UA / RU
Поддержать ZN.ua

Несостоявшийся «ужгородский Беслан». Два года спустя

Два года назад в Ужгороде произошли события, поднявшие волну возмущения по всей Украине и вызвавшие резонанс за ее пределами...

Автор: Владимир Мартин

Два года назад в Ужгороде произошли события, поднявшие волну возмущения по всей Украине и вызвавшие резонанс за ее пределами. СМИ обнародовали кадры, на которых сотрудники милиции задерживают на стадионе «Авангард» несколько десятков молодчиков специфической внешности и изымают у них огнестрельное оружие, бейсбольные биты, кастеты, фальшивые удостоверения сотрудников правоохранительных структур и т.д. Журналистские материалы сопровождались комментариями «нашеукраинских» политиков вроде «В Ужгороде предотвратили Беслан по-закарпатски» и «Нанятые властями бандиты готовили провокации против мирных акций протеста». События на «Авангарде» стали поводом задуматься тем немногим избирателям, которые еще сомневались, за какого кандидата в президенты отдать голос в третьем туре президентских выборов — провластного или оппозиционного.

Чем же закончилось резонансное дело об «ужгородском Беслане»? Настигло ли «нанятых властями бандитов» суровое, но справедливое возмездие?

40 безоружных милиционеров против двухсот вооруженных преступников

Напомним кратко события двухлетней давности. Конец ноября 2004 г. В Ужгороде — многолюдные митинги в знак протеста против фальсификации президентских выборов. Сотрудники милиции получают оперативную информацию, что в административных зданиях городского стадиона «Авангард» (на стадионе тренируется ФК «Закарпатье», почетным президентом которого на то время был Нестор Шуфрич, нынешний министр МЧС) уже несколько недель живут около двухсот вооруженных молодых людей, готовящих провокации против мирных акций протеста. Неоднократные обращения по этому поводу к руководству УВД не дают никакого эффекта.

26 ноября, когда в Ужгороде собрался особенно многолюдный митинг, около 40 сотрудников УБОПа и управление угрозыска, получив отказ в выдаче табельного оружия, обратились в областное управление СБУ с просьбой задействовать бойцов спецподразделения «Альфа»для задержания подозрительных лиц. И снова отказ. Тогда милиционеры отправляются на стадион без посторонней помощи.

Во время задержания подозреваемые оказывают сопротивление и даже открывают по милиции огонь на поражение, от которого, к счастью, никто не пострадал. Большей части неизвестных (около 150 человек, включая президента ФК «Закарпатье» Владимира Паульо, более известного как Чалый) удается бежать, еще несколько десятков милиция задерживает. Из принадлежащих им автомобилей изымают шесть охотничьих карабинов «Сайга», несколько пистолетов для стрельбы комбинированными пулями (в том числе «Браунинг» и «Узи»), боевой пистолет «Ческа збройовка», гранату РГД, 75 бейсбольных бит, кастеты, «звездочки» для прокалывания автомобильных шин, фальшивые удостоверения сотрудников милиции и Интерпола и многое другое. В тот же день отдельные «нашеукраинские» депутаты заявляют по телевидению, что обезвреженные милицией неизвестные — нанятые властями бандиты, готовившиеся захватить одну из городских школ, повесить на ней оранжевые флаги и устроить в Ужгороде «второй Беслан».

Часть автомобилей (некоторые — с еще не изъятым оружием) милиция доставила в УГАИ, куда поздно ночью приезжает губернатор Закарпатья Иван Ризак в сопровождении областного прокурора и начальника УВД. Глава ОГА приказывает милиции вернуть автомобили их владельцам. Едва ли не все телеканалы транслируют снятые российскими журналистами кадры, на которых в ответ на слова сотрудника «Беркута», что машины принадлежат бандитам, губернатор заявляет: «Я — главный бандит области!» После чего, так и не вызволив автомобили, вынужден был ретироваться из УГАИ. Несколько десятков подозреваемых, бежавших со стадиона, прямо в здании ОГА пишут заявления с жалобами на действии правоохранителей.

Милиционеров начинают вызывать в прокуратуру и отдел внутренней безопасности УВД. В ответ личный состав различных служб УВД созывает собрание, на котором высказывает недоверие своему руководству, обязывается строго соблюдать закон о милиции и не выполнять противоречащие ему приказы. В милиции происходит своеобразная революция, в поддержку которой у УВД собирается митинг, на котором несколько тысяч горожан скандируют лозунг «Милиция с народом».

Под давлением общественности прокуратура возбуждает уголовное дело по факту вооруженного сопротивления сотрудникам милиции, еще несколько дел по факту незаконного ношения огнестрельного оружия возбуждает горотдел милиции. Созданная оперативно-следственная группа спустя несколько дней в одном из городских ресторанов задерживает В.Паульо. Уголовное дело по «Авангарду» объединяют в одно производство, касающееся событий в свалявской гостинице «Комфорт» (13 ноября 2004 г. несколько десятков преступников, возглавляемых В.Паульо, избили и выгнали из гостиницы сорок студентов из Тернополя, приехавших в Закарпатье агитировать за В.Ющенко). Расследование дела для объективности передают прокуратуре Львовской области.

Во всем виноват Чалый

После смены власти никаких сомнений насчет объективности расследования ни у кого не возникало. Слишком резонансным было дело, чтобы замять его и пустить на тормозах, к тому же никакого давления на следствие не могло быть в принципе. Однако странные вещи вокруг «ужгородского Беслана» начали происходить практически сразу после возбуждение уголовного дела. Буквально спустя несколько дней один из старших офицеров УВД, который был среди инициаторов задержания подозреваемых, «уточнил» распространенную едва ли не всеми СМИ информацию об отказе руководства выдать милиционерам табельное оружие. В интервью журналистам он объяснил: события разворачивались настолько стремительно, что «не было даже времени заказать и получить оружие». Еще неделю спустя милицейская газета опубликовала официальное опровержение того факта, что милиционеры обращались в СБУ с просьбой задействовать для задержания спецподразделение «Альфа» и получили отказ. После этого об «ужгородском Беслане» на несколько месяцев забыли, никто не вспомнил о нем даже в сентябре прошлого года, когда львовская прокуратура передала уголовное дело на рассмотрение в апелляционный суд Закарпатской области. Хотя вспомнить было что.

Оказалось, что обвинение в связи с событиями на стадионе выдвинули... против одного-единственного человека — В.Паульо (Чалого). Около двухсот человек, присутствовавших на «Авангарде» (они оказались частными предпринимателями, водителями и безработными из нескольких районов области), прошли по делу лишь в качестве свидетелей, никаких претензий к ним никто не имел. Зато на Чалом правоохранители «оттянулись» по полной — против него выдвинули порядка тридцати(!) серьезных обвинений, в частности: терроризм, бандитизм, разбой, покушение на убийство, вооруженное сопротивление милиции и т.д., за которые «светило» от 10 лет лишения свободы до пожизненного заключения. Еще четырех соучастников Чалого, бежавших со стадиона, объявили в розыск.

Уже во время беглого знакомства с материалами стало очевидно, что дело шито белыми нитками. Мало того, что действия Чалого неправильно квалифицировали, выдвинув против него кучу частных обвинений, большинство из которых (насилие над личностью, погромы, уничтожение имущества, захват зданий и т.д.) перекрывались одной статьей уголовного кодекса — «Массовые волнения». Оказалось также, что большинство серьезных обвинений вообще не имели под собой оснований. Например, покушение на убийство милиционера Чалому инкриминировали на основании обнаруженной дырки в дереве якобы от пули, не предъявив ни самой пули, ни результатов баллистической экспертизы. И это при том, что все милиционеры четко свидетельствовали: Чалый на стадионе оружия даже не вытаскивал, а не то что в кого-то из него стрелял.

Были в деле и другие интересные нюансы. Например, все тот же В.Паульо и его соучастник объяснили, что оружие брали якобы на охоту. Соучастнику правоохранители поверили и обвинения сняли (сейчас он фигурирует по делу И.Ризака в качестве свидетеля со стороны обвинения), а Чалому — нет. Понятно, что брать на себя ответственность за рассмотрение такого дела суд не пожелал. Поэтому после того как В.Паульо, так и не дождавшись обещанной протекции со стороны бывших патронов из СДПУ(о), понял, что из него делают крайнего, и заявил на суде, что погром в свалявской гостинице совершил по личной указке И.Ризака, дело сразу отправили на дополнительное расследование в прокуратуру Закарпатской области. Вскоре в прокуратуру явились и четверо разыскиваемых соучастников Чалого для добровольной дачи показаний.

Они не скрывали, для чего в ноябре 2004-го собрались на «Авангарде». По их словам, указание организовать группу молодчиков Чалому и И.Чубирко (советник губернатора, родственник В.Медведчука со стороны жены, ныне скрывающийся в Москве) дал И.Ризак. А бейсбольные биты туда вскоре привез брат И.Чубирко. Просидев более недели на стадионе без какой-либо работы, многие из приехавших захотели вернуться домой, и, чтобы удержать их на месте, на стадион несколько раз приезжал И.Ризак с областным прокурором и начальником милиции. Губернатор выступал с речью, суть которой сводилась к тому, что необходимо любыми методами обеспечить в Закарпатье победу В.Януковича. Окружение главы ОГА дало соответствующие инструкции — создать мобильные группы, которые по команде должны врываться во время голосования на избирательные участки, где побеждает В.Ющенко, и совершать там погромы.

По оперативной информации, несколько мобильных групп с «Авангарда» действительно учинили во время второго тура президентских выборов погромы на участках, в частности в Мукачево. Но реальных доказательств найдено не было, потому никаких обвинений по этому поводу никому так и не предъявили. Спустя несколько недель дополнительного расследования громкие статьи о терроризме, бандитизме, покушениях на убийство и т.д. в связи с инцидентом на «Авангарде» превратились в пыль. Из всех обвинений остались только два — незаконное ношение оружия и сопротивление сотрудникам милиции. В скором времени были сняты и они. Охотничье и комбинированное оружие было официально зарегистрировано, поэтому проносить его на стадион закон не запрещает. А сопротивления милиции, оказывается, не было вообще. По крайней мере, ни один из правоохранителей не продемонстрировал следователю даже синяка, нанесенного задержанными, не говоря уже о каких-то более серьезных повреждениях.

В конце прошлого года уголовные дела, возбужденные в связи с «Авангардом», были закрыты по ст. 6 п. 2 Уголовно-процессуального кодекса (отсутствие состава преступления). А изъятые автомобили и оружие милиция вернула владельцам намного раньше. Дело об «ужгородском Беслане» оказалось мыльным пузырем, лопнувшим так же громко, как и лозунг оранжевой революции «Бандитам — тюрьмы». Правда, одно из обвинений по «Авангарду» все-таки дошло до суда.

Уголовное дело, возбужденное против одного из задержанных, в автомобиле которого обнаружили боевой пистолет «Ческа збройовка» и гранату РГД, выделили в отдельное производство. Судебным приговором за незаконное хранение огнестрельного оружия преступник приговорен к условному сроку (напомним, что за массовые волнения в свалявской гостинице «Комфорт» Чалый с тремя соучастниками также получил условный срок). Ни «Беслан», ни погромы на участках, ни фамилии представителей областных властей в приговоре, конечно, не фигурируют. Так и не известно, для чего на стадионе держали 75 бейсбольных бит; кроме того, таинственно исчезли из дела кастеты и фальшивые удостоверения сотрудников милиции и Интерпола (которые с экранов телевизоров видела вся Украина), а главное — правоохранители так и не сподобились установить, кто именно, из чего и куда стрелял. Милиция говорит, что стреляли «бандиты». «Бандиты» и работники стадиона утверждают, что стреляла милиция. Показания последних представляются более искренними, ведь если бы в самом деле стреляли задержанные, установить это, имея изъятое оружие, не составило бы никаких проблем.

Кстати, подробности инцидента на «Авангарде» спустя несколько недель изучали представители центрального аппарата СБУ, пришедшие к выводу о правомерности действий милиционеров. Однако после закрытия уголовных дел ввиду отсутствия состава преступления все бывшие подозреваемые имеют полное право привлечь правоохранителей к уголовной ответственности за незаконное задержание и требовать от них моральной и материальной компенсации. Впрочем, «принципиальные милиционеры, предотвратившие в Ужгороде повторение Беслана», и «нанятые властями бандиты» разошлись мирно без взаимных претензий и оскорблений.

Неоднократные попытки автора получить официальные комментарии по поводу закрытия уголовных дел по «Авангарду» закончились ничем. В прокуратуре неофициально говорят, что вина за это лежит на милиции, раздувшей заранее проигрышное дело, не осуществив при задержании элементарных следственных действий, таких как снятие отпечатков пальцев или оперативная видеосъемка. В суде намекают, что вокруг «Авангарда» велись непонятные для постороннего игрища, причем не на стадии закрытия уголовных дел, а намного раньше. Сама же милиция даже от неофициальных комментариев всячески уклоняется.

Удалось пообщаться по телефону только с одним (сейчас уже отставным) офицером, который был в числе других на стадионе. Свой комментарий он вложил в одну емкую фразу: «Наша милицейская революция, состоявшаяся после «Авангарда», привела к тому же, что и оранжевая революция в Киеве: кто-то получил должность, кто-то — звания, и на этом все закончилось». Зато бывшие обвиняемые и те, кто за ними стоял, заявляют во весь голос, что события на «Авангарде» — сознательная и целенаправленная провокация милиции против мирных болельщиков закарпатского футбола. И кто после этого всего скажет, что они не правы?..