UA / RU
Поддержать ZN.ua

ОБМЕН ВЕКА

2,5 миллиарда долларов США - на 9300 гривен обменяли Федерация профсоюзов Украины и ее руководство 178 ...

Автор: Юрий Вишневский

2,5 миллиарда долларов США - на 9300 гривен обменяли Федерация профсоюзов Украины и ее руководство

178 здравниц, 120 туристических гостиниц, турбаз и кемпингов, 39 ресторанов, 87 столовых, 152 кафе, 107 клубов и киноконцертных залов, 3,2 тысячи единиц автотранспорта, 1927 спортивных сооружений, 9 баз республиканского значения, строительный комплекс и т.д., и т.п. - всего этого в одночасье лишилась Федерация профсоюзов Украины, причем не из-за чьих-то злобных происков, а по собственной инициативе. Сие событие, достойное книги рекордов Гиннесса (вполне возможно, оно попадет туда уже в ближайшем издании), было абсолютно неожиданным как для руководства ФПУ, так и для нечаянных его виновников.

Под нечаянными виновниками здесь понимаются крупнейшее альтернативное ФПУ украинское профобъединение - Национальная конфедерация профсоюзов Украины - и ее председатель Александр Шейкин. История о том, как Александр Никифорович поссорился с Александром Николаевичем (Стояном, председателем ФПУ), началась еще в конце 1993 года, когда А.Стоян в ответ на письма А.Шейкина президенту США Уильяму Клинтону и американскому профцентру АФТ-КПП опубликовал в «Профсоюзной газете» (органе ФПУ) статью, где объявил: «Свободные профсоюзы требуют прекратить помощь Украине. В своих обращениях за океан они ставят вопрос о подрыве основ нашей государственности. Это все равно что набрасывать удавку на шею собственной матери».

За три года отношения двух профлидеров ничуть не улучшились, скорее наоборот. Да и методы взаимной борьбы остались прежними: А.Шейкин периодически делал заявления с международным резонансом, А.Стоян давал гневные отповеди, подкрепляя их более материальными аргументами. Например, в начале 1996 года было произведено принудительное выселение А.Шейкина в его отсутствие из занимаемой им комнаты 728 в Доме профсоюзов в Киеве (майдан Независимости, 2), а в Доме профсоюзов в Харькове для регионального объединения Солидарных профсоюзов Украины, возглавляемых А.Шейкиным, была в 25 раз повышена стоимость аренды служебных помещений.

Возможно, именно названные действия со стороны руководства ФПУ побудили председателя НКПУ написать особо ядовитое заявление о своих оппонентах; 5 марта с.г. под заголовком «В рабочем движении Украины не должно быть коричневых» оно было опубликовано в «Правде Украины» (ее главный редактор Горобец был конкурентом Стояна на парламентских выборах в Шаргородском и.о. Винницкой области). В своем негодовании А.Шейкин дошел до обвинения А.Стояна и некоторых его заместителей в «фашистских формах и методах действий». Этот документ как официальное обращение НКПУ был направлен не только в средства массовой информации, но и Генеральному секретарю ООН, секретариату Международной организации труда, главам дипломатических представительств, аккредитованных в Украине. Следствием такого демарша стали, по признанию самого председателя ФПУ, отказ египетской фирмы «International Egyptian Group for Investment & Development» от заключения контракта с ФПУ и воздержание одной из международных профсоюзных конфедераций от приглашения А.Стояна на ее конгресс, хотя коллеги Александра Николаевича из России и Белоруссии такие приглашения получили.

Начало на 1-й стр.

Гневную отповедь на столь вредное заявление руководитель ФПУ решил дать не где-нибудь, а в суде; в качестве материального аргумента при этом должно было выступить взыскание денежного эквивалента нанесенного морального ущерба. Около четырех месяцев длилось рассмотрение иска ФПУ, ее председателя А.Стояна, его заместителя И.Романчука, управляющего Домом профсоюзов М.Калинчука к НКПУ, ее председателю А.Шейкину и редакции «Правды Украины». Наконец 17 сентября состоялся суд.

Маленький такой суд, районный (Радянского р-на г.Киева) - впрочем, как и положено для дела, рассматриваемого в первый раз. Да и само дело-то ведь, по сути, выеденного яйца не стоило: ну какой из доктора исторических наук, бывшего университетского преподавателя и сотрудника президентской администрации А.Стояна фашист? Очевидно было, что А.Шейкин в своей критике переборщил, а стало быть, придется ему и НКПУ раскошелиться.

Однако стороны оказались под стать друг другу. А.Стоян тоже переборщил: потребовал опровержения не одних лишь слов о «фашистских формах и методах действий» ФПУ, а заявления НКПУ в целом. Для проверки истинности всех обвинений НКПУ в адрес руководства ФПУ и потребовалось суду четыре месяца. Суд выяснил, что подавляющее большинство сделанных в заявлении утверждений соответствуют действительности, а потому не подлежит опровержению, в том числе такие:

- что «ФПУ имеет опосредованное отношение к профсоюзу»;

- что ФПУ «объединяет в своих рядах и министров, и директоров предприятий и фирм, и рабочих»;

- что ФПУ «получает государственные дотации»;

- что ФПУ в лице А.Стояна, И.Романчука, М.Калинчука «пытается навязать рабочему движению Украины политический обскурантизм, предусматривающий подавление инакомыслия, демократии, пренебрежение законами, силовое решение проблем»;

- что сотрудники ФПУ «взламывают и обыскивают помещения демократических профсоюзов»;

- что ФПУ «ведется психологическое и политическое давление на государственных деятелей и правоохранительные органы Украины с целью привлечения их к противоправному подавлению демократических сил рабочего движения Украины»;

- что «особую злобу и противодействие у руководства ФПУ вызывает программа правового просвещения трудящихся Украины, осуществляемая Национальной конфедерацией профсоюзов Украины и Союзом адвокатов Украины при участии государственных учреждений»;

- что «в офисах ФПУ проводят свои съезды запрещенные законом Украины военизированные организации» (имеется в виду съезд УНСО в Доме профсоюзов в Киеве 10 февраля 1996г.);

- и наконец, что ФПУ «незаконно захватила народное имущество, стоимость которого превышает 2,5 млрд долларов США», т.е. все те здравницы, гостиницы, турбазы, кемпинги, рестораны, столовые, кафе, клубы, киноконцертные залы, автомобили, спортивные сооружения, базы и строительные комплексы, о которых шла речь выше.

За «фашистов» же, а также за то, что И.Романчук и М.Калинчук были обозваны «подручными» А.Стояна, суд решил: взыскать в счет возмещения морального ущерба с А.Шейкина в пользу И.Романчука - 100 грн, М.Калинчука - 100грн, А.Стояна - 100 грн, ФПУ - 1000 грн, с НКПУ в пользу И.Романчука - 500 грн, М.Калинчука - 500 грн, А.Стояна - 3000 грн, ФПУ - 4000 грн, плюс госпошлину с А.Шейкина - 65 грн и с НКПУ - 400 грн, а также обязать «Правду Украины» в месячный срок после вступления судебного решения в силу напечатать опровержение сведений, признанных судом недействительными и порочащими честь и достоинство истцов, на той же странице и тем же шрифтом.

Итак, мало того что суд постановил, что «эдакой» ФПУ называть нельзя, но вот «такой», «сякой» и «растакой» - можно, дык еще и вынес вердикт о том, что все имущество, которое ФПУ считала своим, на самом деле является государственным. В результате процесса НКПУ и ее лидеры потеряли 9765 гривен, зато вместе с «Правдой Украины» получили бесплатную рекламу в ведущих СМИ Украины, а ФПУ и ее руководители «заработали» 9300 гривен, потеряв имущества на 2,5 млрд долларов США. Курс 268 817 долларов США за одну гривню - вот итог «обмена века».

Полноте, о чем речь, может возразить искушенный читатель, нас пытаются убедить, что в Украине - той, какой она есть сейчас, - некий районный суд может решить судьбу столь огромного по стоимости имущества? Отнюдь - с полным на то основанием ответствуем знатоку украинских реалий. Суд лишь сдвинул маленький камешек на Олимпе власти; подобное неоднократно удавалось альтернативным ФПУ профсоюзам, но каждый раз ФПУ умудрялась вовремя «подставить ногу», и камешек останавливался в близком от исходного положении. Чисто статистически когда-нибудь ФПУ должна была не успеть. Чисто случайно, произошло это именно в рассматриваемом случае.

Как известно, суд в день заседания оглашает лишь «немотивированное» решение, т.е. постановляющую часть, а мотивировку предоставляет сторонам процесса позже. 17 сентября было объявлено, что иск ФПУ и ее первых лиц «удовлетворен частично» и что НКПУ с А.Шейкиным обязаны возместить нанесенный моральный ущерб. Этого хватило для того, чтобы орган ФПУ «Профсоюзная газета» 25 сентября в статье «журналиста» (на самом деле - руководителя пресс-службы ФПУ) Петра Швеца провозгласила: «Амбиции потерпели фиаско. Федерация профсоюзов и ее лидеры выиграли судебный процесс... 17 сентября в судебном заседании объявлено решение, которым признано не соответствующими действительности обвинения Федерации профсоюзов Украины, А.Стояна, И.Романчука и М.Калинчука».

Принципиально важным было то, что в сию версию поверило и само руководство ФПУ. Согласно имеющимся сведениям, оно не удосужилось даже ознакомиться с мотивировкой судебного решения, оставив это на откуп подчиненным, которые, в свою очередь, сочли существенной именно постановляющую часть. Между тем по действующему законодательству решение суда первой инстанции оказывается окончательным, если оно не было обжаловано в течение 10 дней.

Объективности ради стоит отметить, что проигрышный для НКПУ вид постановляющей части решения суда произвел впечатление не только на руководство ФПУ, но и на некоторых лидеров НКПУ. В попытке провести самостоятельное журналистское расследование случившегося довелось услышать, например, такой разговор между Киевом, где находится центральный офис НКПУ, и Донецком, где расположена штаб-квартира Федерации профсоюзов «Солидарность», ведущей членской организации НКПУ: «Нам придется заплатить почти 10 тысяч гривен». - «Ни в коем случае. Подадим на апелляцию». - «Ты дурак. Бог с теми гривнями. Нужно как можно скорее перечислить их на счет ФПУ, чтобы делу нельзя было дать обратный ход. И тогда ФПУ - конец». - «Как конец?» - «А вот так» (дальше следовало разъяснение).

Свидетелю сего разговора пришлось дать жуткое для любого журналиста обещание: молчать об услышанном до окончания срока. То есть - пока не минет 27 сентября, десятый день от дня суда. Впрочем, можно было продолжать расследование - лишь бы негласно. Выяснить удалось следующее.

Во-первых, суд помимо решения вынес еще и частное определение в адрес Верховной Рады и Кабинета министров Украины, где предложил им обратить внимание на факт незаконного распоряжения ФПУ государственным имуществом и отреагировать в определенный законом срок.

Во-вторых, максимальную огласку решения суда собираются организовать народные депутаты Украины из группы «Реформы» и либеральной фракции, многие из которых еще год назад вышли из профсоюзов ФПУ.

В-третьих (возможно, в-главных), гражданское мужество судьи И.Сапрыкиной, принявшей упомянутое решение, не осталось незамеченным правительством, для которого нашедшееся вдруг госимущество стоимостью 2,5 млрд. долларов США оказалось как нельзя кстати ввиду того, что имущества, подлежащего бесплатной приватизации за приватизационные сертификаты, жилищные и компенсационные чеки, явно недостаточно для покрытия объявленной стоимости этих сертификатов и чеков. А значит, делу со стороны правительства и Фонда госимущества Украины будет не только дан ход, но и воспрепятствован ход обратный.

Кроме того, в-четвертых (хотя это и нельзя считать до конца доказанным), ввиду предстоящей предвыборной борьбы за пост третьего всенародно избранного Президента Украины никак не лишним может статься выбить из числа делающих ведущие ставки руководство ФПУ, которое, по имеющимся данным, успело объявить о грядущей поддержке своей (в т.ч. и материальной) А.Мороза. Окажись одно лишь это фактом, и предугаданная судьба ФПУ может стать предрешенной.

Сумеют ли социалисты (в т.ч. «прогрессивные»), коммунисты и «крестьяне» отстоять интересы «своих» профсоюзов ФПУ? Ответ весьма неоднозначен, особенно если учесть неоднозначность реакции руководства ФПУ на заявления о необходимости воссоздания СССР и социалистической экономики. Таким образом, дело об «обмене века» грозит перерасти в склоку того же масштаба, но только с более широким кругом участников.

Дополнительную раскрутку ему может придать то обстоятельство, что на судебном заседании 17 сентября А.Стоян в предвкушении грядущей победы и морального изничтожения давних противников успел заявить (а «Профсоюзная газета» - опубликовать) тезисы о «преступных действиях» НКПУ, о «злоупотреблениях» Федерации профсоюзов «Солидарность» и о том, что «организация А.Шейкина работает под американских дядечек». Председатель «Солидарности» и Центрального совета НКПУ Юрий Пивоваров прокомментировал ситуацию в том духе, что встречный судебный иск НКПУ, «Солидарности», Солидарных профсоюзов и их лидеров вынудит ФПУ и А.Стояна возместить моральный ущерб не меньшими суммами, чем было возмещено обвинение ФПУ в «фашизме».

Актуализировать антиФПУшные действия может и назначенная на 17 октября всеукраинская акция протеста ФПУ с вручением требований к органам исполнительной власти, министерствам, Кабинету министров, объединениям работодателей. Немаловажно, что во время летних беспорядков в Донбассе, когда усилиями Донецкого стачкома, организаций НПГ Украины и входящей в профсоюз ФПУ Ассоциации шахтерских коллективов г.Донецка было организовано блокирование транспортных магистралей, председатель «Солидарности» и ЦС НКПУ Ю.Пивоваров 3 июля принял заявление с просьбой «незамедлительно принять меры по устранению организованных с молчаливого бездействия обладминистрации и местных правоохранительных органов противозаконных действий», к тому же президиум НКПУ в заявлении от 8 июля потребовал «обеспечения государством конституционных прав, а организаторов незаконных акций привлечь к ответственности». Особый вес этим заявлениям придает то, что в состав НКПУ входит НПГ Донбасса - профсоюз, конкурирующий с НПГ Украины и в свое время (например, во время «горячего лета» 1993-го) бывший союзником Донецкого стачкома. 2 октября Центральный совет НКПУ принял новое заявление, - уже о готовящейся акции протеста ФПУ, - где также настаивает на соблюдении и профсоюзами, и правительством законности.

К чьей позиции прислушается руководство исполнительной власти страны - НКПУ, которая, согласно ее собственным заявлениям, защищает интересы формирующегося «среднего класса» квалифицированных рабочих, интеллигенции и лиц «свободных профессий», или же ФПУ, объективно действующей в интересах левых сил, - покажет ближайшее время. Тогда и решится, станут ли полновеснее приватизационные сертификаты, жилищные и компенсационные чеки граждан Украины за счет т.н. «профсоюзного имущества», нажитого трудом поколений жителей украинской части Страны Советов. Но, в любом случае, говоря словами современного классика, «процесс пошел», и властям остается лишь призвать: «Вы там - снизу, а мы тут - сверху».

Интересно, что по сведениям, исходящим от членов руководства НКПУ, за свое мартовское заявление А.Шейкин был подвергнут довольно резкой критике со стороны некоторых своих коллег, которые вполне резонно предположили, что тезис о «фашизме ФПУ» был подброшен креатурой левых, с тем чтобы можно было судебным путем расправиться с НКПУ, занявшей ведущую роль в альтернативном профсоюзном движении страны. Если это так, то начатая левыми и ФПУ операция «Бумеранг» близится к весьма успешному завершению.