UA / RU
Поддержать ZN.ua

НЕ КАЖДЫЙ НЕЛЕГАЛ ДОЙДЕТ ДО ЕВРОПЫ...ОДНАКО ЖЕЛАЮЩИХ — ТЫСЯЧИ

О проблемах нелегальной миграции через территорию Украины выходцев из стран Азии и Африки писано-переписано...

Автор: Владимир Павлюх

О проблемах нелегальной миграции через территорию Украины выходцев из стран Азии и Африки писано-переписано. Уже и международный семинар по этой проблеме проводили в прошлом году в Ужгороде, а ситуация остается сложной. В 2001 году на территории Закарпатья задержано 2497 нелегалов из «жарких» стран.

Закарпатье граничит с четырьмя европейскими странами: Венгрией, Словакией, Румынией и Польшей — потому этим регионом Украины более всего интересуются стоящие за нашествием «черных» гостей. Пользуясь неизбывной тягой к западному Эльдорадо жителей бедных Шри-Ланки, Индии или Вьетнама (список этот переваливает за десяток) и страхом за свою жизнь жителей разрушенных войнами Афганистана или Ирака, международные «заправилы» нелегальной миграции берут за доставку на запад с каждой «головы», по различным оценкам, от 3 до 5 тысяч американских долларов. А местные жители, скрывающие у себя нелегалов, зарабатывают на каждом в среднем по 5 долларов в сутки.

Как свидетельствуют компетентные органы, темнокожие нелегалы попадают в Украину из России или легализуются в Киеве в качестве студентов какого-либо вуза. Благо, все они похожи друг на друга внешне и имена имеют подобные, так что на какого-то Ху Яо Бина или Али Ибн Хасана можно наклепать хоть 20 «левых» удостоверений личности. Кстати, в Закарпатье несколько лет назад среди группы нелегалов был задержан даже... бывший генерал госбезопасности Афганистана.

Доставка нелегалов до границы осуществляется партиями (случалось, пограничники задерживали и по 100 человек за раз), деньги берутся вперед, поэтому теневики оперируют огромными суммами. Ну а за хорошие деньги не трудно и дельных проводников подыскать. Ни для кого не секрет, что не гнушаются этим видом «подзаработка» и отдельные наши правоохранители. Время от времени в прессе появляются сообщения о том, как на сопровождении «живого товара» задерживали то офицера-пограничника, то убоповца, а то и эсбиста. Уже в этом году в Закарпатье на сопровождении нелегалов попался бывший капитан Вооруженных сил.

Судя по данным начальников полиций лишь двух словацких округов — Кошице и Пряшив, — за 1999 год уже их стражи границ задержали на своей территории соответственно 1400 и 1000 нелегалов, каким-то образом «прошедших» наши границы. Так что закарпатские проводники свою работу хорошо знают... Впрочем, должны оговориться, что именно на 1999 год и пришелся пик наибольшей нелегальной миграции. В том году, по словам начальника Мукачевского пограничного отряда полковника Александра Биньковского, в Закарпатье задержали рекордное количество нелегалов — 7500 человек. Темнокожих гостей негде было тогда содержать, поэтому прямо на спортплощадке разбили несколько больших палаток.

Пограничники приведут вам десятки примеров, когда одних и тех же нелегалов задерживали в нашем краю по 3—5 раз. И никто не знает точно, что с ними делать. Депортация только одного нелегала на его далекую родину обходится Украине в тысячу долларов! Поэтому максимум, что можно сделать, так это посадить группу задержанных на солотвинский или харьковский поезд и довезти до Львова или немного дальше, слезно попросив ехать домой...

Задержанные мигранты объедают наших и без того голодных солдатиков. Но хуже всего, что какой-то Али или Зульфия могут принести из далекой Африки или Азии экзотическую болезнь, с которой у нас и бороться не знают как. Поэтому было бы лучше всего, чтобы их «фильтровали» через какой-то один спецобъект.

В конце прошлого года областное руководство пригласило прессу на открытие пункта для временного содержания нелегальных мигрантов, оборудованного в бывшем городке ракетчиков в селе Павшино Мукачевского района. Области этот пункт обошелся в 270 тысяч гривен. Одновременно там можно содержать 150—300 мигрантов. Но беда в том, что Павшинский спецпункт до сих пор не принимает «гостей», т.к. его никак не могут передать с баланса пограничников — МВД. Вот и выходит, что он пока «ничей», а следовательно, и не финансируется...

Нельзя сказать, что закарпатские правоохранники устранились от решения проблемы нелегальной миграции. За 2001 год следственный отдел УСБУ (нарушение границы — это их подследственность) возбудил 62 уголовных дела против 91 организатора нелегальной миграции. 25 дел, по которым проходят 39 закарпатских «сусаниных», уже переданы в суд. Но беда в том, что по таким делам практически никого реально не «садят». Преступление это почему-то относится к разряду нетяжких, поэтому влечет за собой в большинстве случаев условное наказание. Да и на скамье подсудимых, чего греха таить, оказывались пока не настоящие «боссы», а лишь исполнители — перевозчики «живого товара». Чтобы не быть голословными, приведем лишь два случая из судебной практики.

В октябре прошлого года Перечинский районный суд рассмотрел дело по обвинению 44-летнего Николая, жителя Хустщины. Наш герой по предварительному сговору с неустановленными лицами (читай по заказу организаторов) поехал в июле на КамАЗе (машина принадлежит другому лицу) в Киев, где в лесу загрузил в специально оборудованный тайник в кузове 35 нелегалов из Ирака и Вьетнама. Ночью хустянин выехал в Закарпатье. Каким-то удивительным образом проехал многочисленные посты ГАИ на дорогах, а из Хустщины вечером следующего дня выехал в направлении Перечина. Должен был доставить мигрантов в пограничную полосу, где их, вероятно, ожидали нужные люди. Прокол в операции произошел тогда, когда КамАЗ неожиданно остановили для проверки (думали, вероятно, что «фура» везет какой-то товар без документов) оперативники налоговой милиции...

В суде подсудимый свою вину признал частично, изложив собственную версию о том, как в Хусте какой-то неизвестный мужчина предложил ему заработать 300 гривен... на перевозке в Ужгород ящиков с пустыми бутылками. Мол, при загрузке машины он не присутствовал, а заказчик потом сопровождал КамАЗ до Перечина на ВАЗ-21099. Ящики с бутылками в кузове действительно были, но за ними притаились 35 нелегалов...

Приговор суда был следующим: 5 лет лишения свободы условно, освободить из-под стражи немедленно в зале суда. А вот КамАЗ, которым перевозили нелегалов, конфисковали в доход государства.

В другой уголовной истории, приговор по которой вынес в ноябре прошлого года Ужгородский районный суд, даже машину, которой перевозили нелегалов, не конфисковали. А подсудимый отделался штрафом в 3400 гривен. Касался приговор 27-летнего Михаила, жителя Иршавщины.

Ночью 8 мая 2001 года Михаил как пособник организации незаконной переправки лиц через госграницу Украины, управляя КамАЗом, принадлежавшим мукачевской фирме, и полуприцепом, владелец которого достоверно не установлен (снова «нет человека — нет преступления»...), пытался незаконно вывезти за границу 39 нелегалов-азиатов. По пути грузовик остановили гаишники, у которых возникло подозрение в достоверности документов на машину. Лишь на следующий день, после детального осмотра, в полуприцепе в мастерски сделанном тайнике под обшивкой милиция обнаружила 39 нелегалов!

Как и в предыдущем случае, подсудимый начал рассказывать «сказочки». Дескать, знакомый попросил перегнать КамАЗ в Ниредьгази, чтобы забрать оттуда какой-то товар. Передал в одном из сел на Ужгородщине ключи и документы на авто. О том, что в машине люди, он не знал, т.к. никто ничего не говорил. Узнал о «пассажирах» лишь на следующий день...

В этот раз суд не конфисковал КамАЗ, считая, что авто принадлежит не подсудимому, а другой фирме, по которой не установлено, что та предоставляла его для перевозки нелегалов. Конфисковали лишь прицеп.

Комментарий начальника отдела контрразведки УСБУ в Закарпатской области полковника Александра ВАРЕНКОВА:

— Закарпатье является конечным звеном на пути транзита нелегальных мигрантов из стран Азии в развитые государства Европы. В Украину нелегалы попадают преимущественно из России, хотя есть и каналы через Молдову и Беларусь. Кроме закарпатских границ, мигрантов везут в Европу и через Балканы.

Если взять национальный состав нелегалов, то за прошлый год больше всего (54,5%) среди задержанных в Закарпатье было афганцев, 16% — индийцев, 12% — из Шри-Ланки, 4,5% — Пакистана, 4% — Китая и т.п.

По нашей информации, в Закарпатье действует около десятка организованных групп, занимающихся переправкой нелегалов. К этому причастны и отдельные должностные лица, и даже правоохранители. В конце концов, это проблема не только Украины. Скажем, недавно в венгерской прессе появилось сообщение о задержании нескольких венгерских полицейских и пограничников, причастных к переправке нелегалов.

Кроме СБУ, с проблемой нелегальной миграции борется и милиция, и пограничники. Мы руководствуемся указом Президента Украины «О мерах по усилению борьбы с незаконной миграцией» и аналогичным распоряжением Кабмина.

Разумеется, усложняет проблему и недостаточная техническая оснащенность украинских границ. Скажем, мы не можем себе позволить установить в пограничных участках специальные тепловые датчики, стоящие по 15—20 тысяч долларов, фиксирующие перемещения всех живых существ на территории до 5—8 километров. У соседей-венгров такие датчики есть. Имеют они и аппаратуру, способную обнаруживать мигрантов даже в опломбированном транспорте.

У нас же приходится руководствоваться в большинстве своем не техникой, а предварительной информацией. Случаются и казусы. Скажем, в прошлом году в Чопе пограничники проверяли КамАЗ с прицепом. Дважды запускали туда собаку, которая никак не реагировала. И только когда мы настояли на том, чтобы пограничник вылез на крышу прицепа и как следует потоптался, выяснилось, что в камионе оборудован хитроумный тайник. На расстоянии до метра под верхом были проложены доски, на них легли несколько десятков нелегалов, а сверху все прикрыли тентом. Служебная собака не реагировала на запах потому, что в камионе везли большое количество шкур скота, перебивших своим запахом человеческий...

Нередко случается, что нелегалов, заплативших по 3—5 тысяч долларов за доставку в Германию или Австрию, просто обманывают. Проводники высаживают их в Закарпатье где-то в лесу или в поле и убеждают, что это уже Словакия, Венгрия или Германия. Одну группу в прошлом году высадили прямо на мукачевском кладбище...

Должен отметить, что в последнее время количество задержанных в Закарпатье нелегалов существенно уменьшилось, что свидетельствует об усилении борьбы украинских правоохранителей с этим негативным явлением. Скажем, уже в этом году по материалам УСБУ возбуждено пять уголовных дел против организаторов каналов нелегальной миграции. Но опять же повторимся: кардинально эту проблему нужно решать на государственном, а то и межгосударственном уровне. А пока Украина продолжает защищать восточную границу Европы за свой счет...

P. S. Как известно, 19 марта на украинско-словацкой границе случилось ЧП. Неподалеку от словацкого города Петровцы рейсовый автобус остановил неизвестный мужчина и попросил, чтобы его подвезли. Когда водитель предложил заплатить кронами, незнакомец объяснил, что имеет лишь евро. Заподозрив в незнакомце нелегального мигранта, водитель позвонил с мобильного телефона на пограничную заставу. Приехал наряд во главе с командиром отделения Яном Пало и предложил незнакомцу «проехать куда следует». В служебном авто молодой человек неожиданно выхватил пистолет и застрелил самого Яна Пало и одного солдата. Но далеко убежать злоумышленнику не удалось. Его быстро нашли и во время перестрелки застрелили. При этом он успел тяжело ранить одного полицейского. У погибшего не было никаких документов, сейчас устанавливается его личность. Словаки подозревают, что это либо чеченец, либо россиянин, либо украинец.

Этот трагический случай стал предметом обсуждения в Министерстве внутренних дел и минобороны Словацкой Республики. Премьер-министр Словакии Микулаш Дзуринда пообещал представителям комитета иностранных дел Европарламента, которые как раз находились с визитом в Братиславе, ввести еще более жесткие методы контроля на украинско-словацкой границе.