UA / RU
Поддержать ZN.ua

НИ ПЯДИ РУССКОЙ ЗЕМЛИ

Пограничный спор между Россией и Грузией может перерасти в «холодную войну» между ними После расп...

Автор: Максим Череда

Пограничный спор между Россией и Грузией может перерасти в «холодную войну» между ними

После распада Советского Союза граница между Россией и Грузией существовала чисто номинально - без обозначения на местности и без охраны. Однако заложенные в далеком 1922 году условности при «нарезании» территорий братским республикам сегодня превращаются в серьезнейшие противоречия, переходящие в международные скандалы и даже столкновения. И если другие страны СНГ уже в полной мере испытали все прелести преобразования административных границ в государственные, то Грузия с этой проблемой столкнулась только сейчас.

Все началось с выставления российского пограничного поста в районе Дарьяльского ущелья на Военно-Грузинской дороге. Сам по себе этот факт не обратил бы на себя внимания, если бы не одна особенность - сегодня он располагается на территории Грузии на удалении более километра от российско-грузинской границы. Во всяком случае, на таком трактовании происшедшего настаивает грузинская сторона. В Москву МИДом Грузии было направлено несколько нот с протестами, однако ответа не последовало. Это и понятно, поскольку Россия уверена, что все ее действия являются правомочными и приводит свои аргументы.

По словам заместителя директора ФПС Александра Манилова, упомянутый российский пост пограничного контроля был выставлен от КПП Верхний Ларс на территории России в районе тоннеля на удалении 1380 метров от бывшей границы между РСФСР и Грузинской ССР, являющейся ныне госграницей между РФ и Грузией. По заявлению Манилова, выставление поста погранконтроля в этом месте было вызвано служебной необходимостью в связи с резко обострившейся обстановкой на границе и необходимостью предотвращения незаконного ввоза на территорию России спирта. Эти аргументы и были приведены в ноте МИД РФ посольству Грузии в Москве от 2 сентября этого года.

Здесь следует отметить, что в феврале прошлого года российская и грузинская комиссии по делимитации обменялись проектами прохождения российско-грузинской государственной границы. Проект российской стороны по прохождению границы между РСФСР и Грузинской ССР, отображенной на картах 1987 г. издания. В июле 1997 года на заседании экспертов комиссии по делимитации Грузия впервые заявила о спорных территориях на российско-грузинской границе общей площадью 37 кв. км. В таких случаях обычно стороны сперва ищут компромисс по спорным вопросам, а не выставляют пограничные посты в одностороннем порядке, тем более если они заявляют о своих дружеских взаимоотношениях.

Реакция Грузии на самовольные действия россиян в течение трех месяцев была более или менее сдержанной и ограничивалась протестами внешнеполитического и пограничного ведомств страны. Однако на прошлой неделе ситуация начала резко обостряться. Инициативу взяла правящая партия Грузии - Союз граждан, молодежная организация которой начала проведение акции протеста у посольства РФ в Тбилиси. К ним вскоре присоединились и представители ряда других партий и общественных организаций. Требование было одним - восстановить статус-кво на границе в Дарьяльском ущелье и впредь руководствоваться в отношениях с Грузией цивилизованными, общепринятыми в мировом сообществе нормами.

Затем, отчаявшись добиться каких-либо результатов в Тбилиси, группа грузинской молодежи, представляющая Деоккупационный комитет Грузии, разбила неподалеку от нового российского пограничного поста палаточный городок и начала проведение бессрочной акции с требованием незамедлительного решения пограничной проблемы. Действия грузин носили в целом мирный характер. В основном они заключались в демонстрационных шествиях через тоннель, разделяющий грузинский и российский посты. Ответом россиян стала переброска в район инцидента группы спецназа. Митингующие потребовали немедленного прибытия в Верхний Ларс руководителей ФПС России Андрея Николаева и пограничной службы Грузии Валерия Чхеидзе и пригрозили увеличением количества участников акции до нескольких тысяч человек из всех регионов Грузии.

После этого грузинское руководство не могло не прореагировать на происходящее. Президент Эдуард Шеварднадзе отправил письмо на имя главы Российского государства, в котором предложил восстановить статус-кво на границе и одновременно форсировать переговоры по делимитации границ. «Я не нахожу оправданий действиям российской стороны на границе с Грузией», - заявил он журналистам, добавив, что в России, очевидно, есть люди, заинтересованные в создании проблем в отношениях между двумя странами.

Следует отметить, что пограничный инцидент в Дарьяльском ущелье стал последней каплей, которая может переполнить чашу терпения грузинского руководства и привести к открытому противостоянию между Грузией и РФ. Вспомним ту резкую критику, с которой обрушился Эдуард Шеварднадзе на структуры СНГ за неспособность этой организации выполнить свои же решения в отношении возвращения абхазских беженцев, и как разочарован он был игнорированием Россией интересов Грузии при разделе плавсостава Черноморского флота.

Затем был «мандариновый скандал» - РФ начала напрямую закупать абхазские цитрусовые, «забыв» согласовать свои действия с Тбилиси. До этих пор между Россией и Грузией продолжаются так называемые «спиртовые» войны - на пограничных контрольных пунктах российские пограничники ежедневно проводят облавы на грузинские грузовики, объясняя это необходимостью пресечь поступление безакцизного спирта на черный рынок России.

Самым последним эксцессом стало оставление вопреки договоренностям российскими миротворцами 62-го поста, расположенного в Кодорском ущелье около села Квапчара, что позволило Абхазии укрепиться в этом пункте, считающемся стратегически важной территорией. На протест командующего грузинскими миротворцами в Зугдиди генерала Ошхерели ответа россияне так и не дали.

Все перечисленное вызвало крайне резкую оценку грузинских руководителей. Председатель парламента Зураб Жвания на недавней совместной пресс-конференции со своим эстонским коллегой Тоомасом Сави заметил, что уровень доверия Грузии к России приближается к нулю, а сами отношения между двумя странами охарактеризовал как «приобретающие контуры холодной войны». Начальник департамента охраны государственных границ Валерий Чхеидзе, который еще совсем недавно положительно относился к пребыванию российских пограничников в Грузии, сегодня заявляет о необходимости охранять границу своей страны исключительно собственными силами.

Более категоричным является председатель парламентского комитета по обороне и безопасности Реваз Адамия, выступающий за пересмотр рамочного российско-грузинского договора от 3 декабря 1994 года, являющегося сегодня основой всей системы грузино-российских отношений. Причиной этого, по мнению грузинского парламентария, является вывоз Россией из Грузии, вопреки ташкентскому соглашению, 95% военной техники и фактический угон ею из Потийского порта десятков военных кораблей.

Москва в ответ на эти упреки предприняла ответный ход, только подливший масла в огонь. Российский МИД выступил с заявлением, в котором осудил последние высказывания грузинского руководства в лице Зураба Жвания о российско-грузинских отношениях, как всегда, обвинив во всем Грузию. В документе внешнеполитического ведомства РФ содержится вывод о том, что в Тбилиси «поддаются давлению со стороны сил, которые уже давно стремятся использовать в своих неблаговидных целях те сложности, которые возникают в отношениях любых государств, в том числе России и Грузии».

Единственную надежду на хоть какое-нибудь снятие напряженности обе стороны возлагали на состоявшийся на этой неделе визит в Тбилиси российского вице-премьера Валерия Серова, который вообще-то собирался в Грузии решать совсем другие вопросы - экономические. Накануне приезда Серова грузинскому руководству удалось прекратить акцию пикетчиков на участке Верхний Ларс. Это произошло после посещения пограничного поста командующим погранвойсками Чхеидзе в компании нескольких парламентариев. Однако это не означало, что Грузия пошла на уступки. Радиовыступление Шеварднадзе в понедельник было выдержано в резких тонах и было понятно, что грузинское руководство к компромиссам готово не было. «Как видно, здесь расчет простой: поставить нас перед фактом, а затем возобновить переговоры на основе новых, приемлемых для них реалий», - заявил грузинский президент.

В Тбилиси Валерий Серов имел длительную конфиденциальную беседу с Эдуардом Шеварднадзе, после которой он объявил, что сторонам удалось договориться об организации сотрудничества двух стран в сфере таможни, что позволит избежать проблем типа пресловутых «спиртовых». Что же касается проблем демаркации границы, то здесь пока ситуация не ясна. Решено только, что рабочая комиссия двух стран по пограничным вопросам должна немедленно приступить к работе.

Трудно сказать, смогут ли бывшие союзные республики решить свои пограничные споры полюбовно. Россияне в таких ситуациях отступать не привыкли, да им и трудно понять, почему грузины так болезненно реагируют на изменение границы на какую-то тысячу метров. У тех же в памяти еще слишком свежи трагические события в Абхазии и Южной Осетии, и эти самые метры являются символом способности их страны отстоять свою целостность и воспрепятствовать любым попыткам аннексии территории, пусть даже со стороны «братской страны».