UA / RU
Поддержать ZN.ua

НУЖНА ЛЬ СНОРОВКА ПРИ ПАРКОВКЕ

Очередным предметом для полемики стала у нас дилемма: платить или нет за парковку автомобилей на городских улицах?..

Автор: Андрей Евтушенко

Очередным предметом для полемики стала у нас дилемма: платить или нет за парковку автомобилей на городских улицах? Не удивляйтесь, но спор развязали не сами водители, у которых поводов для этого больше, а... депутаты. А ведь кому, как не им, лучше других знать, что эта платная услуга для всего цивилизованного мира имеет массу преимуществ. Скажем, способствует наведению порядка на улицах, уменьшению пробок и заторов. И муниципальная власть заинтересована в том, чтобы парковка была организована по высшему классу, так как это прямое и существенное пополнение казны. И как результат - развитие дорожных служб в целом.

Коль скоро и мы к сонму цивилизованных устремились, то, кроме экономических, политических, дипломатических трафаретов, должны бы перенимать и подобные «мелочи». И такая попытка, во всяком случае в столице, была предпринята. Еще в мае 1994 года Киевский городской Совет принял решение об установлении местного сбора за парковку автомобилей. А чтобы упредить всяческие злоупотребления, мэрия города в том же

94-м создала государственное коммунальное предприятие «Паркування». И прямой его обязанностью стало взимание платы в строго определенных размерах. Но нетрудно догадаться, что тут, как и на всяком бойком месте, у госпредприятия появилось много конкурентов и конкурентиков. К месту сказать, сейчас ГКП «Паркування» контролирует только четвертую часть парковочных мест, все остальное ловко захватили коммерческие структуры.

Впрочем, речь о другом. В июне 1996 года появляется решение Киевского горсовета, в котором горадминистрации рекомендуется ликвидировать ГКП «Паркування» и одновременно запретить деятельность других предприятий различных форм собственности, которые предоставляют населению платные услуги по парковке автотранспорта. Видимо, руководствуясь здравым смыслом и экономическими соображениями, горадминистрация рискнула ослушаться. И это положило начало конфликту. Погасить его не удалось, и ровно через год появляется дубль - решение того же горсовета на ту же тему.

В общем-то, препирательства между ветвями столичной власти настолько привычны, что, кроме усталости и раздражения, у населения они ничего не вызывают. Но если спор касается вопросов, политических и организационных, - Бог с ним. Тут же невольным участником разборок стал, по существу, весь город. И способствовали этому сами народные избранники, во всяком случае, часть их - депутатская группа «Мы». В своей газете с одноименным названием и полумиллионным тиражом (ничего так циферка на фоне бедственного положения прессы!) она прямо призвала водителей не платить за парковку автомобилей, к эдакому тихому бунту или гражданскому неповиновению.

Сразу же напрашивается вывод: появление такого отчаянного призыва со стороны группы депутатов продиктовано скорее всего нежеланием навести в столице порядок с парковкой личных и служебных автомобилей. Думается, что и в этом вопросе, как и во многих других, нашла отголосок жгучая антипатия к бывшему мэру Косаковскому, а заодно и ко многим его новшествам. И тот факт, что мэр нынешний Александр Омельченко продолжает настаивать на том, чтобы госпредприятие «Паркування» работало и дальше, вызывает у большинства депутатов раздражение. А это не может не отражаться на деятельности самого госпредприятия «Паркування». Коллектив вынужден отвлекаться на разборки и отписки. Но депутатов никакие доводы и аргументы не убеждают. По существу, призвав водителей к бунту, они предлагают подождать до лучших времен, когда появится приемлемое решение. Только вот какое? Что можно придумать лучше и эффективнее, чем соответствующая государственная служба?

- По существу, депутаты предлагают разрушить наработанное до основания, - считает директор ГКП «Паркування» Николай Онищенко. - А потом придумать новую концепцию. Но ведь она уже придумана, мало того, опробована. Нас самих смущает, что мы пока работаем с наличными деньгами. Но запланирован переход на цивилизованные автоматизированные системы взимания платы. Депутаты же обвиняют ГКП во всех грехах, один из главных аргументов тот, что предприятие ничего не делает. В то же время ни один из оппонентов не удосужился прийти или хотя бы позвонить в ГКП и узнать, какой объем работ выполнен за это время? Какие наши планы и проекты? Они бы узнали, что эксперты предприятия проанализировали предложения пяти фирм по усовершенствованию системы парковки, нами проведены сравнительные характеристики. Мы отдали предпочтение и даже подписали договора на установку автоматизированной системы, предложенной киевским акционерным обществом «Промышленная группа «Коралл». Уже оборудованы места, установлены монтажные детали в точках предполагаемой автоматической парковки, проведены бесчисленные согласования со всеми службами - архитекторами, дорожниками, пожарными, водоканализационниками и т.д. и т.п. Знают ли об этом депутаты? А, может, попросту не хотят знать? Не разобравшись, хотят все сломать. Ломать, конечно, не строить, но ведь ко всякому делу надо подходить взвешенно, а не принимать истерических решений. Обиднее всего, что без изучения обстоятельств дела...

Что же предлагает упомянутое акционерное общество «Коралл»? Проект настолько эффективен, что сомнений не вызывает. Предлагается парковочные места оборудовать прочными автоматами, работающими не на монетах или жетонах (такой вариант предлагали другие фирмы), а на смарт-карточках. Другими словами, эти пластиковые карточки способны полностью разрешить спор в Киеве. Ведь все участники парковочной цепочки при таком подходе начинают работать на безналичных расчетах, что сразу же отметает добрую половину проблем. «Украинские парковочные системы», так назвал свой проект «Коралл», разрабатывались на основе опыта лучших в этом отношении стран, в частности США. Кстати, эта страна предоставляет необходимую инвестицию. Освоение ее полностью берет на себя акционерное общество, городу придется только принять систему в эксплуатацию. И в этом привлекательность проекта, ведь ни одна фирма, кроме «Коралла», не предложила отсрочку за оплату аппаратов и всей прочей атрибутики.

Кстати, «Коралл» уже имеет опыт внедрения автоматизированных парковочных мест. С февраля этого года 300 из них уже работают в Днепропетровске и по достоинству оценены водителями, так что опасения, что именно они первыми воспротивятся, оказались напрасными. Психологически водитель готов быстрее отдать деньги автомату, нежели другому человеку, так как неизвестно, куда эти наличные деньги пойдут дальше.

Хоть дело с внедрением парковочной системы в столице пока тормозится алогичным упорством народных избранников, «Коралл» саму систему совершенствует. Уже потому, что городов в большом государстве много. Разработчики, в частности, сейчас готовы к выпуску отечественных автоматов с использованием смарт-карточек. Предприятий, желающих загрузить свои мощности и дать людям рабочие места, немало.

А вот по Киеву... Мэр города Александр Омельченко поддержал проект, усматривая в этом существенную часть поступлений в городской бюджет. Убеждает столичную власть и то обстоятельство, что все автоматизированные парковочные места будут замкнуты в единую цепочку, в которой можно будет легко отслеживать движение безналичных денег - от оплаты до поступления в бюджет. Но никто не отменял решения горсовета о запрещении, по существу, деятельности государственной службы. Поэтому «Коралл», подготовив все атрибуты, вынужден ждать, поскольку за ним стоит инвестор, а он считает, что нестабильная обстановка вокруг идеологии о парковке делает Киев зоной рискованного бизнеса.