За пополнение казны и против политических оппонентов?
Одной из первостепенных задач любого правительства является поиск ответа на вопрос «Как заставить граждан платить налоги?» Несмотря на усилия, прилагаемые для того, чтобы девиз «Не уклоняйся от уплаты налогов» стал одиннадцатой заповедью и его придерживались неукоснительно, панацея пока что не найдена. Весьма актуальной является эта проблема и для нашей страны.
Пожалуй, первопричина небрежного отношения к этому священному гражданскому долгу заключается не только в самой природе человека, который никак не хочет смириться с тем, что определенная часть полученных денег ему не принадлежит, и ее необходимо куда-то отдать. Именно «куда-то» - потому что к другим причинам столь прискорбного явления относятся серьезные и небезосновательные сомнения относительно целесообразности использования этих средств. Сомнения вызывает также перспектива использования их по назначению, и полное неприятие - размеры этих самых налогов. Тем не менее душевные терзания налогоплательщиков в расчет не принимаются, и государственная машина, призванная заставить граждан делиться доходами, набирает обороты. Последний из них поверг в состояние шока даже видавшего виды отечественного предпринимателя. У простых граждан, не читающих законы без крайней нужды, всяческие потрясения еще впереди - когда его положения начнут воплощать в жизнь, ну, например, задерживая по подозрению в неуплате налогов. Речь идет об изменениях, внесенных недавно в закон «О государственной налоговой службе в Украине».
Пожалуй, «борьба» с этим законом вполне могла бы стать гвоздем предвыборной программы кандидатов в народные депутаты. Что ж до действующего состава ВР, то у депутатов времени на сбор подписей, необходимых для представления заявления в Конституционный суд было в обрез. Точнее - вообще не было, потому что закон был принят накануне закрытия сессии. И это совпадение вовсе не похоже на чистую случайность: не будь закон принят в столь напряженный политический момент, он несомненно привлек бы к себе гораздо больше внимания. Ну а пока что его придется принимать как данность. Правда, не исключено, что это ненадолго - до тех пор, пока за законотворческий процесс, в том числе за усовершенствование уже принятых законов, не возьмутся, утерев со лба пот после предвыборной борьбы, новые избранники.
Если, вопреки законам логики, начать с конца, то о последствии принятия такого закона можно сказать следующее: создано новое, усовершенствованное и весьма эффективное оружие в борьбе не только с конкурентами в области бизнеса, но и с политическими оппонентами. Таким «оружием массового уничтожения» делает налоговиков специфика их службы в соединении с особенностями регламентирующего ее деятельность законодательства. И это вовсе не художественное преувеличение. За разговорами о беспрецедентности полномочий, предоставляемых, в частности, украинской налоговой милиции, и исключительной жесткости санкций за уклонение от уплаты налогов по сравнению с мировой практикой (кстати, ни первое, ни второе не соответствует действительности, о чем пойдет речь ниже), ораторы, выступающие против внесения изменений, забыли о главном. О том, что создана структура с колоссальными возможностями, последствия применения которых могут быть непредсказуемыми. Хотя спрогнозировать, в каком направлении будет развиваться ситуация, несложно уже сейчас. Новейшей истории Украины уже известны примеры того, как путем тотально-перманентных проверок можно расправляться с неугодными, науськав на них всевозможные инстанции - от КРУ до пожарной инспекции. И новый закон не регламентирует количество проверок, отдавая этот немаловажный вопрос на откуп самим налоговикам.
Относительно «субординации» также вопросов не возникает: возглавляет Государственную налоговую службу председатель, которого назначает и увольняет Президент по предоставлению премьер-министра. Во главе налоговой милиции будет стоять первый заместитель председателя Государственной налоговой администрации, назначаемый и увольняемый с должности Кабмином по представлению председателя Государственной налоговой администрации.
Народный депутат Украины (председатель экономического совета партии «Реформы и порядок») Сергей Терехин:
«Если говорить о положениях, противоречащих Конституции, то прежде всего закон «О государственной налоговой службе в Украине» предоставляет налоговым органам право толковать налоговые законы, что является прерогативой Конституционного суда, а также позволяет налоговой администрации быть субъектом законодательной инициативы, что не предусмотрено Основным законом. Статья 11 закона дает возможность налоговым органам бесспорно изымать средства и имущество предприятий. Хотя в соответствии с Конституцией, принудительное изъятие имущества и средств может осуществляться исключительно по решению суда либо в условиях военного положения. Надо думать, что Леонид Данилович, который подписывал закон, решил, что такое время настало.
В соответствии с новым законом, налоговая инспекция получает право изымать эти средства и имущество, а налогоплательщик, не согласный с такой постановкой вопроса, не получает права на апелляцию. Это право ему может предоставить исключительно высший налоговый орган. Получается, разрешение на судебную защиту следует испросить у того, с кем вы спорите. До тех пор, пока суд не принимает окончательного решения, никаких изъятий и конфискаций быть не может. Например, во многих странах мира в том случае, когда есть основания полагать, что компания или предприниматель может скрыться, налоговая администрация имеет право наложить арест на счета и имущество в размерах недоимки.
Отныне налоговая милиция имеет практически все права и полномочия, предусмотренные законом «О милиции». Самое интересное, что налоговой инспекции отданы функции уголовно-процессуальной и оперативно-розыскной деятельности без каких бы то ни было ограничений. У налоговых органов появилось право задерживать и содержать под стражей лиц, подозреваемых (!) в неуплате налогов. Но ведь одно дело, когда вы, совершив мелкое хулиганство, подлежите административному штрафу и вас смогут задержать до трех суток - для выяснения личности либо до 15 суток - в качестве наказания. Сегодня получается, что это автоматически распространяется на любого бухгалтера, которого за ошибку в 17 гривен можно держать без предъявления обвинения трое суток, затем, предъявив административное обвинение, держать 15 суток.
А вот что касается пунктов, предусматривающих ответственность за неправильное выполнение возложенных обязанностей, то об этом забыли. Так статья, которая содержалась в прошлом законе, предусматривающая ответственность налогового органа за неправильное начисление налогов, была изъята. Теперь в законе об ответственности такого рода вообще речь не идет. В результате совершенно непонятно, каким же образом налоговики будут отвечать за свои неправильные действия, незаконное или неправильное начисление налоговых обязательств.
Весьма оригинален пункт 6 статьи 11, который говорит о том, что в том случае, когда предприятие допустило ошибку при выплате налогов, налоговая администрация может изымать лицензии либо патенты на осуществление какого-либо вида деятельности. Это вообще является полным абсурдом. Если у вас есть лицензия на осуществление, допустим, банковской деятельности и вы допустили ошибку при уплате налогов, то, в соответствии с действующим законом, получается, что на этом основании господин Азаров может отобрать у банка лицензию. Хотя по закону «О предпринимательстве» это может сделать лишь тот, кто ее выдал, но никак не налоговая инспекция.
В нарушение Конституции, в соответствии с пунктом 11 налоговая инспекция получила право предоставлять льготы по уплате налогов. Эти льготы названы отсрочкой и рассрочкой. Но если кому-то сегодня отсрочат уплату налога, скажем, на 10 лет, разве это не является льготой? В Верховной Раде по этому поводу возражали, мол, видите ли, каждое предприятие уникально по своей природе, и кому, как не нам, знать, что ему нужно. Но это является нарушением принципа равной конкуренции.
У налоговых администраций появились так сказать функции судебного характера. Налоговая служба получила право налагать административные штрафы: например, от 170 до 340 гривен «за недопущение должностных лиц налоговых инспекций в помещения, используемые для получения доходов». В соответствии с Конституцией, в конце года каждый гражданин должен подавать декларацию о доходах. Исходя из этой конституционной нормы, налоговый инспектор может прийти к вам часа в два ночи, и если вы не захотите с ним разговаривать, не исключено, что вам придется заплатить 340 гривен. Закон также позволяет налоговой службе устанавливать периодичность проверок, и теоретически они могут проводиться хоть 365 раз в году.
Ни для кого не секрет, что сейчас, особенно в пору предвыборной борьбы, налоговая служба вместе с милицией очень активно используется для удушения неугодных власти людей. Я немного знаком с подоплекой недавнего ареста Михаила Бродского и, кстати, открыл для себя интереснейшую статью Уголовного кодекса - 148 5 (мошенничество с финансовыми ресурсами). Кстати, она тоже была принята накануне выборов, за месяц до окончания работы прошлого парламента. В чем заключается суть этой статьи? Допустим, вы получили кредит от банка, истратили его, так сказать, не по его целевому назначению и, скажем, на следующий день вернули банку и кредит, и проценты, и даже дали отступного, в результате чего банк вполне удовлетворен и не имеет к вам никаких претензий. Несмотря на это, может вмешаться прокурор, вследствие чего вы... рискуете попасть в тюрьму сроком до пяти лет. Хотя государство совершенно ни при чем к коммерческим отношениям между двумя лицами, оно еще и вмешивается в них посредством норм не административного или гражданского, а уголовного кодекса. Этот пример также достаточно ярко характеризует те возможности, которые получила сейчас налоговая инспекция.
Я имею немалый опыт работы в сфере налогов, особенно что касается административной деятельности, длительное время профессионально занимался изучением этой проблемы, в том числе за границей. Но я нигде не видел, чтобы в одном органе накапливалось так много потенциальной силы и одновременно предусматривалось так мало ответственности за ее неправильное применение. Де-факто налоговая служба подчинена непосредственно Президенту Украины. По своим каналам я знаю, что сегодня налоговая служба работает совершенно автономно от министерства финансов - главного органа, призванного, так сказать, создавать правила работы с государственными и публичными финансами. В результате вместо того, чтобы быть фискальным органом, она взяла на себя общегосударственные функции и самое главное - она влезла в политику».
* * *
Кстати, введение в действие нового закона неминуемо разбудит «задремавшую» на время статью 148 2 Уголовного кодекса Украины. В соответствии с этой статьей, за уклонение от уплаты налогов предусмотрены весьма жесткие санкции. Те, кто до сих пор не удосужился прочитать нижеследующие строки, написанные скучным юридическим языком, имеют возможность сделать это сейчас, пока вчитываться в них не пришлось вашему адвокату.
Закон предусматривает также возможность материального и морального поощрения граждан, предоставляющих помощь в борьбе с нарушениями налогового законодательства. Конечно, если оставить в стороне морально-этическую сторону дела, то с финансовой точки зрения нововведение сулит сплошную прибыль - ведь доброхоты, содействующие пополнению казны, будут находиться на полной самоокупаемости. Очевидно, это явление приобретет массовый характер - учитывая давние традиции, сложившиеся еще во времена СССР, когда одна половина страны «стучала» на другую, некоторые общепризнанные особенности человеческой натуры, менталитет и безработицу. Кроме возможности поправить свои финансовые дела (некоторые считают, что не в деньгах счастье), донесший в компетентные органы сможет получить еще и глубокое моральное удовлетворение. Вследствие выполнения своего гражданского долга, естественно. Ну а каким образом будет реализовываться положение о моральном поощрении, пока что неизвестно (можно предположить, что возродится «хорошо забытое старое» - доска почета и почетная же грамота). Впрочем, по сравнению с остальными положениями закона, этот - не более чем просто новость, для одних - хорошая, для других - не очень.
* * *
Специалисты утверждают, что расследовать налоговые преступления обычно весьма нелегко. И во многих странах мира предусмотрен особый порядок не только расследования, но и судебного рассмотрения таких дел. В частности, по требованию налоговых органов налогоплательщик обязан документально подтвердить законное происхождение всех средств, которыми он располагает и располагал в прошлом. Наличие значительных сумм, происхождение которых не подтверждено документально, считается доказательством сознательной неуплаты налогов. Система налогообложения является основным инструментом регулирования экономики и именно налоги составляют большую часть доходов государства, являясь одним из важнейших рычагов воздействия на сферу бизнеса. Поэтому естественно, что тот, кто пытается обвести государство вокруг пальца, сильно рискует. И во многих странах мира налоговые преступления и даже проступки влекут за собой не только административную, но и довольно суровую уголовную ответственность. Например, в Англии уклонение от уплаты налогов влечет за собой наказание в виде тюремного заключения сроком до 12 лет. В других странах (Франции, США) законодатели сделали все от них зависящее, чтобы в головах сограждан и мысли крамольной не зародилось: там карается даже попытка избежать уплаты налогов. Так что аргументация относительно нецелесообразности введения жестких санкций ввиду их беспрецедентности не выдерживают никакой критики не только потому, что законы одного государства далеко не всегда подходят для другого. Главная претензия к ныне действующему закону - попрание им конституционных прав, в противозаконности некоторых его положений, а вовсе не в излишней жесткости санкций. Тем более что все познается в сравнении.
Федеральные органы налоговой полиции Российской Федерации являются самостоятельным ведомством правоохранительных органов и составной частью сил обеспечения экономической безопасности государства. Федеральный органы налоговой полиции России наделены поистине колоссальными полномочиями. В частности, они имеют право проводить оперативно-розыскные мероприятия и дознание с целью выявления, предупреждения и пресечения фактов сокрытия доходов от налогообложения и уклонения от уплаты налогов, приостанавливать операции по счетам в банках и кредитных учреждениях сроком до 1 месяца в том случае, если не были предоставлены документы, связанные с уплатой налогов. В «необходимых случаях» они уполномочены осуществлять проверки налогоплательщиков (в т. ч. контрольные) после проверок, проведенных должностными лицами органов Государственной налоговой службы.
Закон предоставляет налоговикам право «внедрения своих оперативных сотрудников в структуры предприятий, учреждений и организаций в случаях, когда получение иными способами необходимой информации о формах и методах сокрытия от налогообложения доходов (прибыли) невозможно». Внедрение оперативных сотрудников санкционирует директор департамента налоговой полиции и его первый заместитель.
Сотрудники налоговой полиции имеют право проверять у граждан и должностных лиц документы, удостоверяющие личность, в том случае, «если имеются достаточные основания подозревать их в совершении преступления или административного правонарушения»; «хранить, носить и применять оружие и специальные средства (кроме водометов, бронемашин и служебных собак), применять физическую силу в порядке, предусмотренном Законом РФ «О милиции»; безвозмездно использовать возможности СМИ для установления обстоятельств совершения налоговых преступлений и нарушений, лиц, их совершивших, а также для розыска лиц, скрывающихся от дознания и суда.
Законом разрешено также привлекать граждан с их согласия к сотрудничеству для выявления фактов, форм и методов совершения преступлений и нарушений в области налогового законодательства и выплачивать лицу, предоставившему информацию о налоговом преступлении или нарушении, вознаграждение в размере до 10% от скрытых сумм налогов, сборов и других обязательных платежей, поступивших в соответствующий бюджет.
Конечно, в законе содержатся и гарантии соблюдения прав граждан. В таком вот, например, контексте: «Обо всех случаях проникновения в жилые помещения, используемые для индивидуальной и предпринимательской деятельности, против воли проживающих в них граждан орган налоговой милиции уведомляет прокурора в течение 24 часов с момента проникновения». Ну а всякого рода неподчинение требованиям налоговиков чревато для руководителей и должностных лиц предприятий, а также физических лиц солидным штрафом.
Статья 162 Уголовного кодекса РФ предусматривает ответственность за уклонение от явки в органы Государственной налоговой службы для дачи пояснений, отказ от дачи пояснений об источниках дохода, их фактическом объеме, непредоставление документов и иной информации о хозяйственной деятельности. За нарушения такого рода предусмотрен штраф от 100 до 150 ставок минимальной заработной платы.
США. Аббревиатура СВД (служба внутренних доходов) ничего не скажет нашему читателю. А для американца она является воплощением кошмара. Эта служба вселяет страх в сердца налогоплательщиков, с большим отрывом опережая в этом плане полицейских и агентов всех спецслужб вместе взятых. Эта служба представляет собой разветвленное ведомство, количество ее сотрудников приблизительно равняется 70 тысячам, обладает огромными полномочиями и имеет свой следственный аппарат.
В США уклонение от налогов считается чуть ли не одним из смертельных грехов, говоря языком юриспруденции - тяжким преступлением, которое влечет за собой тюремное заключение сроком до одного года и штраф до 10 тыс. долларов. Если же чувство гражданского долга не побудило нарушителя пополнить государственную казну в течение более чем трех лет - можно «загреметь» на 4 года, расставшись уже с 50 тысячами долларов. Тот, кто окончательно утратил совесть и позволил себе систематически уклоняться от уплаты крупных сумм налога, может провести в тюрьме остаток жизни. В таком случае в счет уплаты налога может пойти собственность «налогонеплательщика», включая недвижимость. Действия налогового инспектора могут быть опротестованы в судебном порядке, для чего в США существует специальный налоговый суд.
В свое время вызванное сокрытием от налогообложения больших сумм перманентное расширение полномочий СВД встречалось широкими массами населения, мягко говоря, без энтузиазма. Возникла необходимость более четко разграничить права и обязанности сторон - налогоплательщиков и сотрудников СВД. В конце 80-х Конгресс США принял закон, неофициально именуемый «Биллем о правах налогоплательщиков». С тех пор при ревизии налоговой декларации СВД обязана предоставить налогоплательщику документ с изложением его прав и обязанностей. В частности, предварительно уведомив проверяющего, налогоплательщик может записывать переговоры на магнитофон. Уведомление о принудительном отчуждении части собственности налогоплательщик получает теперь не за 10 дней, как это было раньше, а за месяц. Трудно сказать, насколько легче ему становится от этой отсрочки, но положительные сдвиги, конечно, налицо.
В Германии налоговая служба одновременно выполняет функции финансового и правоохранительного органа. Информацию об уклоняющихся от налогов граждан она получает от полиции, прокуратуры, служб безопасности, а также от частных лиц. Информаторов на добровольных началах поощряют путем вознаграждения, составляющего до 10% от суммы, начисленной за неуплату налогов.
Налоговые службы Германии в целях обнаружения лиц, уклоняющихся от уплаты налогов, имеют право изымать документы из банков и страховых компаний. А также прибегнуть к конфискации деловой документации у фирм и граждан, занятых частной практикой (консультирование по вопросам уклонения от налогов), проведению следствия по обвинению в затруднении учета доходов с целью уменьшения суммы взимания налогов, обвинения адвокатов и юрисконсультов в оказании помощи в уклонении от налогов.
Итак, очевидно, что проблема вовсе не в беспрецедентности полномочий, чрезмерной жесткости санкций, и не исключено, что напиравшие исключительно на этот момент хитроумным образом «переводили стрелки». В результате сегодня действует закон, целым рядом своих положений попирающий конституционные права граждан. И даже если когда-нибудь этот закон дойдет до Конституционного суда, неизвестно, когда он, обладающий исключительной привилегией браться за дела «по мере готовности к их рассмотрению», вынесет свое решение. Остается надеяться, что это случится раньше, чем за решеткой окажется значительная часть населения страны.
28 января 1994 года Верховная Рада Украины приняла Закон «О внесении изменений в Уголовный кодекс Украины», который дополнил УК статьей 148 2 «Уклонение от уплаты налогов», где предусматривалась уголовная ответственность за умышленное уклонение от уплаты налогов, совершенное должностным лицом. С февраля 1997 года действие статьи стало распространяться на всех граждан. Сегодня за умышленное уклонение от уплаты налогов, сборов и других обязательных платежей в том случае, если эти деяния привели к не поступлению в бюджет средств в значительных размерах (то есть сумма в 100 и более раз превышает установленный законодательством необлагаемый минимум доходов граждан), карается исправительными работами сроком до двух лет или лишением права заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет, или штрафом в размере до 300 необлагаемых налогом минимумов доходов граждан.
Те же деяния, совершенные по предварительному сговору группой лиц, или если они привели к не поступлению в бюджет средств в крупных размерах (в 200 и более раз превышают необлагаемый минимум) чреваты лишением свободы на срок до пяти лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет с конфискацией имущества или без таковой, либо исправительными работами на срок до двух лет или штрафом до 1000 необлагаемых налогом минимумов доходов граждан.
Умышленное отклонение от уплаты налогов, сборов и других обязательных платежей, совершенное ранее судимым по этой статье, или же если это привело к не поступлению в бюджет или целевые фонды средств в особо крупных размерах
(в 1000 и более раз превышающих необлагаемый минимум доходов граждан), может повлечь за собой лишение свободы от
5 до 10 лет с конфискацией имущества и лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью до пяти лет.