UA / RU
Поддержать ZN.ua

МВД: в лабиринте дефектов системы

Специфика деятельности органов внутренних дел делает их легко уязвимыми для критики. Так было и так будет...

Автор: Виталий Воловик

Специфика деятельности органов внутренних дел делает их легко уязвимыми для критики. Так было и так будет. В условиях демократического общества факты нарушения прав граждан милицией должны предаваться гласности. Когда отдельные факты нарушения прав граждан милицией складываются в негативную тенденцию, это наносит серьезный ущерб репутации системы. Отбросив политический подход к оценке деятельности МВД, следует признать, что серьезные проблемы в системе МВД действительно существуют. Их необходимо выявлять и обсуждать. Как известно, правильно поставить проблему — наполовину ее решить.

Практика оценки результатов деятельности милиции. Именно организационные условия, в которых действует милиция, создают возможность системных нарушений прав граждан, независимо от того, кто будет ее возглавлять.

Ориентируясь на советскую установку побеждать любой ценой, система МВД пытается удивить планету результатами своей деятельности. Отечественный показатель раскрываемости преступлений в несколько раз превышает тот, что фиксируется в странах с несравнимо более ресурсообеспеченными правоохранительными органами. Безусловно, есть национальные особенности законодательства и статистки. Однако не менее существенно то, какое значение придается показателю раскрываемости. В Украине он безальтернативен, поскольку применению экспертной, а не формульно-математической оценки препятствует несформированность специализированного экспертного сообщества, неотработанность процедуры соответствующей экспертизы, неспособность отдельных руководителей компетентно воспринять ее выводы.

Эти проблемы «исчезают», когда появляется вычисленная компьютером цифра, повлиять на значение которой проще, чем на мнение независимого эксперта. Хотя то обстоятельство, что величина показателя раскрываемости искажена или нет, по сути также значения не имеет. Сам по себе этот показатель ничего не объясняет. Такой вывод давно уже сделан учеными-криминологами. Его отрицание изначально не может привести к конструктивному результату в совершенствовании оценки деятельности милиции. К тому же формульное упрощение возможно не всегда.

К примеру, трудноизмеримыми являются результаты деятельности по профилактике преступлений. При сокращении объема зарегистрированной преступности сразу же возникает вопрос о том, что является его причиной: рост числа укрытых от учета криминальных деяний или повышение эффективности профилактической работы? В условиях недостаточного ресурсного потенциала милиции регулирование числа регистрируемых криминальных деяний необходимо для демонстрации якобы высокого уровня их раскрываемости. Данное обстоятельство определяет практику отношения к потерпевшим.

Если в Великобритании полицейские в общении с ними руководствуются правилом «вежливость и содействие», то наши милиционеры нередко используют прямо противоположную установку.

Существует широкий набор способов склонения граждан к отказу от заявления о «малоперспективном» к раскрытию преступлении. Это, в частности, длительное неприбытие сотрудников на место происшествия, хамское отношение к потерпевшему, разъяснение последнему маловероятности установления виновных лиц при одновременных частых вызовах в милицию, создание условий для длительного пребывания потерпевшего в обществе бродяг в ожидании разбирательства и т. д.

Американцы давно осознали всю пагубность оценки деятельности полиции с помощью статистики совершенных и раскрытых преступлений. Там измеряется степень удовлетворенности граждан деятельностью правоохранителей и их страха перед криминальными проявлениями («интегральный показатель степени удовлетворенности»). При всей привлекательности данного метода оценки он не является универсальным. В частности потому, что он не может быть распространен на деятельность ряда служб. К тому же сложившаяся у нас практика проведения опросов и особенно использования их результатов в оценке деятельности милиции, прежде всего конкретных горрайорганов, порождает больше вопросов, чем ответов.

Критерии оценки деятельности системы МВД не должны провоцировать милицию к работе по принципу «вижу цель, не вижу препятствий», которыми выступают права граждан.

Практика определения стратегии деятельности милиции. Эту практику можно определить как противоречивую и непоследовательную. Знакомое стремление одновременно обеспечить революционное повышение эффективности борьбы с преступностью по всем направлениям дезориентирует руководителей органов внутренних дел. В связи с этим возможное возобновление практики издания адресованных МВД распорядительных документов, основанных на указанном подходе, может стать шагом назад.

Еще один аспект проблемы — обеспечение соответствия ведомственных установок общегосударственной политике в сфере борьбы с преступностью. Как показывает практика, оно имеет место не всегда. К примеру, Комплексная программа профилактики преступности была направлена на сокращение последней. Вместе с тем ведомственные установки ориентировались прежде всего на осуществление карательной функции. В извращенной форме она может реализовываться по принципу «сначала сформировать преступника, а затем привлечь его к ответственности».

Выработка стратегии деятельности милиции не должна осуществляться вне общего контекста развития государства. Приоритеты системы МВД следует определять в рамках долгосрочной программы деятельности правительства. Положение об этом также целесообразно закрепить в Законе «О милиции».

Обеспечение обратной связи милиции с населением. Если бы руководители гор-, райотделов регулярно смотрели в глаза населению на встречах с ним, а также держали публичный ответ за действия подчиненных, то о фактах бездушного отношения милиции к гражданам говорили бы гораздо реже. То обстоятельство, что сообщения СМИ дают основания констатировать противоположный процесс — индикатор формализма в проведении указанной работы.

Что необходимо для изменения ситуации к лучшему? Материальных ресурсов практически никаких. Главное — управленческий импульс и непрерывный контроль. Практика реализации такого подхода свидетельствует о том, что потребуется определенный период адаптации: милиции — к тому, что с нее могут спросить не только вышестоящие руководители; населения — к осознанию того, что можно и должно выяснить у милиции, почему она работает так, а не иначе.

Профилактика профессиональной деформации сотрудников милиции. Ее немало, остановлюсь на наиболее значимых.

Уже говорилось о «цифре любой ценой». Данная установка формирует у сотрудников так называемый обвинительный уклон: у одних — к гражданам, у других — к коллегам. При этом устранение из системы оценки деятельности милиции порочных элементов не избавит от указанного комплекса его носителей.

Тяготение руководителей к репрессивному подходу в реагировании на ЧП находит свое воплощение в «братских могилах» — приказах о наказании максимально возможного числа сотрудников, в большинстве лишь косвенно причастных к происшествию. Такое применение подобных мер дисциплинарного воздействия имеет крайне незначительный воспитательный эффект.

Приход новых руководителей зачастую приводит к снижению потенциала возглавляемых ими коллективов из-за ухода компетентных сотрудников, нарушения преемственности позитивных традиций, ухудшения морального климата.

В целом указанные и другие проблемы предупреждения психологической деформации сотрудников являются следствием, недостатков отбора кандидатов на службу ввиду ограниченного притока кадровых ресурсов; просчетов психологического сопровождения служебной деятельности сотрудников; терпимости к указанным выше отклонениям со стороны значительной части корпоративного сообщества системы МВД.

Готов стать на сторону тех, кто считает невозможным окончательное решение названных проблем. Тем не менее в результате целенаправленной деятельности их актуальность может последовательно снижаться. Психологическая служба МВД самостоятельно исправить ситуацию не сможет. Для этого необходимо общеведомственное проведение через руководителей всех уровней мер соответствующей направленности.

Организация соблюдения сотрудниками милиции требований профессиональной этики. Сейчас внимание общества часто акцентируется на необходимости обеспечить профессионализм правоохранителей. Соблюдение профессиональной этики приобретает значение второстепенной задачи. Для обывателя же, незнакомого со спецификой деятельности системы МВД, именно состояние выполнения требований профессиональной этики ее работниками — главный индикатор положения дел в милиции. При этом негативное мнение часто складывается даже при отсутствии непосредственных контактов с милиционерами. Примером может служить наблюдение за одетым в форменную одежду сотрудником, имеющим неопрятный вид, передвигающимся по улице без головного убора или с авоськой, распивающим у ларька пиво и т. п. А ведь у многих в памяти времена, когда подобные «мелочи» даже представить себе было невозможно.

Практикой выработаны эффективные способы выявления фактов неэтичного поведения сотрудников. Остается обеспечить лишь активное использование этих способов в контрольной деятельности. Сегодня возможно также применение видеоконтроля за ситуацией в тех помещениях, в которых ведется работа с гражданами. Монитор может быть установлен в кабинете соответствующего руководителя. Другое дело — будет ли он заинтересован пресечь безобразия подчиненных?

Организация борьбы с преступностью. Даже неподготовленному читателю понятна суть таких проблем, как формализм профилактической деятельности, неоперативность реагирования милиции на поступающие к ней сообщения о происшествиях, накопление остатка нераскрытых преступлений, недостаточный профессионализм сотрудников и т. п.

Констатируемая сейчас количественная и качественная недостаточность имеющихся ресурсов, которые задействуются на раскрытие преступлений (в первую очередь профессионально полноценных сотрудников и специфических оперативно-розыскных сил) не может быть устранена за короткое время. В этих условиях целесообразно принятие интенсивных мер по замещению «личностного» фактора «техническим». Одно из направлений этой работы — распространение практики видеоконтроля за виктимогенными участками территории и объектами, усложнение физического доступа к последним. Многие субъекты хозяйствования в состоянии установить аппаратуру для отслеживания ситуации на прилегающей к их зданиям территории, равно как и обеспечить ее освещение. Однако самостоятельно реализовать такой подход МВД не в состоянии. Требуется принятие мер на более высоком уровне.

Организация управления в системе МВД. До настоящего времени не преодолена иллюзия возможности быстро решить проблемы этой системы. Поэтому прежде всего необходимо обнародовать не оптимистичные декларации о намерениях или радужный отчет милиции перед населением, а честно составленный перечень ведомственных проблем, которые требуется решить, а также расчет связанных с этим финансовых и временных затрат. Тогда будет видна «точка отсчета», динамика изменения ситуации и причины происходящих изменений: надлежаще организованное внутрисистемное управление или влияние внешних по отношению к системе МВД условий. Таким образом решается проблема разумной прозрачности в деятельности милиции и возможности оценки управленческих усилий конкретных руководителей.

Запущенная хроническая болезнь системы МВД — неритмичность работы последней. Решение этой проблемы находится в сфере рационализации управления и предполагает качественное текущее планирование и контроль, а также смену ориентации с максимализации загрузки сотрудников в конце отчетного периода на ее оптимизацию на протяжении всего этого периода. В последнем случае речь идет и о нагрузке по находящимся в производстве материалам, и о продолжительности рабочего дня, и о сменном режиме работы.

Испытывая на себе порочные методы управления, сотрудники начинают проявлять апатию и равнодушие к позитивным инициативам руководства, провоцируя его на далекие от рациональности меры по выполнению стоящих перед системой МВД задач. Узел противоречий затянулся. Чего ожидать: его развязки или дальнейшего затягивания?