Информацию об очередной реорганизации ГАИ я встретил с двоякими чувствами. Как писатель, любимый жанр которого — короткий ироничный рассказ, сюжетами, похоже, я обеспечен до скончания века, как гражданин — вот тут сложнее. Ни для кого не секрет, что коррупционные рейтинги Украины в мире зашкаливают. И мне, немолодому уже человеку, просто непонятно, как в такой ситуации можно пытаться навести пусть даже не порядок, а намек на него, в отдельно взятой чиновничьей епархии, не затрагивая ни одну из причин коррупции? Кто этот необыкновенно смелый и мудрый человек, который разработает реформу и возьмет на себя ответственность за успех, прямо скажем, безнадежного дела? Чей портрет благодарные водители вырежут из глянцевых журналов и поместят в рамочках на лобовых стеклах рядом с Николой-угодником, где некогда красовался портрет вождя всех народов? Какая политическая сила разделит славу со спасителем отечества от безобразий на дорогах? Нет ответа.
К сожалению, жизнь в нашем государстве, как мне кажется, и сегодня продолжается по ленинским заветам. С одной стороны, «Наша цель — Евросоюз!» (светлое будущее), где спасительный порядок, где имеется солидное апробированное законодательство по всем направлениям. С другой стороны, «Мы пойдем другим путем!». В любом вопросе находится какая-то национальная специфика, что в переводе этих слов иностранного происхождения на понятный язык означает возможность воровать в свое удовольствие. Ведь в цивилизованных странах давно уже нет кричащей остроты в вопросах работы ГАИ (полиции). Даже в Турции, стране такого же отношения к порядку и бакшишу, как и у нас, дела обстоят гораздо лучше.
Общественные институты, профессура юридических академий, психологи, экономисты у нас, как в приличных странах, имеются, но остались, похоже, опять в стороне от принятия решений. По крайней мере, в средствах массовой информации об этом ни звука. Мнением же водителей (строителей светлого будущего) реорганизаторы никогда не интересовались.
И все-таки что-то делать надо, причем неотложно, ведь на наших дорогах идет настоящая война, где за год людей гибнет значительно больше, чем погибло американских военнослужащих за всю вторую иракскую кампанию.
Но прежде всего есть смысл разобраться с причинами роста аварийности, иначе не вылечишь болезнь. Давайте с первооснов, то есть с мифов.
Миф №1 — «Из-за существенного сокращения ГАИ катастрофически возросла аварийность». Тут нет прямой связи. Во-первых, заметно увеличилось количество транспорта, и при том же отношении прежней по количеству ГАИ к своей работе аварийность также увеличивалась бы. Во-вторых — появились страховки. Если раньше многие аварии заканчивались участниками полюбовно, то сейчас надо фиксировать факт ДТП. Это общеизвестно. И третья, на мой взгляд, самая главная причина роста аварийности — удостоверения водителя (права) бессовестно продаются состоятельным гражданам, их женам, детям, челяди. На дорогах появилась масса водителей с продвинутыми номерами, не знающих и презирающих Правила дорожного движения, путающих знак «STOP» с логотипом «Макдональдса», которых-то и останавливать сотрудникам ГАИ небезопасно. А паршивая овца, как известно, все стадо портит.
Миф №2 — «Аварийность — следствие низкого культурного уровня участников дорожного движения». Я бы сильно не преувеличивал культурный уровень наших водителей, но и с ним водители регулярно посещают универсамы, кинотеатры, кафе, рестораны, казино, даже библиотеки. Но ведь там безобразия скорее исключение из правил, нежели правило. Там, где реально следят за порядком, создана соответствующая система, там и результат налицо.
Как водитель более чем с двадцатилетним стажем хотел бы предложить для обсуждения общественности следующее.
Помимо принятия экстренных мер, необходимо создать комиссию, которая бы выработала рекомендации на долгосрочную перспективу по воспитанию законопослушных граждан — водителей, пешеходов и сотрудников правоохранительных органов. В ее компетенции должны быть предложения по дополнению школьных и детсадовских программ, курсов общественных наук университетов, соображения по налогообложению (например, льготы для кафе, не торгующих спиртным), предложения по премиям для произведений искусств, где герои без крайней нужды не преступают законы, где не смакуются жестокость, наркомания, курение, пьянство, извращения (этим, к сожалению, грешит современная украинская литература, сейчас это даже возведено в воинствующую норму).
Считаю, что само по себе резкое увеличение штрафов мало что решит. Уже много лет у нас пьяные обеспеченные наездники (водителями их называть нельзя) элементарно откупаются вроде бы и большими суммами (по сравнению со средней зарплатой в Украине) в 200—300 долл. Но пьяных за рулем меньше не становится.
Поэтому, мне кажется, штрафы надо повышать постепенно до европейской пропорции «средняя зарплата — величина штрафа» к 2012 году.
Надо безотлагательно резко поднять штрафы за неправильный проезд пешеходных переходов и парковку в неположенных местах. Эти нарушения элементарно фиксируются с помощью самой простой цифровой фототехники (оснастить ГАИ). Фото должно быть достаточным для суда (если водитель будет оспаривать факт нарушения).
Считаю недопустимой практику оплаты штрафа наличными на месте.
Невозможно навести порядок только в ГАИ. В океане коррупции не может быть островка порядка. Поэтому срочно необходимо проводить полномасштабную налоговую реформу. Центр тяжести работы налоговых служб должен быть перенесен с места работы на место жительства. Граждане ежегодно будут сдавать декларации доходов, будут европейские подходы к налогообложению имущества, чтобы все приобретения свыше определенной (не очень большой) суммы производились только с фиксацией идентификационного номера. Такая реформа обеспечила бы увеличение поступлений в бюджет, быстрое воспитание чувства скромности у различного рода дельцов, препятствовала бы легализации теневых доходов. Тогда, может, и исчезнет привычка у богатых взяточников и коррупционеров бравировать нарядами и роскошными иномарками с «крутыми» номерами, оформлять их на бедных родственников, как и «крутую» недвижимость, как и акции доходных предприятий. Потому что обязательно спросят и у родственников, на какие средства все это приобретено.
Пока до 50% экономики будет находиться в тени, пока бизнесмены могут спокойно обналичивать, офшорить, а чиновники могут брать взятки, трудно ожидать порядка и на дорогах.
И последнее. Если о том, сколько реально стоил Криворожский металлургический гигант, большая часть граждан имеет смутное представление, то порядки на дорогах у всех на виду. Подняв этот давным-давно наболевший вопрос на государственный уровень, президент теперь просто обязан довести его до логического решения, т.к. о власти люди судят по простым и понятным им вещам.