UA / RU
Поддержать ZN.ua

О том, как Цушко за Луценко отчитался…

На фоне своего эпатажного и словоохотливого предшественника министр внутренних дел В.Цушко производил впечатление человека, действительно стремящегося вникнуть в проблемы вверенной структуры...

Автор: Александра Примаченко

На фоне своего эпатажного и словоохотливого предшественника министр внутренних дел В.Цушко производил впечатление человека, действительно стремящегося вникнуть в проблемы вверенной структуры. Увы, неделю назад страна услышала огромное количество обвинений в адрес предыдущего министра и совершенно не соответствующий этой уничижительной реляции скромный перечень возбужденных уголовных дел.

От министра ожидали конкретики, а она заключалась лишь в констатации того, что в МВД все страшно запущено и «мы разбираемся». Так и надо было рассказывать обо всем этом, когда разберетесь и возбудите, а лучше — передадите в суд соответствующие уголовные дела. Ведь В.Цушко сам сказал, что отныне критерием эффективной борьбы будет конечный результат, то есть направление уголовных дел в суд и вынесенный приговор. Наверное, непристало лицу, занимающему столь высокий пост, просто рассказывать о том, о чем всей стране известно не первый год и о чем множество рядовых граждан могут поведать не менее красочно и аргументированно.

Понятно, что министр находился в жестких тисках между «политической необходимостью» воздать должное неугомонному Ю.Луценко с его «движением сопротивления» и необходимостью опираться на данные, предоставляемые ему подчиненными, среди которых (тасуй их — не тасуй) днем с огнем не сыщешь такого, кому можно доверять. Тяжелое, надо сказать, положение. Времени разобраться «партийные доверители» не предоставили, и «обет молчания», данный В. Цушко сто дней назад, закончился громким пшиком.

Что стоит за эффектными цифрами, предоставленными подчиненными министра и озвученными им с трибуны?

В.Цушко: «Только некоторые предварительные заключения свидетельствуют о большом объеме финансовых нарушений. Серьезные просчеты использования бюджетных средств. На содержание центрального аппарата перерасходовано 72 миллиона гривен. При центральном аппарате МВД созданы дополнительные подразделения со сверхштатным количеством работников.

Наряду с утвержденной Кабинетом министров численностью в 1 тысячу 897 работников центрального аппарата фактически финансировалось почти 3 тысячи 800 лиц. При этом данные подразделения не фигурировали в штатном расписании министерства, утвержденном Минфином.

Такая система работы предыдущего руководства МВД, кроме финансовых нарушений, могла иметь серьезные политические последствия, поскольку речь идет о дополнительных нелегальных оперативных подразделениях, в том числе тех, которые занимаются прослушиванием, внешним слежением, криминальной разведкой и другими специальными операциями». Страшно слушать. Вот только за прошедшие три месяца, ужасаясь последствиям деятельности предшественника, можно было сделать в борьбе за чистоту штатного расписания как минимум одну простую вещь. Выйти из своего кабинета и полюбопытствовать, кем и в каких подразделениях числится большое количество милых девушек в 30-сантиметровых юбках, выполняющих в МВД функции секретарей. И задаться рядом простых вопросов. Почему секретарши непременно должны быть с погонами, если не менее важная и секретная информация обрабатывается вольнонаемными сотрудницами? Ну да бог с ними, с погонами, но почему эти прекрасные нимфы числятся не просто в каких-нибудь тыловых службах, но на майорских должностях в «боевых» подразделениях, получая все льготы, полагающиеся тем, кто ежедневно по долгу службы рискует жизнью? Это лишь один штрих. Может, если в МВД разберутся с вопросами такого рода, информация о «дополнительных нелегальных оперативных подразделениях», занимающихся «специальными боевыми операциями», окажется не столь пугающей? Но за прошедшие три месяца в этом элементарно решаемом вопросе принципиально ничего не изменилось.

Где уж тут замахиваться на сотни фирм-«паразитов», облепивших МВД, как ракушки корабль, и уже не просто замедляющих его движение вперед, но делая его невозможным. Эти фирмы лишают бюджет, МВД, нас с вами колоссальных средств. Это известно всем. И никто еще ничего не смог или не захотел ничего с этим поделать. Простое озвучивание данной проблемы ничего не стоит. И сделать с этим В.Цушко ничего не дадут. В первую очередь — ближайшее окружение. Кроме того, чтобы «перекрышевать» эти структуры, подставить собственный карман под денежный поток, еще ни один министр ничего не сделал.

«Штаты подразделения внутренней безопасности были неоправданно раздуты и изменены приоритеты их деятельности в сторону репрессивных методов. Главным критерием определения эффективности работы ДВБ было количество уголовных дел, возбужденных относительно работников милиции. Оно возросло в 3,5 раза, а касались эти дела преимущественно работников низового и среднего звена. А раскручивались они по принципу шантажа и провокаций. Человека подставляли, потом называли цену и, если получали желаемое, отпускали, если нет, жертва получала наказание фактически за то, что не откупилась. И деятельность этой структуры была вне критики, любого контроля», — рассказал В.Цушко. Ужасающие факты. Надо сказать, перечень трудовых подвигов ДВБ вышеуказанным отнюдь не исчерпывается. Только вот где уголовные дела? Подставленные жертвы, поди, доказательства-то пачками готовы приносить. А если доказательств нет, то грош цена этим впечатлениям гражданского лица от результатов деятельности Департамента внутренней безопасности и МВД в целом.

Что касается регистрируемых (нерегистрируемых) преступлений. Обвинения В.Цушко предшественника в «махлеже» со статистикой совершенно справедливы. Что касается торжественного обещания министра навести порядок с регистрацией заявлений граждан, то это не ново. Каждый министр внутренних дел и просто милицейский начальник, придя на место, как правило, дает команду регистрировать все преступления. В результате оказывается, что предшественник–негодяй утаивал реальное положение дел, и ситуация весьма плачевна. И все это действительно так. Вот только спустя некоторое время новый начальник с цифирью обращается точно так же. Потому что по этим, ни у кого не вызывающим доверия цифрам, у нас всегда оценивают результаты деятельности правоохранительных органов. И с тех пор как областные руководители, бывало, рапортовали о 98-процентной раскрываемости преступлений, ничего принципиально не изменилось по сей день. А пока что, говоря о впечатлениях отдельных граждан, посчитавших себя потерпевшими и обратившихся в милицию, ничего не изменилось даже в столице. Так что команда «регистрировать все» или не была отдана или не была понята.

КРУ осуществляет проверку деятельности МВД за прошедшее время. Так оно уже осуществляло эту проверку! И если ее результаты окажутся диаметрально противоположными, так кто-то из КРУ, по идее, должен будет покинуть свое теплое насиженное место. С вещами.

Итак, повторюсь, без доведенных до ума или хотя бы возбужденных по вопиющим обнародованным фактам уголовных дел доклад нового министра, по сути, мало отличается от реляций его предшественника.

Впрочем, каким бы честным, умным и беспристрастным ни был человек, он не в силах ощутимо повлиять на сложившуюся правоохранительную систему. Потому что для этого необходима политическая воля на высшем уровне. У Ю.Луценко был хотя бы шанс. У В.Цушко есть лишь плотное кольцо абсолютно политически незаангажированных «донецких профессионалов».

И последнее, так сказать, о наболевшем. В.Цушко с парламентской трибуны заявил о том, что сотрудники тщательно отслеживают все публикации, касающиеся деятельности правоохранительных органов. Не знаю, как там у них отслеживаются публикации. Однако нам доподлинно известно, как МВД реагирует на официальный запрос, направленный им за подписью главного редактора три месяца назад. Ответ по закону они обязаны были дать в течение месяца. О сути вопросов (касающихся беглого генерала А.Пукача, убитого полковника Р.Ерохина, последствий знаменитого «дела оборотней», бурной деятельности бывших и нынешних кадровиков МВД в этом контексте и ряде иных вопросов) мы расскажем в одной из будущих публикаций. Сегодня поделимся лишь удовольствием, полученным в результате общения с соответствующими подразделениями МВД.

21 ноября прошедшего года в канцелярии министерства был зарегистрирован под № 29943 переданный нами через приемную граждан официальный запрос от редакции газеты. 24 ноября, как сообщили в канцелярии, наша бумага была передана во внутреннюю безопасность и зарегистрирована под № 8543. Там сообщили, что ответ давным-давно подготовлен, но поскольку «внешние сношения» у них приняты исключительно через департамент, ведающий связями с общественностью, ответ передали туда. Еще каких-то несколько недель ушло на то, чтобы выяснить уже в этом департаменте, что ответ нам отправили. Об этом сообщил товарищ, представившийся помощником главы департамента. Мы терпеливо ждали, хотя все сроки, предусмотренные законом, давно миновали. Дней через пять позвонил замначальника департамента по связям с общественностью и сказал, что ответ на наш запрос… не могут найти. Так вы ж, говорю, нам его отослали. Нет, оказалось, что не отсылали, поскольку найти не могут… Внутренняя безопасность стоит на своем (подготовили — передали), департамент по связям с общественностью обыскался, ответа нет. Уже в приемной министра две недели назад помогли выяснить, что действительно нет нашего ответа в департаменте по связям с общественностью, да вроде бы и не было никогда. Что ж они нам тогда «отправляли» и куда дела интересующую нас информацию служба внутренней безопасности? Внутренняя безопасность устами замначотдела скорбно сообщает, что начальник в отпуске, а лично он нам ничем не может помочь. В приемной министра в прошедший понедельник нам порекомендовали… обращаться во внутреннюю безопасность, отметив, что ничем не могут помочь. Вообще-то о помощи мы не просили. Мы хотим получить ответ на вопросы, и министерство обязано было предоставить нам его в месячный срок, в соответствии с законом. Вместо этого сотрудники, которые должны были предоставить нам этот ответ, неделями тупо отфутболивали, откровенно получая удовольствие от непобедимости своей структуры. Может ли рядовой гражданин рассчитывать быть услышанным этой «конторой», если это не под силу газете?

* * *

…Вообще давно пора называть наши ПРАВОохранительные органы как-то иначе. Потому что новые министры внутренних дел и генпрокуроры прежде всего вынуждены заниматься расследованием деятельности предшественников на посту. А часть правды о них самих поведают те, кто придет им на смену. Потому что у нас «просто исчезают» системы прослушки, стоящие немалых денег. А должностные лица причастных ведомств путаются в собственных версиях, выдаваемых на-гора, и врут, как дышат. Свидетелей и подозреваемых приглашают на допрос посредством СМИ, называют преступниками и… отпускают восвояси. И никто не несет за все это ответственности.

Потому что оказывается, что Щербань чист, как стеклышко, а в том, что экс-министра внутренних дел Юрия Кравченко застрелили, — нет состава преступления…