Перед судебным следователем стоит маленький, чрезвычайно тощий мужичонко в пестрядинной рубахе и латаных портах…
— Денис Григорьев! — начинает следователь. — …седьмого числа сего года сторож Иван Семенов Акинфов, проходя утром по линии, на 114 версте, застал тебя за отвинчиванием гайки, коей рельсы прикрепляются к шпалам. Вот она, эта гайка!... Так ли это было?
— Чаво?
— Так ли все это было, как объясняет Акинфов?
— Знамо, было.
— Хорошо, а для чего ты отвинчивал гайку?
— …Коли б не нужна была, не отвинчивал бы, — хрипит Денис, косясь в потолок.
— Для чего ж тебе понадобилась эта гайка?
— Гайка-то? Мы из гаек грузила делаем…
— Дураком каким прикидывается! …Разве ты не понимаешь, глупая голова, к чему ведет это отвинчивание? Не догляди сторож, так ведь поезд мог сойти с рельсов, людей бы убило! Ты людей бы убил бы!
— Избави бог, ваше благородие! Зачем убивать?.. Мы ведь не все отвинчиваем…оставляем… Не без ума делаем… понимаем…
Помните? Это хрестоматийный рассказ Антона Чехова «Злоумышленник», написанный в 1885 году. Прошло 117 лет. Однако напиши Чехов этот рассказ сейчас, произведение про темного деревенского мужика было бы, увы, не менее злободневно. Разве что вместо гайки фигурировал, например, радиоэлемент, как это было в случае с ограблением уникального радиотелескопа декаметровых волн УТР-2, принадлежащего Радиоастрономическому институту (РИ) НАНУ в Харькове.
Звучало бы это примерно так.
Перед следователем стоит довольно упитанный мужичонко в пестрой рубахе с вещевого рынка и спортивных портах…
— Денис Григорьев! — начинает следователь. — …седьмого числа этого года вооруженная охрана радиотелескопа УТР-2, обходя утром территорию, застала тебя в подземном коллекторе за отвинчиванием радиоэлементов, которые необходимы для работы этого инструмента. Вот она, эта деталь!.. Так ли это было?
— Чего?
— Так ли все это было, как объясняет охрана?
— Ну, было.
— Хорошо, а для чего ты отвинчивал деталь?
— …Коли б не нужна была, не отвинчивал бы, — цедит сквозь зубы Денис, косясь в потолок.
— Для чего ж тебе понадобился этот элемент?
— Радиоэлемент? Мы их продаем, поскольку в них есть драгоценный металл.
— Дураком каким прикидывается! …Разве ты не понимаешь, глупая голова, к чему ведет это отвинчивание? Не догляди охрана, так ведь крупнейший в мире декаметровый радиотелескоп мог испортиться, он бы просто перестал работать! Ты разрушил бы уникальный инструмент, который стоит десятки миллионов долларов!
— Избави бог, ваше благородие! Зачем разрушать? …Мы ведь не все отвинчиваем…оставляем… Не без ума делаем… понимаем…
Шутки шутками, однако в конце декабря прошлого года на полигоне института действительно произошло совершенно фантастическое по идиотизму и возможным печальным последствиям ограбление радиотелескопа. Правда, в отличие от чеховского злоумышленника, пойманы сегодняшние Григорьевы не были.
Воры, вооруженные современным транспортом и техникой, забрались в один из подземных коллекторов, который был защищен бетонной плитой и заваренными трамвайными рельсами (!), выворотили «с мясом» несколько десятков радиоэлементов и спокойно удалились восвояси. Поскольку в каждой из деталей содержались всего-то какие-то небольшие доли миллиграмма платины, сбыть наворованное они могли максимум за несколько тысяч гривен. А ущерб нанесли колоссальный! Короче, ограбление по-украински… Результат: крупнейший в мире радиотелескоп декаметровых волн УТР-2 был под угрозой выхода из строя.
Ученым, правда, удалось восстановить недостающее своими силами из своих же старых запасов. Но запасы исчерпались, и случись еще одно подобное ограбление, телескоп, скорее всего, просто перестанет существовать, поскольку для восстановления понадобятся очень большие деньги.
УТР-2 соорудили по инициативе и под руководством академика Семена Яковлевича Брауде около 30 лет назад на полигоне, расположенном вдали от Харькова, среди полей около поселка Граково. Он и по сей день являет собой гордость украинской науки, как раньше был гордостью науки советской. Позже на базе телескопа создали уникальную систему интерферометра УРАН, куда входят еще четыре радиотелескопа меньших размеров: в Одессе, вблизи Полтавы, в Змиеве и в Западной Украине. Работая вместе, эти инструменты составляют своего рода сеть «для ловли звезд», образуя систему интерферометра, обеспечивающего рекордное угловое разрешение около одной угловой секунды для декаметровых волн. Это самые длинные волны из Космоса, которые достигают Земли и не экранируются ионосферой нашей планеты.
Сколько нового узнало человечество благодаря УТР-2! Приведу только один конкретный пример — харьковчане первыми обнаружили, а американцы потом подтвердили совершенно экзотический феномен в астрофизике. Речь идет о спектральных линиях, возбужденных межзвездных атомов углерода, имеющих гигантские размеры — около одной десятой миллиметра. С помощью УТР-2 успешно исследуются также пульсары, квазары, остатки сверхновых звезд, гравитационные линзы, межзвездная среда, Солнце, планеты Солнечной системы… По сути, принципиально новые результаты получены при изучении любого класса объектов, где используются длинноволновые радиотелескопы.
И если в других областях украинской науки происходит «утечка мозгов», то именно благодаря УТР-2 в Радиоастрономическом институте НАНУ ситуация прямо противоположная. Сюда с большой охотой приезжают работать ученые из Австрии, Франции, Индии, США, Голландии, России и других развитых стран. Причем не с «пустыми руками», а с дорогостоящим регистрирующим и обрабатывающим оборудованием, которое устанавливают на УТР-2. Сочетание уникальных характеристик радиотелескопа и такой новейшей аппаратуры дало ученым возможность получить за последние годы совершенно новые результаты даже при исследовании объектов, уже изучавшихся ранее. Например, удалось обнаружить необычные, ранее неизвестные явления на нашем Солнце, которые непосредственно влияют на все живое на Земле.
И еще. УТР-2 и система УРАН включены сейчас в реестр объектов науки, которые являются национальным достоянием Украины. По определению, разрушение либо уничтожение таких объектов нанесет огромный ущерб всему государству и его престижу. Да что говорить, научный мир не простит Украине, если эти средства будут потеряны.
— Неужели такой ценный объект не охраняется? — удивится читатель. — Ведь за столь ценным телескопом нужен глаз да глаз!
— Вообще-то УТР-2 охраняется, — говорит член-корреспондент НАНУ, главный хранитель объекта национального достояния Украины Александр Коноваленко. — Территория обсерватории, — а это 150 тысяч квадратных метров — окружена по периметру посадкой и забором из колючей проволоки, есть старая, достаточно примитивная сигнализация, в штате обсерватории есть и обычные сторожа. Этого вполне хватало все 30 лет — раньше никому и в голову не приходило обирать телескоп. Сейчас ситуация резко изменилась, после описанного случая попытки грабежа предпринимались еще не раз, правда, они были неудачными. Нам стало понятно: УТР-2 нуждается в более серьезной охране. Самое главное — необходима современная эффективная сигнализация и вооруженная охрана.
К слову, в соответствии со статусом национального достояния страны, бюджетом предусматривается соответствующее финансирование, а именно в статье «Прочие расходы». Проблема в том, что в течение двух последних лет финансирование по этой статье было практически приостановлено. В прошлом году РИ НАНУ получил лишь 40% от запланированной суммы. Их хватило только на проведение исследований и минимальное поддержание «жизни» телескопа. В нынешнем году получено и вовсе около 10% от причитающегося, что вообще ставит под угрозу само существование уникального радиоастрономического комплекса.
Пока радиоастрономы вышли из положения благодаря помощи земляков — начальника УВД Харьковской области С.Гусарова, его первого заместителя Н.Малявина. Они взяли под контроль и раскрытие совершенного преступления, и вооруженную охрану обсерватории. Кстати, с ее появлением воровские поползновения прекратились. Но на охрану необходимо несколько тысяч гривен в месяц. Сумма, казалось бы, небольшая, но и ее нет…
— Мы не просим дополнительных денег, — подчеркивает Александр Коноваленко. — Мы ждем, чтобы институту выплатили хотя бы часть тех средств, которые запланированы в бюджете на вооруженную охрану УТР-2 как национального достояния Украины. Ведь без «прочих расходов» наука, учреждения, обладающие уникальными экспериментальными объектами, просто не могут выжить. Кстати, такая же ситуация с финансированием престижных международных проектов нашего института в Антарктиде и на радиотелескопе РТ-70 в Евпатории.
После распада СССР в области радиоастрономии в Украине сложилась уникальная, с точки зрения науки на редкость удачная ситуация. На территории страны сейчас находятся высококлассные радиоастрономические средства, которые покрывают весь радиодиапазон, — от самого длинноволнового УТР-2 и УРАН до дециметрового и сантиметрового диапазона антенны РТ-70 в Евпатории и миллиметрового РТ-22 в Симеизе. Ни одна страна в мире не обладает подобным многоплановым набором радиоастрономических средств! Эти дорогие телескопы уже существуют, их не нужно строить — только содержать. На эти цели достаточно ежегодно выделять всего 1% их стоимости.
Из-за нескольких десятков тысяч гривен, запланированных, но не выделенных на охрану национального достояния Украины, страна может потерять десятки миллионов долларов (столько стоило бы сейчас сооружение одного только УТР-2), не говоря уже о престиже государства. Вообще, если вдуматься, ситуация просто анекдотическая. Такой себе черный юмор эпохи независимости…