UA / RU
Поддержать ZN.ua

О КОРОЛЯХ АВТОЗАПРАВОК И «ЛЕВОМ БЕНЗИНЕ»

Наверное, в данном случае уместно будет вспомнить о справедливости поговорки: «Не было бы счастья, да несчастье помогло»...

Автор: Надежда Гоцуенко

Наверное, в данном случае уместно будет вспомнить о справедливости поговорки: «Не было бы счастья, да несчастье помогло». Дело в том, что необычно острый бензиновый кризис, поразивший всю страну, выявил факты, которые при вялотекущем процессе могли оказаться незамеченными. Хотя со всех сторон поступает информация о том, что на топливном рынке наблюдаются признаки стабилизации, а работа заправочных станций входит в нормальное русло, до полной нормализации еще далеко - уж слишком многое показали тревожные дни всеобщих бензиновых мытарств. Такие вещи не проходят без того, чтобы за экономическим явлением не усматривался вполне осязаемый человеческий фактор.

Несколько чиновничьих голов, которые «слетели» на самом Олимпе правящей верхушки, - это лишь начало послебензиновых выяснений отношений. Ибо непосредственно на бензиновом рынке дельцов, которые подталкивали процесс дестабилизации, оказалось великое множество. А если кто и успокаивал себя мыслью, что во время взрывного роста цен на горючее дополнительные денежные средства попадут не только в широкие карманы хозяев бензинового бизнеса, но и в бюджет тоже - для поправки государственных дел, - тот здорово ошибся.

Надо сказать, что правоохранительные органы, которые выполняли общественный заказ и в разгар кризиса с бензином активно проводили проверки на АЗС, вскрыли странные вещи: почти трехкратный рост цен, оказывается, привел к тому, что многие заправки оказались… убыточными. Почти непостижимая задача для математиков: как вообще можно было сделать трехкратно возросшие доходы делом убыточным, для дельцов оказалось элементарно. Хитрят при этом также элементарно: не прошла продажа бензина официально, по кассе - значит, его словно бы и не было… По документам такой хозяин АЗС в убытках, фактически же имеет необлагаемую налогом прибыль. Да и водители автомашин в разгар кризиса отмечали особые нюансы в поведении хозяев бензоколонок. Реализаторы горючего, пользуясь всеобщим дефицитом, недоливали бензин, не говоря уже о невыдаче кассовых чеков. Днем «сушили весла», а ночью во всю торговали. Если кто-то пытался «качать права», ему тотчас же рекомендовали воспользоваться услугами в другом месте. Но поскольку многие АЗС вовсе прекратили работу, то и результаты требований водителей были нулевыми.

В принципе «королям бензоколонок» было на чем учиться, чтобы развернуться в пиковый период на всю мощь. Вот статистика еще докризисного периода. Только за первое полугодие нынешнего года правоохранительными органами Николаевской области было проверено 138 субъектов предпринимательской деятельности, занимающихся поставкой, реализацией и хранением нефтепродуктов. В 89 случаях выявлены нарушения налогового законодательства. В бюджет направлено 1186600 грн. Естественно, в период разгара бензиновых страстей попытки нанести ущерб бюджету на бензиновом фронте не только не прекратились, но и приобрели еще больший размах. Впрочем, во время бензинового кризиса не покладая рук трудились не только механизаторы, но и налоговая милиция. Поскольку короли бензоколонок работали в особом режиме, старательно доказывая тот самый уже упоминаемый невероятный факт, что высокие цены на продажу бензина приносят их предприятиям одни убытки, контролирующие органы применили к ним метод хронометража - убийственный для бедняков от АЗС.

Все очень просто: берутся данные по торговле на бензоколонке за предыдущие дни, назначается контролер, который вместе с продавцом горючего ведет уже дотошно точный учет проданного бензина. Сравнение цифр самостоятельной и подконтрольной работы показывает степень добросовестности в реализации горючего. И сравнение это иначе как удручающим не назовешь. Вот только один пример из целого ряда подобных. По результатам проверки управления налоговой милиции области общества «Прометей», что в Николаеве, согласно данным хронометража только за один день проверки имело выторг 1507 грн., а в другой - 2044 грн. Бледно выглядит на этом солидном фоне среднестатистический показатель проданного бензина - в среднем 900 грн. Между прочим, если верить отчетности, по всем документам это предприятие числится в убыточных.

Вполне обоснованные цифры дают повод сделать определенные выводы: на наиболее массовых звеньях бензинового рынка - АЗС царят произвол и бесконтрольность. Соответственно такая картина - не только в областном центре, но и на периферии. По данным того же управления налоговой милиции области, проверка Очаковского АО «Алькор» показала выторг согласно хронометражу 1940 грн., без него - 1251,6 грн. Чудеса, да и только. И их список можно продолжить, поскольку такие же чудеса зафиксированы и в других районах.

Что может противопоставить кудесникам от бензина налоговая служба. Конечно, в особо выдающихся случаях - передать дело в суд. В основном же, как убедился корреспондент «ЗН», права контролеров, если учитывать меру злоупотреблений надувательства автолюбителей и государства, скромные. Например, за невыдачу чека покупателю продавцу бензина на бензоколонке угрожает штраф аж 170 грн., - так мелочь, даже несопоставимая с теневыми деньгами.

Бензиновый кризис, о завершении которого при нынешних ценах на горючее говорить не приходится, раскрыл хаос по всей цепочке и настойчиво требует принятия кардинальных системных мер. Уж слишком огромные суммы живых денег крутятся в этой сфере, минуя бюджет и опустошая кошельки законопослушных граждан. В этой связи нелишне вспомнить и удручающе тяжелое прохождение в Кабинете министров и Верховной Раде закона о металлоломе. Официальные лица официально же, публично заявляли, что процесс принятия законопроекта о металлоломе тормозится, опустошая инфраструктуру страны, именно потому, что в этой сфере бродили очень большие деньги. Бензиновый кризис показал, кроме всего прочего, что в этом бизнесе вращаются еще большие суммы денег.

И тут, как и в случае с металлом, делу могут помочь не отдельные контрольные акции, а принятие комплексных мер упорядочения ситуации. В ином случае то, что мы пережили в июле, может еще не раз повториться.