UA / RU
Поддержать ZN.ua

НИЩАЯ ВЛАСТЬ

Здание Старокиевского суда находится на хоздворе гастронома и на храм Закона и Справедливости никак не похоже - ни снаружи, ни внутри...

Автор: Евгений Коротков

Здание Старокиевского суда находится на хоздворе гастронома и на храм Закона и Справедливости никак не похоже - ни снаружи, ни внутри. Но и здесь суд - квартирант: 15 августа председатель суда получил письмо от жилищно-ремонтного объединения, в котором говорится о досрочном разрыве договора об аренде и обращении в Арбитражный суд с целью выселения Старокиевского суда. Задолженность по аренде - 97 миллионов карбованцев, т.е. 570 долларов. Те, кто иногда сидит здесь на известной скамье, прогуливают за вечер значительно больше.

В цифре 15 есть что-то иронично-роковое - 15 сентября похожее письмо получил от ЖЭК-2 и Подольский суд, где перечисляются долги последнего, а именно: арендная плата - 658 миллионов, отопление - 215, плата за землю - 186, за мусор - 4, НДС (неужели налог на добавленную стоимость?!) - 213 миллионов карбованцев. Всего - 1 миллиард 276 миллионов. ЖЭК-2 сообщает, что не будет заключать договор с районной теплосетью из-за отсутствия средств. Перспектива неутешительная: Подольский суд отапливаться не будет. Отключение электроэнергии тоже возможно. Милая картинка: судьи в овчинных тулупах при керосиновых лампах...

Что же происходит с финансированием судов? Чтобы было понятно даже самому несведущему, упростим схему до скелета. Деньги для судов заложены в бюджет. Но без учета инфляции. Поэтому часть бюджетных денег «сгорает» до их получения. Финансирование идет через управление юстиции, но механизм этот спешит с промедлением. Это одна сторона медали.

Есть и вторая. Суды, как это ни странно, дают доход. Штрафы и обилие различных госпошлин. Которые, кстати, могли бы быть и подороже. За первое полугодие 1995 года районные суды, нотариальные конторы и загсы столицы перечислили в местные районные бюджеты 54,2 миллиарда карбованцев, тогда как долг этих организаций за оплату помещений и коммунальные услуги - 34,7 миллиарда.

Ситуация сказочно глупа: деньги идут в бюджет местных Советов, а ЖЭКи, которые в принципе подчиняются этим Советам, требуют деньги, отданные Советам.

Старая, проверенная система: надо все свалить в один мешок, а потом оттуда раздавать. Чтобы число работающих и раздающих заработанное было примерно равно...

Начальник управления юстиции Д.Сокуренко - мэру Киева Л.Косаковскому: «Учитывая катастрофическое положение с оплатой помещений и коммунальных услуг, что приводит к дезорганизации работы районных судов, нотариальных контор и отделов регистрации актов гражданского состояния, просим Вас помочь в выделении управлению юстиции г.Киева 34 млрд. 170 млн. крб. в третьем квартале 1995 года для погашения задолженности и посодействовать в том, чтобы районные Советы народных депутатов в дальнейшем взяли на себя оплату помещений и коммунальных услуг указанных выше органов и судов, как это сделал Московский районный Совет».

Во всех судах финансово-экономическое положение примерно одинаковое. Все зависит от связки: председатель суда - райсовет. Если такая связка существует, относительное благополучие суда обеспечено. Хотя, если объективно оценить все эти письма, угрозы все отключить и выселить - это такая игра. В конечном итоге батареи греют, вода течет и лампочки горят. Такая игра - с нервами, звонками, письмами. Все было бы ничего, не участвуй в ней живые люди, причем не самой легкой профессии - судьи.

«А судьи кто?» Эта замусоленная хрестоматийная фраза чаще всего звучит риторически. Но можно и ответить. Большинство судей - женщины. Судьи, как правило, - многоопытнейшие юристы-практики. Нагрузки, как их ни назови: моральные, нервные, стрессовые - огромны. Иммунитет не вырабатывается. Судья находится в эпицентре человеческого горя. Если говорить на модном нынче языке - в зоне постоянного отрицательного биополя.

Зарплата судьи в переводе на «главную» валюту - 60 долларов. Одному федеральному судье из США она очень понравилась: американец подумал, что 60 долларов - в час...

Особые привилегии судей - бесплатный проезд на общественном транспорте. Говорят, еще и обеспечение квартирой. Но по Киеву не имеют жилья 39 судей. А в Виннице, по свидетельству начальника управления юстиции Д.М.Сокуренко, несколько работников областного суда уже три года живут прямо в залах судебных заседаний.

Независимость - это та арматура, на которой держится или должен держаться бетон судебной власти. Серьезно говорить, а главное, верить в независимость человека, не имеющего никаких твердых социальных гарантий, - сложно... Если в крупных городах судья еще как-то теоретически может сохранить независимое положение, но уж никак не в районных центрах, где родственные служебные, приятельские, экономические связи сплетены, как корни травы. Какова независимость, таково и правосудие.

Вот характерная история: в Василькове, во время разбирательства уголовного дела отец пострадавшего ударил адвоката подсудимого. Сломал ему нос. Было это на глазах судьи, прокурора, конвоя, десятка свидетелей. И что же? Адвокат остался при своем - со сломанным носом, а человек, ударивший представителя закона в здании суда на глазах у служителей закона, остался безнаказанным - даже штрафа не заплатил.

Какие в Киеве ужасные помещения для судов, пресса писала не раз. Но они дворцы в сравнении с теми, в которых работают судьи районных центров. В сараях нельзя привить уважение к Закону.

Незащищенный экономически, судья не защищен и физически. Преступники могут предполагать наличие оружия у милиционера, прокурора, депутата, но не у судьи. Правильно, судья с пистолетом - нонсенс. Но и незащищенный судья - еще больший нонсенс. Примеров только по Киеву можно набрать не один десяток. Но вот только один, как мне кажется, самый загадочный - весной этого года в подъезде дома, который охраняет милиция, избили судью городского суда Николая Леонидовича Кузьмина. Разбили лицо, сломали два ребра. Бумажник с деньгами не тронули - значит, не грабили... По горячим следам задержали двоих. Прокуратура, обычно такая строгая относительно меры пресечения - алиментщики и те сидят в СИЗО до суда, - спокойно их отпускает. То ли не тех задержали, то ли отпустили, кого надо было отпустить. Из этого нападения вытекает много статей Уголовного кодекса, а вот поди же ты - тишь да гладь...

Если раньше, в составе СССР, Украина опережала все республики по числу отставных полковников, то теперь она вышла на первое место в мире по числу депутатов всех мастей. Сохранив реликтовый институт Советов, мы расплодили тьму депутатов, хорошо оплачиваемых, огражденных от Закона депутатским иммунитетом. Судей в державе значительно меньше. А еще спрашивают, где брать деньги на судебную реформу?

При нынешнем положении судейский корпус, наименее, кстати, разъеденный ржавчиной коррупции, обречен на вымирание или вырождение. Пока судьи держатся. Все-таки это высокие профессионалы, любящие свое дело. Но жизнь, быт, дети, условия диктуют свои правила. Уходят туда, где им знают цену - в банки, в фирмы, в адвокаты. По Киеву 38 вакансий. Думаю, скоро вакансий будет больше, потому что это ведь обвальный процесс - чем больше уходят, тем больше нагрузка на оставшихся.

Одна из судей Старокиевского суда, рассматривавшая дела сторонников голодовки УНА-УНСО на площади Независимости, в разговоре со мной пошутила, что сама внутренне готова надеть белую повязку на голову и поголодать на площади. Да если судьи выйдут на площадь с белыми повязками на головах, их-то кто будет судить?!