UA / RU
Поддержать ZN.ua

На страже общественного беспорядка

Организация правоохранительной деятельности в демократическом государстве изначально предполагает ряд объективных трудностей...

Организация правоохранительной деятельности в демократическом государстве изначально предполагает ряд объективных трудностей. Прежде всего, это определение оптимальной сочетаемости функций и задач правоохранительного органа с демократическими принципами, свободой и правами граждан. Кроме неизбежной зависимости от политического режима, на деятельность правоохранительного органа оказывают существенное влияние культурные и исторические факторы, присущие конкретному государству.

Все это естественные трудности, в определенной степени присущие правоохранительным органам любого государства. Наши правоохранительные органы находятся в уникальной ситуации. Всевозможными способами перетягиваемые каждым из политических оппонентов на свою сторону, покупаемые и продаваемые, они сегодня не склонны размышлять о непростом дуализме, приведенном выше. Для тех представителей правоохранительных органов, которые изначально не являются ставленниками одной из сил, противоборствующих на политической арене, сегодня задача одна — не ошибиться с выбором «политической крыши». От этого непосредственно и неизбежно зависит карьера. Выбор непростой, без преувеличения — судьбоносный. И в этой нервозной обстановке уже несколько недель можно наблюдать беспрецедентную болезненность, вырвавшую первых лиц из рядов правоохранительных органов, а также служителей Фемиды.

Что касается правоохранительных органов, то в результате неладов со здоровьем первых лиц у руля МВД и ГПУ — «донецкие профессионалы». В Генпрокуратуре — более раннего, а в МВД — последнего «призыва». Так что на чьей стороне сила, которая реально может быть задействована, очевидно. Поскольку серьезно говорить о возможности принятия участия в нынешнем конфликте армии — все-таки мирное время —- говорить пока что не приходится.

Вторая сторона, отдавая себе отчет в создавшейся ситуации, по мере кадровых возможностей, также укрепляет рубежи. 4 апреля В.Ющенко исключил из состава Совета национальной безопасности и обороны Александра Мороза и ввел командующего внутренними войсками Александра Кихтенко, который был замкомандующим ВВ еще до того, как МВД возглавил Ю.Луценко. Как говорят, с вполне определенной перспективой — министерским креслом. Конечно, если внутренние войска поведут себя правильно. Впрочем, намекают на это кресло, насколько известно, не ему одному.

В последнее время на небывалые ранее высоты выдвинулись представители милицейского ведомства, в котором, видимо, уже вообще не на кого положиться. Самым большим «профессиональным» достижением одного можно считать исключительно удачные родственные связи. Другой, хоть и несомненный профессионал, но, видимо, по служебной необходимости, «довнедрялся» в бандитские ряды до такой степени, что и дружил семьями, и даже вел общий бизнес…

Главные невеселые итоги, пожалуй, впереди. Но четкая политическая ориентация правоохранительных ведомств на своих «шефов» приводит к ситуациям, которые не могут возникнуть в правовом государстве в принципе. И.о. главы СБУ лично, в прямом эфире выдвигает обвинения судье КС, а Генпрокуратура (годами расследующая дела, и даже с элементарным делом «друга прессы» регионала О.Калашникова возится месяцами) молниеносно отметает все обвинения в адрес С.Станик, объективно не имея времени проверить эти данные. Но кто ж будет проверять, когда «наших бьют»?

В принципе правоохранительные органы обязаны стоять на страже правопорядка, содержание которого оценивать не уполномочены. Когда правопорядка как такового нет, у правоохранительных органов появляется выбор, и они становятся наемниками в собственном государстве, выбирая себе «хозяина». Те, у которых его еще нет.