложившуюся ситуацию.

По всем прогнозам, в ближайшем будущем предложение нелегальной рабочей силы, выплескиваемой Украиной на рынки зарубежья, будет расти. Синхронно возрастет и спрос на нее со стороны теневого сектора экономики зарубежных стран.

Исходя из того, что трудовая миграция еще в течение долгого периода останется одним из определяющих факторов общественной и экономической жизни нашей страны, все государственные институции, правоохранительные органы просто обязаны взять под особый контроль возвращение этих, пусть и не слишком оптимистичных для нации, процессов в цивилизованные и правовые рамки. Во главу угла следует поставить четкое понимание того, что наши сограждане уехали временно. И при благополучной ситуации в стране они обязательно вернутся, причем с конструктивным, европейским опытом, и этот опыт будет успешно интегрирован в украинские реалии.