Отвечу сразу — пока что нужны. Сегодня в Украине органы прокуратуры построены с учетом двух организованных принципов: территориальности и специализации. Что касается первого из них, то он достаточно полно регламентирован в соответствующих статьях Закона Украины «О прокуратуре». В частности, в ст.13 закреплена трехзвенная система территориальных прокуратур: Генеральная прокуратура Украины; прокуратуры Автономной Республики Крым, областей, городов Киева и Севастополя (на правах областных); городские, районные, межрайонные. Применительно к этим звеньям прокуратуры определен правовой статус возглавляющих их прокуроров.
Наряду с территориальными органами в стране сложилась и действует разветвленная, многопрофильная сеть специализированных прокуратур. На транспорте образованы транспортные прокуратуры, ранее действовавшие на правах областных, и подчиненные им прокуратуры с правами районных. На них возлагается надзор за соблюдением и правильным применением законов предприятиями, учреждениями и организациями железнодорожного, воздушного, морского, речного транспорта, рыбопромышленного флота и других объектов.
Прокуратуры по надзору за соблюдением законов при исполнении судебных решений по уголовным делам действует на правах межрайонных с подчинением прокурорам областей. На них возложен надзор за соблюдением и правильным применением законов в исправительно-трудовых учреждениях, лечебно-трудовых и воспитательно-трудовых профилакториях, тюрьмах, следственных изоляторах и т.д.
Существуют природоохранные прокуратуры, которые также действуют на правах межрайонных с подчинением прокурорам областей. Они осуществляют надзор за соблюдением и правильным применением законов об охране окружающей среды (ст.37 Закона Украины «Об охране окружающей природной среды»). В соответствии с ч.3 ст.37 данного закона в случае необходимости в составе органов прокуратуры Украины могут создаваться специализированные экологические подразделения. Это положение, на наш взгляд, является нормативной базой для функционирования сети природоохранных прокуратур (на сегодня их в государстве — 30).
Что касается военных прокуратур, то необходимость их существования обусловлена рядом факторов: особой правовой регламентацией правоотношений, связанных с прохождением военной службы; спецификой расположения поднадзорных объектов; необходимостью наряду со знанием общих норм права познаний в области военного дела; допуском на режимные объекты; работой с секретными документами. Ежегодно эти органы прокуратуры рассматривают более 50 тысяч жалоб на действия военной администрации.
Таким образом, наличие сети специализированных прокуратур обусловлено объективной необходимостью осуществления надзорной деятельности в определенных сферах правовых отношений, имеющих особую важность для общества и государства, и характеризующихся особой спецификой.
Несомненно, существует немало положительных результатов работы спецпрокуратур в деле обеспечения законности и правопорядка. Вместе с тем в последнее время высказываются различные предложения по реорганизации системы специализированных прокуратур, что привело к реструктуризации этих звеньев прокуратуры. В стране этот процесс пошел как «по вертикали», так и «по горизонтали». Реорганизованы транспортные и военные прокуратуры. Киевская межобластная прокуратура по надзору за соблюдением законов на предприятиях оборонной промышленности (на правах областной) и подчиненные ей шесть спецпрокуратур вообще были ликвидированы в связи с сокращением оборонной промышленности и конверсией. Есть предложения упразднить и всю сеть спецпрокуратур.
На наш взгляд, специализированные органы прокуратуры на переходный период должны сохраняться и развиваться в соответствии с потребностями общества и государства. Как известно, они создавались с учетом специфики либо определенной правовой сферы (природоохранные прокуратуры), либо определенных объектов надзора (предприятия транспорта, оборонной промышленности, исправительно-трудовые учреждения, воинские формирования и т.д.) При этом специфика имеет значение, главным образом, для организации «общенадзорной» работы.
В то же время правовые основы деятельности специализированных прокуратур надлежащим образом не урегулированы. Во-первых, в Законе Украины «О прокуратуре», за исключением военных, даже не упоминаются сложившиеся на сегодняшний день и функционирующие виды специализированных прокуратур. В ряде норм закона упоминается лишь о прокуратурах, приравненных к областным и районным. Таким образом обозначено наличие специализированных прокуратур.
Во-вторых, в законодательном порядке не урегулирован вопрос о системе этих прокуратур. Правда, Закон Украины «О прокуратуре» указывает, что к органам военных прокуратур принадлежат военные прокуратуры регионов и военная прокуратура Черноморского флота и Военно-Морских Сил Украины (на правах областных), военные прокуратуры гарнизонов (на правах городских). Полагаем, что в Закон Украины «О прокуратуре» необходимо ввести нормы, посвященные специализированным прокуратурам.
Для разрешения более детальных вопросов организации и деятельности специализированных прокуратур целесообразно принять соответствующие нормативные акты. В них могут быть определены специфика надзорной деятельности, ее пределы, круг поднадзорных объектов и т.д.
Специализированные прокуратуры строятся на общих принципах, перед ними стоят те же задачи, что и перед территориальными органами, они используют такие же полномочия, но с учетом специфики объектов надзора.
Как представляется, сеть специализированных прокуратур доказала оправданность ее создания и полезность в решении задач укрепления законности и правопорядка в стране. В сложных современных условиях переходного периода они обнаруживают высокую жизнеспособность, что обусловливает необходимость их дальнейшего сохранения, укрепления и совершенствования.