UA / RU
Поддержать ZN.ua

Найдется ли управа на палача?

В полицейском государстве, в которую де-факто превратилась Украина, трудно говорить о соблюдении прав гражданина — независимо от его национальности...

Автор: Людмила Кучеренко

В полицейском государстве, в которую де-факто превратилась Украина, трудно говорить о соблюдении прав гражданина — независимо от его национальности. Но едва ли не хуже всего, пожалуй, ромам (цыганам). Среди тысяч сообщений уголовной хроники о преступлениях (без указания того, что они совершены украинцами или русскими) вы всегда увидите несколько, в которых обязательно подчеркнута этническая принадлежность правонарушителей — «цыганской внешности», что бросает тень на всех представителей ромского народа и является одним из проявлений ксенофобии. Да, ромов действительно легко отличить от славян, чем и пользуются недобросовестные украинские милиционеры, применяя так называемый фейс-контроль. Представителей этой национальности незаконно останавливают, требуют показать документы, задерживают, дактилоскопируют и т.п.

Такое 6 декабря произошло на вокзале в Миргороде. Четверо ромов, которые возвращались домой на Луганщину, ожидали прибытия поезда. В Миргород они приезжали на похороны. Кроме кладбища и дома семьи умершего, нигде не были. Но пятеро правоохранителей забрали ромов в отделение, не обратив внимания на то, что у людей пропадут билеты (каждый по 100 грн.) и что сын покойника привез свидетельство о смерти отца.

Руководил «операцией» начальник угрозыска Миргородского ГРОВД Василий Кириченко, которого в городе за глаза называют «беспредельщиком». У задержанных забрали билеты, паспорта и деньги — почти 2300 гривен, а также четыре бутылки вина и водки. Женщин заставили раздеться, что-то искали в их вещах.

Ромов держали около трех часов. Унижали, запугивали. Милиционеры не представились, они то заходили, то выходили из кабинета, конкретных обвинений не выдвигали. Говорили, что все цыгане — преступники, и место им в тюрьме. Старший среди ромов Василий Кроличенко ответил, что служил в Афганистане, и не понимает, почему милиционеры так глумятся над ним. «Да что ты врешь, ни в каком Афгане ты, цыган, не служил!» — насмехались милиционеры. А потом один из них, которого все называли Сережей, взял дезодорант, направил струю на голову Василия Кроличенко и чиркнул зажигалкой. Волосы на голове загорелись. Сережа зашелся хохотом. Ему явно нравилось мучить и унижать людей, годившихся ему в отцы.

Елену Петренко в отдельном кабинете допрашивал сам В.Кириченко. Он кричал на нее, грозил, обзывал, хватал за руки, бил папкой по лицу, швырнул в лицо ее же сумку. На крик и шум в кабинет зашла 62-летняя крестная мать Елены Клавдия Карабоненко. Она спросила у Кириченко, на каком основании он так себя ведет. Но тот с грязной бранью выгнал Карабоненко из кабинета.

Около первого часа ночи седьмого декабря луганчан отпустили с требованием явиться в Миргородское ГРОВД в девять утра.

Ромы пришли, долго ждали, пока закончится планерка. Корр. «ЗН» тем временем успела сообщить о ЧП заместителю начальника ГУМВД в Полтавской области Александру Острянину, имела телефонный разговор с исполняющим обязанности начальника миргородской милиции Владимиром Пискуном. Последний дал своему подчиненному В.Кириченко, мягко говоря, не очень положительную характеристику, сказав, что на него часто жалуются. На вопрос, почему же руководство горрайотдела не поставит Кириченко на место, озадачил ответом: «Да на него нет никакой управы!» Через полчаса это подтвердили и луганские ромы, которых отпустили из милиции. Миргородским «охранникам порядка» начхать на то, что об их своеволии знают в ГУМВД: из отобранных (точнее, украденных грабителями в погонах — давайте называть вещи своими именами) 2300 гривен цыганам вернули только 1600. Объяснили тем, что, дескать, милиционеры, изымавшие деньги, уже закончили свою смену и ушли... домой.

В.Пискун сказал, что считает задержание цыган вполне законным, что его подчиненные своих полномочий не превышали, а служебное расследование будет проводиться только в том случае, если от жалобщиков поступит официальное заявление. Расчет был на то, что ромы, не зная толком куда обращаться, побоятся жаловаться. И на этот раз все прошло бы «без лишнего шума», если бы не вмешалась общественная правозащитная организация — Полтавский областной медиаклуб. Кстати, есть основания предположить, что руководитель милиции не только потакает своим подчиненным в нарушении закона, но и его лояльность подкреплена дензнаками. Меня удивило, что даже в областной милиции я не услышала ни слова возмущения действиями миргородских милиционеров, будто речь шла о чем-то вполне обычном и нормальном...

Если даже за многочисленные смерти молодых здоровых людей в райотделах до сих пор никого из милиционеров не наказали, то «осмолить» человека, как свинью, унизить его человеческое достоинство для правоохранителей, наверное, вообще невинная шутка.

А пока в прокуратуре Полтавской области, областной милиции рассматривают жалобы луганских ромов, начальник Миргородского угрозыска В.Кириченко намекнул Игорю Сидненко, чьего отца приезжала хоронить родня из Донбасса: «Если родственники не заберут жалобу, у тебя могут найти... наркотики».