UA / RU
Поддержать ZN.ua

МВД: в поисках выхода

Проект бюджета-2010 предусматривает финансирование милицейского ведомства на 40,9% от потребности. Хотя, очевидно, нельзя финансировать только две из пяти милицейских функций...

Автор: Геннадий Карпюк

Проект бюджета-2010 предусматривает финансирование милицейского ведомства на 40,9% от потребности. Хотя, очевидно, нельзя финансировать только две из пяти милицейских функций. Возможно, милиция будет выполнять такой объем работы, на который ее «стимулирует» бюджет? По крайней мере, так поступают в развитых странах. К этому же вынуждают новые украинские законы «Об основах предотвращения и противодействия коррупции» и «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины об ответственности за коррупционные правонарушения», которые начнут действовать с первого января. То, что десятилетиями способствовало выживанию милиции, когда многие расходы покрывались за счет спецфондов, спонсорской помощи, с нового года уже не будет действовать. По крайней мере, не должно.

В Израиле на 30 тысяч полицейских выделяется 1,4 млрд. долл. (это почти 11,5 млрд. гривен — на такие же средства хотят содержать украинскую милицию!). Полицию стопроцентно финансирует казна. Сильная полиция — сильная страна, считают на Земле обетованной. В Украине же, наверное, придерживаются иного мнения. В последний год отношение к нуждам милиции принципиально не изменилось — то есть лучше не стало. Милицейские профсоюзы постоянно дискутируют с властями и уже добились поднятия на чуть высшую ступень понимания проблем правоохранителей, многие из которых загнаны в тупик.

«Государство не занимается социально-правовой защитой милиционеров. На одном из заседаний Национального социально-экономического совета при президенте Украины, членом которого я являюсь, когда премьер представляла проект бюджета-2010, у меня с руководителем правительства возникла дискуссия по поводу материально-технического обеспечения системы МВД и соцзащиты ее сотрудников, — говорит Анатолий Онищук, председатель Профсоюза аттестованных сотрудников органов внутренних дел Украины, автор концепции реформирования системы МВД. — В конце концов глава Кабмина поручила Минфину составить комиссию для профессиональной проработки поднятых нами проблем. Непонятно, почему из необходимых 22 млрд. годовых расходов на содержание МВД выделяется только две пятых части? Это при том, что 11 июня 2009-го Верховная Рада приняла справедливый, но чрезвычайно жесткий, «драконовский» закон в плане регулирования общественных отношений в сфере борьбы с коррупцией. Спонсорская помощь госорганам будет расцениваться как коррупционное деяние. По всем признакам — закон европейский, прогрессивный, ужесточает КУоАП и УК Украины, но обладает принципиальным недостатком: как можно одолевать коррупцию, если один из главных борцов, а МВД является правовым «санитаром» общества, в своей ежедневной деятельности не обеспечен финансово и материально? Не хватает не только горючего (100 грамм на один УАЗик вместо 10—12 литров), но и канцелярских принадлежностей и форменной одежды».

Сначала нужно было выстроить систему полного обеспечения органов внутренних дел, в частности, через привлечение местных бюджетов (перед тем обезопасившись от «карманной» милиции), а потом применять антикоррупционные репрессивные механизмы. С тем, что определенные лоббисты говорят о потребности финансирования армии на уровне не меньше 2% ВВП, можно согласиться. Но ведь милиция все время воюет, ежегодно теряя 30 лучших людей, не считая раненых и искалеченных, тех, кто не выдержал и наложил на себя руки. Больше гибнет только шахтеров.

Парламентский комитет по законодательному обеспечению правоохранительной деятельности внедрение антикоррупционного механизма рассматривал по инициативе милицейского профсоюза, который подчеркнул: законодатель не учел реалии настоящего. Мало того, не предусмотрено полное финансирование нужд милиции даже в горюче-смазочных материалах. Сейчас имеем позорные 7,9%, которыми планируют заправлять и смазывать весь автопарк милиции. Неужели в следующем году намечается настолько поразительное уменьшение количества вызовов и выездов на места уголовных инцидентов, что технику будут выводить из гаража раз в десять дней? К сожалению, такого покоя нет даже в раю.

«Не урегулировано и пользование общественным транспортом. Статья 11 Закона «О милиции» указывает: государство делегирует милиции право бесплатного пользования любым общественным транспортом, кроме такси. Это не льгота, а гарантия, — отмечает Анатолий Онищук. — Ныне же милиционеров порой просто выбрасывают из автобусов. В общем социальный пакет, утвержденный этим законом еще в декабре 1990 года, был почти идеален. Сейчас потеряно почти все. Начиная с 1998-го, бюджет приостановил весь соцпакет, и мы до сих пор не можем его восстановить. Хотя есть шесть решений Конституционного суда, расставившего все акценты. Последнее (датировано маем 2008 г.) указывает, что для защиты соцгарантий милиционеры могут обращаться в суды общей юрисдикции. Мы прекрасно понимаем: есть стопроцентные основания идти в суд, выиграть дело и защитить милиционера. Известно и другое: эти иски бумерангом ударят по МВД, ведь бюджетное законодательство настаивает — льготы предоставляются за счет сметы ведомства».

Председатель милицейских профсоюзов предлагает модифицировать систему льгот, согласно которой льготы не должны предоставляться замам министра, руководству департаментов, УМВД, то есть должностным лицам, получающим достаточное для проживания без каких-либо субсидий и коммунальных преференций жалование. Нужен социальный стандарт применения упомянутых в ст. 22 Закона «О милиции» льгот (например, государство гарантирует милиционерам, использующим на службе личный транспорт, выплату компенсации): если у милиционера жалованье меньше 3 тыс. гривен, он может получать такие льготы.

Последние десять лет ведомство понесло огромные кадровые потери из-за нехватки цивилизованной корпоративной культуры: из МВД ушло более 160 тысяч специалистов. Ныне в рядах действующих правоохранителей пребывает только 1,5% тех, кто отслужил более 25 лет. Именно поэтому в милиции очень тонкая прослойка опытных профи, особенно достигших пенсионной выслуги. Дальше работать мешает психология временщика, обычно не защищенного. Имидж правоохранителя — это забота не только самого МВД, это государственная стратегия. Хотя бы такая, как в России, где милиционер едва ли не главный и обычно положительный герой фильмов, телесериалов, документальных расследований. Как бы то ни было, но пропаганда свое дело делает, и это называется государственной имиджевой политикой. В Украине, к сожалению, среди часто упоминавшихся в СМИ и Интернете фамилий офицеров — имена Пукача и Гончарова, а «температура» негатива в отношении милиции в нашем обществе чрезвычайно высока.

В милицейских коллективах очень мало седовласых офицеров и сержантов — профессиональных и моральных авторитетов. В развитых странах стремятся всячески поощрить труд именно самых опытных — в смысле участия в «мозговых штурмах», нужных во время раскрытия запутанных и резонансных дел, в штабной и аналитической работе.

«Мы должны с первого января 2010 года минимизировать риски для личного состава через разъяснительную работу, а также мощную правозащиту, которую планируем тоже взять на себя, — считает наш собеседник. — До
31 декабря милицейское руководство формально может давать финансово не обеспеченные указания подчиненным, и они будут их выполнять («выкручиваться»). Со следующего года выполнение финансово не обеспеченных указаний будет означать состав коррупции. Например, райотделы нередко проводят отработки, привлекая частных перевозчиков, маршрутки, — обычно подобные услуги никак не компенсируются. Закон теперь в таких схемах ставит точку. Так же нельзя обращаться к юридическим лицам с просьбой оказать материальную помощь, до сих пор являвшейся обычной практикой. Теперь директор фирмы с «побиральним» письмом от начальника милиции может пойти в прокуратуру, где письму дадут соответствующую правовую оценку».

Милицейские профсоюзы хотят приобщиться к решению ситуации. В частности, в обеспечении соцпакета для правоохранителей, на который не выделено ни одной бюджетной копейки. Уже завершаются переговоры с сетями АЗС по поводу дисконтных карточек на покупку горючего для сотрудников милиции, являющихся членами профсоюза. Также в перспективе должны появиться карточки скидок и для посещения продуктовых супермаркетов и торговых центров бытовой техники. Недавно удалось провести через парламент положение о сохранении в системе МВД ведомственных медицинских учреждений. Аналогичные инструменты давно и эффективно работают во многих странах. Например, в Израиле проводятся ежегодные торги, где полицейские получают в самом деле колоссальные скидки на приобретение продуктов. Профсоюзы же хотят, чтобы у украинских блюстителей порядка такой бонус действовал ежедневно.

Самая болезненная тема — жилье. Статья 22 Закона «О милиции» предоставляет милиционерам право получать кредиты на индивидуальное и кооперативное жилищное строительство в кредит на 20 лет с погашением 50% предоставленного займа за счет соответствующих фондов МВД и местных бюджетов. Но практически эта гарантия не наполняется реальным содержанием.

Анатолий Онищук говорит: если бы его услышали, когда он предлагал создать в Украине сеть кредитных союзов в системе ОВД, сегодня многие проблемы в милиции уже были бы сняты с повестки дня. Сейчас активно работают два милицейских кредитных союза — в Киеве и Ривном, которые в прошлом году выдали около пяти миллионов кредитов. Такой же КС уже имеется в Сумах, планируется открыть союз и в Крыму. Кризис временно затормозил развитие этой системы, у которой есть хорошие перспективы. На получение кредитов в действующих союзах большая очередь. Например, в столице члены профсоюза ожидают получения почти миллиона гривен ссуд. Но у профсоюзов пока что недостаточно капитала для удовлетворения всех запросов. Вместе с тем ведутся переговоры с одним из чешских банков по поводу его участия в инвестициях в ведомственное жилищное строительство. Предложение очень интересное — ипотечный кредит для милиционеров может предоставляться под 6% годовых. Общий пакет инвестиций, предлагаемый партнерами из Чехии, составляет 50 млн. евро (600 млн. гривен).

Эти наработки и идеи осмысливаются вместе с руководством МВД, определенные моменты необходимо согласовать с Кабмином. Как ни удивительно, но все будет зависеть не от того, как завершится диалог с европейскими банками, а от того, удастся ли прийти к согласию между участниками украинской стороны соглашения. Есть проект развития садовых кооперативов. И в некоторых регионах он уже воплощается. Например, за последний год председатель милицейского профсоюза Житомирщины смог создать десять таких кооперативов. Этот опыт попытаются распространить и в другой области.

Кто-то за глаза называет г-на Онищука «оранжевым полковником». Сам Онищук говорит, оценивая пройденный путь, что самая большая неприятность для него — постмайданное разочарование украинцев в тех, кто пришел на волне их надежд. Он убежден: когда власть не понимает, кому служит, народ имеет полное право собрать новый «майдан» и трясти ее как грушу.