К изменениям в «дорожном» законодательстве, как свидетельствует жизнь, надо готовить всех участников дорожного движения. Сегодня мы открываем заседание «клуба автолюбителей» — именно с целью подробного «разжевывания» потенциальных проблемных ситуаций, с которыми могут столкнуться на дороге наши теоретически подкованные читатели. Наша цель — также исследовать «старые» и изучить «новые» мифы, легенды, слухи, которыми полон эфир отношений гаишников и водителей транспортных средств, хотя не забывайте, что пассажиры и пешеходы тоже не молчат.
Итак, главный вопрос: «За что?» То есть на каких основаниях обладатель жезла и свистка может остановить ваши «колеса» и затем провести полновесный «осмотр» — от «изучения» документов до «служебного проветривания» салона и багажника, чтобы найти там нечто криминальное. Некоторые считают, что инспектор их останавливает «просто так», наугад, а уже потом включает собственный талант импровизации, вспоминая об ориентировке, чувствуя «странный запах алкоголя» или приводя другие причины, перечень которых бесконечен. За профессиональным комментарием мы обратились к заместителю начальника ДГАИ МВД генерал-майору милиции Сергею Буднику.
— Действительно, в порядке остановки и задержания ТС будут определенные изменения: мы как раз готовим необходимые поправки к нормативным актам. В частности, должна появиться инструкция по вопросам деятельности ДПС, методические рекомендации, а также проекты постановлений Кабмина, — говорит Сергей Иванович. — Впрочем, следует заметить, что, по большому счету, именно причины остановки транспортного средства не изменятся. Мы настойчиво рекомендуем нашим коллегам останавливать транспортное средство только при нарушении ПДД, когда есть подозрение, что оно используется с противоправной целью, во время проведения оперативно-розыскных или профилактических мероприятий, и четко отражать причины остановки в протоколах и мотивировать законные основания для нее с самого начала диалога с участником дорожного движения. Эти требования руководство департамента довело до личного состава на встречах с ним в регионах (кстати, автоинспекторы сейчас сдают зачеты по обновленному законодательству). В частности, большое внимание уделяется правилам поведения госавтоинспектора. Мы должны научить их придерживаться инструкции, то есть: «Если не уверен, что назовешь законное основание для остановки, — лучше не останавливай!» Конечно, в условиях усиления ответственности и увеличенных штрафов мы ожидаем подъема «градуса» отношений работников ГАИ и потенциальных нарушителей, ведь некоторые из них и до этого слишком нервно воспринимали любые знаки жезлом в их сторону. Законопослушным нечего бояться таких встреч. Впрочем, увеличения количества жалоб на предубежденность моих коллег и беспричинность их интереса к отдельно взятому авто все-таки можно ожидать. А чтобы обезопасить наших работников от безосновательных обвинений, мы начали выдавать им диктофоны — для записи всех возможных конфликтных разговоров.
— Ну, относительно диктофона вы палку перегнули, — скажет правосознательный гражданин. — А где мое согласие на использование такого средства, где гарантии, что и придорожная «какофония» не сыграет против меня при совершенно иных обстоятельствах, и узнают ли суд и прокурор, что гаишник сам выбрал момент для фиксации диалога, сознательно не записав «неудобную» для него «прелюдию» в начале, когда меня останавливали и пытались заглянуть в бардачок и в чемоданы с тещиными передачками?
На этот аргумент генерал Будник отвечает, что такие сценарии возможны, а потому сейчас активно нарабатывается нормативная база корректив в систему применения, бесспорно, полезного для ГАИ диктофонного нововведения. Прежде всего будут учтены позиции национального законодательства по сбору и защите информации. А вообще, наш собеседник рекомендует водителям пользоваться правом проверки удостоверения автоинспектора (записи номера личного жетона) и обжалования его действий, а также выполнять только законные требования стражей дорог. Также можно требовать номер телефона доверия их управления или дежурной части — чтобы обратиться туда и высказать собственное мнение по поводу конкретной ситуации или работы отдельного подразделения. Существует также возможность узнать, действительно ли в этом районе отрабатывается какая-то операция, например «Оружие-взрывчатка» и т.п. Интересно, что анализ таких обращений свидетельствует: львиная доля «звонков доверия» — результат эмоций, попыток как-то выкрутиться, «оказать давление» или даже клеветы. Хотя Сергей Иванович согласился, что дыма без огня все же не бывает. И еще один вывод — уже в завершение нашей первой темы: отныне стражи дорог к словам «прошу предъявить ваши документы» должны добавить оригинальное продолжение, чтобы остановка транспортного средства не воспринималась как нарушение новых требований руководства и слишком придирчивое отношение к водителям.
Другая тема водительских пересудов — нужно ли выходить из машины во время остановки гаишником? Некоторые вообще советуют не делать этого ни при каких обстоятельствах. Ну что ж, давайте выясним. Во-первых, водитель все же обязан предоставить для «обычной» проверки документы, подтверждающие право на управление конкретным транспортным средством: конечно, это можно делать не выходя из авто. Во-вторых, если произошло нарушение ПДД (а тем более — криминал) и работник ГАИ составляет админпротокол, то, по правилам личной безопасности, он не может выполнять такую процедуру, так сказать, на колене, а тем более — в салоне авто, водитель которого совершил правонарушение, чтобы не оставлять ему шанса на бегство. Поэтому придется выходить — и без вариантов! А чтобы не возникало разговоров, что будто бы таким образом блюстители порядка оправдывают приглашение виновника в патрульное авто ради дальнейшей «раскрутки» на взятку, с недавних пор в гаишных машинах начали устанавливать видеокамеры, круглые сутки записывающие все, что происходит на рабочем месте (секторе) инспектора. В приказе министра даже указано, что работник не имеет права выходить из-за границ обзора камеры.
Хотя некоторые «экстремалы», побаиваясь появления «оборотней» на ночных трассах, вообще требуют для водителей права на проверку маршрутных листов нарядов ДПС, чтобы иметь «стопроцентную» уверенность в том, что это настоящие инспекторы. Должен разочаровать: законодательство этого не позволяет, поскольку указанная информация — сугубо служебная. Но выход есть. Подсказываю: набирайте «телефон доверия», называйте номер патрульного авто и жетона инспектора — этого достаточно, чтобы узнать, должен ли там стоять «дядя Степа». Система GPS, установленная на машине ГАИ, подскажет дежурному, где именно она находится. Не нужно не только останавливаться, но и выходить из автомобиля, — когда вас пытается подтолкнуть к бровке какой-то «экологический патруль» в форме, похожей на милицейскую, или «казацкая стража» с саблями — такое нередко случается в юго-восточных регионах Украины. Потому что никаких соглашений между «запорожцами» и ГАИ по поводу таких форм работы нет.
— Нашим работникам запрещено нести службу на частных авто или без распознавательных знаков, — рассказывает собеседник после вопроса корреспондента о «работе из кустов». — Даже если реализовывается какая-то оперативная комбинация, например, «подставляется» ради задержания уголовника некое транспортное средство и используется присутствие автоинспектора, все равно нужны законные механизмы реализации идеи, чтобы полученная информация имела доказательную силу в суде.
Сотрудник милиции действительно имеет право осмотреть автомобиль, но многие автовладельцы не различают понятия «осмотр» и «обыск». Первый отличается от второго тем, что обыск проводится только по мотивированному постановлению следователя, санкционированному прокурором, и состоит в активных действиях работника ГАИ: он лично ищет то, что ему нужно. Осмотр же для работника ГАИ ограничивается указаниями и наблюдением за действиями водителя, который сам открывает багажник, поднимает капот и тому подобное.
Беспокоить наших водителей может и требование госавтоинспектора дыхнуть в так называемую трубочку. Как свидетельствует опыт, указанное требование «дорожные милиционеры» предъявляют водителям по собственному усмотрению. То ли авто выделывало на трассе подозрительные маневры, то ли инспектору показалось, что у человека за рулем слишком красный нос. И работника ГАИ можно понять — откуда ему знать, что у водителя проблемы с капиллярами или что его внимание отвлекло баловство маленькой дочери, и автомобиль поехал зигзагами? Сомнения нужно развеивать, а господам водителям — не обижаться: это делается ради их же безопасности. Потом еще будут благодарить (как и за требование ехать пристегнутым). Иное дело, какими технологиями и приборами пользуются при этом проверяющие. Недаром автолюбители не очень доверяют этим стеклянным «пробиркам», и некоторые считают лучше потратить больше времени, пройти полноценное лабораторное исследование и получить профессиональный вывод.
Проблема определения степени и вида опьянения скорее медицинская, чем «гаишная». Сейчас изучается вопрос приобретения тестовых систем, предусматривающих возможность распечатки результатов опытов, но окончательное решение все равно будет за медицинским учреждением. Бывает, что экспресс-тесты ошибаются, — тогда правоохранителям приходится просить извинения (законодательство предусматривает механизм такой «сатисфакции») и разруливать возможный конфликт.
Еще генерал напомнил один интересный нюанс: водитель сам должен обезопаситься от таких инцидентов. Если вы больны, усталы, накануне посидели в «теплой компании» или приняли лекарства с нежелательным побочным эффектом — за руль лучше не садиться! И даже если вас ночью остановит наряд ДПС и поинтересуется самочувствием, возмущаться, поверьте, не стоит: вспомните последние трагедии на Черниговщине (рейс Кишинев — Москва), случившиеся из-за того, что водители уснули...
Слухи, что за «отказные» записи виновных в гаишных протоколах работников Госавтоинспекции очень наказывают, поэтому они иногда даже уничтожают такие документы, чтобы им не попало, мы тоже попробовали изучить в кабинете господина Будника. Выяснилось, это неправда. Дело в том, что такие протоколы являются бланками суровой отчетности, и их просто так не уничтожишь, — это делается только после официального решения соответствующего органа внутренних дел. Новое законодательство преду-
сматривает порядок обжалования выводов инспектора ДПС. Оформляя нарушения Правил дорожного движения, страж безопасной езды составляет постановление и протокол в двух экземплярах: один из них вручается нарушителю. Тот в десятидневный срок после записи в протоколе собственного несогласия с решением блюстителя порядка имеет возможность его обжаловать, обратившись к старшему начальнику инспектора или в суд. Подчиненных, как заверил генерал, будут наказывать только тогда, когда окажется, что протокол составлен незаконно или его фальсифицировали.
В завершение напомним читателям: удостоверение водителя автоинспектор изымает (задерживает) только в случаях нарушений, за которые предусмотрено лишение права управления транспортным средством, и на срок, пока суд не примет решение в конкретной ситуации. Напоминаем, что решение об админаресте, назначении общественных работ, платном изъятии транспортного средства тоже принимают исключительно служители Фемиды.