UA / RU
Поддержать ZN.ua

НЕВЕРОЯТНЫЕ ИСТОРИИ ИЗ ОБЛАСТИ ПРАВОСУДИЯ

Думается, и с этим тезисом согласятся самые махровые оппозиционеры, — каким бы ни было плохим госу...

Автор: Валентин Пожарский

Думается, и с этим тезисом согласятся самые махровые оппозиционеры, — каким бы ни было плохим государство, все же современному человеку комфортнее жить в нем, чем бессмысленно болтаться в пределах аморфного безгосударственного пространства. Такими мыслями на патриотическую тему я пытался отвлечься в маршрутном такси. Интеллигентного вида сидящий слева сосед-попутчик, зашелестев газетой, отвлек меня от созерцания городского пейзажа. Заглянув в новоиспеченное средство массовой информации, сразу же бросилась в глаза первая фраза жирного заголовка: «Борьба с бедностью...». И тут мне припомнилась недавно случившаяся история судебной защиты интересов одного государственного предприятия, находящегося в перманентном состоянии финансовой нестабильности. Несчастная организация попала в крепкие руки доблестной прокуратуры и Фонда социальной защиты инвалидов, в связи с неисполнением ею предписаний законодательства. Эта первая история названа мною

«Миллион в брачной корзине»

Какая же страна может считать себя цивилизованной, если в ней не опекают людей с ослабленным здоровьем? Самые высокие руководители были потрясены проявляемой заботой об инвалидах: универсальные многофункциональные коляски, специально устроенные тротуарные дорожки, приспособления для входа и выхода из транспортных средств, уровень материального обеспечения и многое другое. «Мы, являясь географическим пупом Европы, тоже не лыком шиты!» — подумали впередсмотрящие и решили принять закон, наделив инвалидов правами, соответствующими европейским стандартам. Заодно сформировали из инвалидов сборную спортивную команду, в надежде утереть носы их визави из Западной Европы, а по возможности и гражданам с Американского и Азиатского континентов.

Не откладывая дело в долгий ящик, в марте 1991 г. принимается самый главный в этой сфере отношений закон «Об основах социальной защищенности инвалидов». В середине этого же года правительство для финансирования работ, предусмотренных государственными программами социальной защиты инвалидов, создает орган исполнительной власти с благозвучным и многообещающим названием: «Фонд Украины социальной защиты инвалидов» и его отделения в областях. И пошла плясать комаринская... Практически в каждом законе, регулирующем сферу экономической и социальной жизни общества, Верховная Рада детализирует, уточняет и углубляет права инвалидов. Кабинет министров, соревнуясь с законодательным органом в гуманизме и степени проявления заботы по отношению к лицам с ослабленным здоровьем, принимает бесчисленные подзаконные акты, в том числе комплексные программы, направленные на разрешение проблем инвалидов в Украине. К этой многоголосице присоединяются центральные органы исполнительной власти. Не остается в стороне местная власть, непринужденно и естественно вплетаясь в симфонию инвалидного законотворчества Украины. Такое, без преувеличения сказать, произведение правового искусства безбоязненно и смело можно предъявить любому международному форуму и быть уверенным в его одобрямсе.

И все бы было хорошо да благочинно, но возникла только одна незадача — где взять средства для этих неблагодарных, вечно брюзжащих инвалидов. Хотя бы уж и не для них, а как бы самому Фонду день простоять, да ночь продержаться. И не придумала Верховная Рада ничего лучшего, как, внеся коррективы в закон «Об основах социальной защищенности инвалидов», обязать тактически всех субъектов хозяйствования, у которых численность работающих душ превышает 15 человек, либо создавать рабочие места для инвалидов, либо уплачивать налог.

Этот налог в ультимативной форме законодатель назвал штрафной санкцией за нетрудоустройство лиц с ослабленным здоровьем. Не надеясь на расторопность Фонда социальной защиты инвалидов, куда в соответствии со статьей 20 Закона Украины «Об основах социальной защищенности инвалидов» должны перечисляться названые штрафные санкции, проигнорировав 26 статью Закона «О предприятиях в Украине», устанавливающую перечисление денежных средств на счета местных советов, тем самым показав заевшейся региональной элите нехитрую комбинацию из трех пальцев, Верховная Рада определила, что «инвалидную неустойку» надо собирать непосредственно в государственном бюджете.

Еще с советских времен известно, что бюджет — это план, и спуска за его неисполнение распорядители закромов родины давать не намерены. Ох и жаль в этой ситуации руководителя Фонда социальной защиты инвалидов. Тяжелую сеть «инвалидной неустойки» поручили тянуть ему, а улов попадает в чужую корзину. Наш герой точно знает, что в схватке за бюджетные деньги лица с ослабленным здоровьем не могут победить их физически более крепких коллег по популяции, где откусить свою долю может только самое-самое изворотливое и политически благонадежное лицо, к тому же умеющее по достоинству оценивать государственные услуги. Поэтому инвалиды, интуитивно чувствуя, что в мусорных баках больше доступного для них добра, чем в обезжиренных сусеках Фонда защиты инвалидов, пытаются быть ближе к свалкам, подземным переходам и перекресткам дорог, чем к этому уникальному учреждению.

Фонд, в пояснениях большего количества толковых и экономических словарей, означает место, где аккумулируются средства, т.е. корзина с золотыми яйцами. В нашем же украинском Фонде инвалидов покоятся не представляющие ювелирной, а следовательно, и валютной ценности атрибуты его начальства. Оказавшись в такой патовой неблаговидной ситуации, когда инвалидам помочь нечем, о своих обязанностях, предусмотренных собственным положением о Фонде социальной защиты инвалидов, государственному органу следует позабыть раз и навсегда. Правительство своим новым постановлением от 11.07.2002 года окончательно приписало Фонд социальной защиты инвалидов к Министерству труда Украины.

Вот такие нелегкие задачи и проблемы приходится решать в современных условиях Фонду социальной защиты инвалидов и его отделениям в областях, постоянно лавируя между Верховной Радой, Минтрудом, Минфином, Государственной налоговой администрацией и украинскими инвалидами. Только толковые капитаны, держащие нос по ветру, могут провести этот государственный орган через все встречающиеся на пути надводные и подводные рифы и после неизбежной естественной смерти всех бесполезных учреждений вовремя вскочить на руководящую подножку более основательного и менее потопляемого государственного корабля. Примеры? Пожалуйста! Как не отметить изобретательность одного регионального отделения Фонда социальной защиты инвалидов — умение находить выход из сложных ситуаций при ограниченном количестве финансовых ресурсов, способность четко взаимодействовать с другими государственными органами, в частности с прокуратурой. Не хотелось точно указывать прописку нашего отделения Фонда инвалидов, дабы не обидеть иных, возможно, не менее изворотливых и хитрых.

Вероятно, останется загадкой, как наше областное отделение Фонда социальной защиты инвалидов и прокуратура нашли друг друга. То ли это был плод тончайше выверенной многоходовой логической комбинации, либо озарение, случайно посетившее государственные головы местного масштаба. А может быть, это грубый начальственный приказ из стольного града, не терпящий обсуждений. Однако как бы то ни было, прокуроры начали предъявлять иски в интересах отделения Фонда социальной защиты инвалидов, в одночасье разрешив проблему фонда, — откуда брать деньги на оплату государственной пошлины и расходов на информационно-техническое обеспечение судебного процесса. Кроме того, отделение фонда заручилось поддержкой весомой государственной фигуры, что никогда не помешает в столь неприятном деле, как судебные склоки. Прокуратура же получила возможность без особых усилий набрать победные очки в судебных баталиях, отчитавшись за проделанную «работу» перед вышестоящим начальством.

И поставят в пример прокурора — дадут звания и медали к празднику. И волки местные целы, довольны и сыты будут. Ну чем не выход из положения?!

Распределив между собой процессуальные обязанности, государственные ведомства поставили дело на конвейер. На долю отделения Фонда социальной защиты инвалидов легла самая рутинная работа — рассчитывать размер штрафных санкций, подготавливать иски и доставлять их в прокуратуру, которая твердой государственной рукой подписывала их, хлопала угловой канцелярский штамп и направляла в хозяйственный суд для вынесения трафаретного решения. Вот так в поте лица три организации «куют деньги, не отходя от закона».

«Не может быть!!!» — воскликнет обиженный читатель, не посвященный в таинства работы государственного аппарата. Но факты — упрямая вещь. В этом можно убедиться, взглянув на судебные папки, хранящиеся по аналогичным делам в хозяйственном суде. Там можно обнаружить подшитые секретарями судебного заседания претензии областного Фонда Украины социальной защиты инвалидов и иски прокуратуры, выполненные в одном стиле изложения, отпечатанные на одном печатном устройстве. «Ну что в этом плохого, какая разница, кто готовил иски», — услышали мы реплику из уст дежурного судьи, выполняющего задание по рассмотрению таких споров и лучше автора знающего кухню приготовления документов, предъявляемых в судебный орган, т.к. сам до занятия судейского кресла был прописан в прокурорском стане.

Для непосвященных поясняем: подготовка «комплексных» многосторонних документов не вписывается в рамки законодательства. Из Закона Украины «О прокуратуре» вытекает, что прокурорским органам следует самостоятельно исследовать выявленные нарушения и в случае обнаружения отклонения от закона предъявлять иски в суд в интересах государства, гражданина или отреагировать иным, адекватным ситуации способом. Граждане, предприятия, учреждения могут лишь направлять сообщения прокурорам о совершенном либо готовящемся правонарушении. И далее прокуратура должна обособленно осуществлять свои действия, сообразуя их с законом.

Если обратиться к ст. 7 Закона Украины «О прокуратуре», можно найти прямое указание на то, что: «...обращения представителей власти, других должностных лиц к прокурору по поводу конкретных дел и материалов, которые находятся в производстве прокуратуры, не могут содержать каких-либо указаний или требований в отношении результатов их разрешения». Поэтому подготовка областным отделением Фонда социальной защиты инвалидов текста иска, с изложенным в нем требованием — взыскать с предприятия определенную сумму средств, безусловно, свидетельствует о воздействии на орган прокуратуры с целью добиться соответствующего результата. Что же, когда прокуроры пишут (подписывают) бумаги — законы плачут!

Думали ли чиновники, наделенные властью, что инвалиды могут работать не на любом рабочем месте, а только на таком, которое аттестовано государственными органами. Это указано в положении о рабочем месте инвалида и о порядке трудоустройства инвалидов, утвержденного правительством 3 мая 1995 г. Много ли есть предпринимателей в Украине, имеющих такой аттестат. Более престижно, комфортно и полезно для здоровья инвалидов было бы трудоустройство их в тех же судах и прокуратурах, если не на основных должностях, то вспомогательных. Кому охота работать в пыльных, промерзших цехах наших заводов и фабрик, напоминающих освенцимы времен Второй мировой войны? Но ждут ли их в государственных учреждениях борцы за счастье инвалидов, нам не известно. Во всяком случае, нашему многострадальному предприятию не удалось бы осуществить столь сложную процедуру легализации рабочего места инвалида по причине того, что организация занимается стиркой на казенном оборудовании, изготовленном в славные времена Клары Цеткин постельного белья, использованного больными коммунальных клиник.

За этот труд государство (оно является основным заказчиком услуг) платит работникам сумму во много раз меньшую, чем в среднем удается раздобыть нищим и инвалидам на городских свалках. Помниться, в конце прошлого тысячелетия предприятие пыталось привлечь одного инвалида к общественному труду, закрепив его за шипящим и плюющимся химсоставом котлом. Но через три дня инвалид сбежал с «передовой» в неизвестном направлении, похоронив свою трудовую книжку в подвале сейфа отдела кадров.

Если быть безукоризненно точным к сухой диспозиции ст.20 Закона Украины «Об основах социальной защищенности инвалидов», то штрафная санкция на содержание инвалида должна уплачиваться за счет прибыли. То есть, нет прибыли — нет штрафной санкции. Это обстоятельство напомнил даже Высший хозяйственный суд в письме № 01-2.2/313 от 7.12.2001 г. Что такое прибыль как экономическая категория на нашем предприятии, помнили только самые старые работники, входящие в состав экономической службы.

Кабинет министров, утверждая в сентябре 2002 года новое положение о Фонде инвалидов, не предусматривал для него возможности взыскивать штрафные санкции за несоздание рабочих мест. Не было предусмотрено этого и в старом документе, определяющем статус государственного органа. Было время, когда Высший хозяйственный суд Украины приостановил рассмотрение дел о взыскании штрафных санкций за нетрудоустройство инвалидов и попытался растолковать проблемные статьи 19, 20 Закона «Об основах социальной защищенности инвалидов в Украине» в Конституционном суде. Но тот по формальным основаниям отказался давать свои выводы-комментарии.

Если бы работники фонда, прокуратуры и суда читали серьезные книги иностранных и доморощенных ученых об управлении экономикой, они были бы удивлены, что существуют математические методы и сложные формулы, дающие возможность рассчитать необходимое и достаточное количество работающих лиц на предприятии. Поэтому искусственное администрирование штатными расписаниями предприятий нарушает не только юридические, но и экономические законы, что чревато еще большими потерями для экономики, и, в первую очередь, отражается на жизни все тех же инвалидов.