UA / RU
Поддержать ZN.ua

НУЖНА ЛИ СУДЬЕ КВАРТИРА,

или Еще раз о независимости третьей ветви власти Примерно каждый третий гражданин нашей страны пользуется льготами...

Автор: Иван Семашко

или Еще раз о независимости третьей ветви власти

Примерно каждый третий гражданин нашей страны пользуется льготами. Один бесплатно ездит в троллейбусе, другой за полцены может кататься в купейном вагоне, третий безвозмездно получает путевку в санаторий, четвертый платит за квартиру 50 процентов. И если вышеназванные льготы худо-бедно, но реализуются, то есть такая льгота, которая практически никому без боя не достается.

Речь идет о квартирах. По закону, некоторым категориям инвалидов (в том числе Великой Отечественной войны), чернобыльцам первой категории, судьям и другим льготникам квартиры должны предоставляться в течение определенного срока - от полугода до двух лет. Это - теория, а на практике…

В Зализнычном районном суде Киева слушалось необычное «квартирное» дело. Судья ленинградского райсуда Владимир Минка подал иск к Ленинградской райгосадминистрации и городскому управлению юстиции. Суть спора: судья уже несколько лет стоит на очереди на квартиру, а власти ему квартиру не предоставляют. Хотя по закону должны были выдать ордерок в течение полугода.

Корреспондент «ЗН» побывал на нескольких заседаниях. Слушания постоянно откладывались - три раза не являлся представитель Ленинградской райгосадминистрации. Затем проявлял забывчивость представитель управления юстиции. Когда же наконец огласили решение, я узнал, что судья Ленинградского районного суда столицы Владимир Минка проживает со своей семьей в крошечной гостинке. Еще в ноябре 94-го он стал на очередь на жилье. И, в соответствии со статьей 44 закона Украины «О статусе судей», в апреле 95-го должен был получить новую благоустроенную квартиру. Но… ничего не получил до сих пор. «Третья власть» вынесла логичное решение: Ленинградская райгосадминистрация должна предоставить Минке двухкомнатную квартиру в течение месяца.

Затем ответчик написал кассационную жалобу в Киевский городской суд. Который, не без некоторых колебаний, оставил предыдущее решение в силе.

Кстати, Владимир Юрьевич - далеко не единственный судья, жилищные права которого были грубо нарушены. Точно такие же истории вам могут рассказать почти в любом райсуде. Да что там говорить о районном и областном уровне, если даже не все судьи Верховного суда в достаточной степени обеспечены «квадратными» метрами!

Но далеко не каждый судья решится защищать в суде собственные нарушенные права. Парадокс? Пожалуй, да. С трудом верится, что судьи не могут грамотно составить иск и выиграть процесс. Скорее, просто не хотят ссориться с местными администрациями.

Судья коллегии по гражданским делам Верховного суда Украины Иван Домбровский:

- По вине исполнительной власти часто нарушаются жилищные права льготников. «Третья власть» уже рассмотрела множество подобных дел, есть такие дела и в Верховном суде. Лиц, которые имеют право получить новое жилье (в случае необходимости) в течение определенного срока - полгода (судьи), год (чернобыльцы первой категории), два года (инвалиды ВОВ), - ставят на очередь первоочередников. В то время, когда никакой очереди для указанных категорий граждан существовать не должно. В законе четко записано, что эти люди должны получать квартиры по прошествию какого-то времени. А очередники получают квартиры в порядке продвижения очереди. Поэтому, ссылаясь на нормы Жилищного кодекса и не предоставляя указанным льготникам новое жилье, местные администрации и исполкомы нарушают права граждан. И суды это право восстанавливают в том случае, если гражданин обращается с исковым заявлением.

Еще Иван Петрович рассказал, что пять лет назад он сам подал подобный иск. Спор, правда, решился мирным путем - местный исполком предоставил судье двухкомнатную квартиру до вынесения судебного решения.

- Когда я работал в Черновицком областном суде, - вспоминает Домбровский, - был у нас такой случай. Судья приехал из России в Украину, к себе на родину. Оформился на работу, ему пообещали, что квартирный вопрос быстро уладят. Выждав положенный срок, коллега так и не получил квартиру. Несмотря на свою настойчивость. И он не придумал ничего лучшего - взял и самовольно занял одну из квартир. И одновременно подал исковое заявление. Помню, квартиру ему предоставили, но за самовольное вселение (то есть за незаконный поступок) он получил дисциплинарное взыскание.

Но вернемся к делу Минки. Суд вынес решение в его пользу. Выдал исполнительный лист, где было записано, что в течение месяца Ленинградская райгосадминистрация должна ему предоставить благоустроенную двухкомнатную квартиру. Но хеппи энда не получилось…

Послушаем самого Владимира Минку:

- Райгосадминистрация довольно долго подыскивала мне подходящие варианты, хотя в решении суда было четко записано, какая мне нужна квартира: 2-комнатная, от 29 до 37 квадратных метров. Мне пришлось несколько раз звонить в квартуправление райгосадминистрации, объяснять, как и почему надо выполнять решения суда. Наконец, начальник квартуправления Мироненко предложил мне посмотреть квартиру №63, расположенную в доме на Потапова, 8. Прихожу. Дом в аварийном состоянии. Квартира сырая. Но даже не это главное. Вдруг узнаю, что жилье это - под судом. За него идет спор. Конечно, я отказался. Недельки через две называют мне новый адрес: Верховинная, 7, квартира 70. Прихожу. Квартира закрыта. Пришел во второй раз, в третий - та же история. Соседи мне говорят: в этой квартире люди живут, уже ремонт сделали. Я подумал: если займу эту квартиру, придется долго судиться. Сказал об этом Мироненко. Он выслушал и назвал новый адресок: Зодчих, 50 «а», квартира 119. Я, когда услышал адрес, остолбенел: в этой квартире проживал некий Гулько Борис Саввич, 1929 года рождения. Так вот, Гулько в этой же квартире убил свою сожительницу, порубал ее на части. Кровь, по рассказам оперативников, залила все помещение. Гулько был осужден на 5 лет лишения свободы, ему дали срок - ниже низшего предела, учитывая возраст, другие обстоятельства. А спустя полгода тот же Ленинградский райсуд признал Гулько утратившим право на жилое помещение и выселил его из этой квартиры без предоставления новой жилплощади. И вот теперь мне дают эту квартиру. Отказываться от нее у меня нет оснований - все, казалось бы, по закону. Я осмотрел помещение - плесень, сырость. Стоит старая мебель. Кругом - мусор, немытая посуда. Но имею ли я моральное право здесь жить? Не по-человечески ведь это. Ленинградский райсуд осудил Гулько к лишению свободы, Ленинградский райсуд выселил его отсюда, а теперь судья Ленинградского райсуда будет здесь жить?! Получается, мне теперь на новоселье придется пригласить судей Кращук и Борисюк - выходит, именно благодаря им я получил ордер…

История, согласитесь, впечатляет. Но… и это еще не все!

- Я пошел на прием к председателю райгосадминистрации Рюмшину, - продолжает Владимир Юрьевич. - Он говорит: мы же вам давали квартиры в других домах. И называет совершенно другие номера квартир и домов! Я говорю: нет, эти квартиры я не смотрел. А Рюмшин оправдывается: как, мне докладывали, что вам показывали эти квартиры. В конце концов председатель рассердился и заявил, что квартира на Зодчих соответствует нормам, и подыскивать новую райгосадминистрация не будет. Так и сказал на прощанье: «Ничем помочь не могу…».