UA / RU
Поддержать ZN.ua

МОЖНО ЛИ ПЕРЕПИСАТЬ КОНФЛИКТ НАБЕЛО

Наша газета в прошлом году писала о столкновении интересов Борщаговского химико-фармацевтического завода и его прямого инвестора - американской компании «Эр энд Джей Трейдинг Интернешнл, Инк»...

Автор: Андрей Евтушенко

Наша газета в прошлом году писала о столкновении интересов Борщаговского химико-фармацевтического завода и его прямого инвестора - американской компании «Эр энд Джей Трейдинг Интернешнл, Инк». Без малого три года тому назад партнеры создали СП, но после года существования, когда ранее бесперспективное предприятие стало на ноги, украинская сторона путем создания вопреки действующему законодательству новой структуры, по существу отстранила от участия в деятельности АО вкладчиков капитала. Не прекратило затянувшийся спор и судебное вмешательство. Мы сообщали о том, что Высший арбитражный суд Украины, причем дважды, выносил одно и то же решение: правление фармзавода действовало вопреки закону.

Что же изменилось? Почти ничего. Разве что расширился круг лиц с обеих сторон, в том числе и высокопоставленных, так или иначе втянутых в конфликт. И хронология этого процесса небезынтересна.

В июле прошлого года прокуратура города Киева установила, что правлением СП «Борщаговский химфармзавод» были нарушены требования двух статей закона Украины «О хозяйственных товариществах» и имущественные права отдельных акционеров. А спустя три месяца заместитель генерального прокурора Украины О.Колинько информирует сенатора США Альфонса М. д'Амато собственно о решении Высшего арбитражного суда Украины и, в частности, сообщает, что Генпрокуратура поручила городской проверить заявления о злоупотреблении служебным положением должностных лиц СП «БХФЗ». И, скорее, для соблюдения этикета заверила, что ход этой проверки контролируется. Фраза обтекаемая - и такой же результат. Но об этом чуть ниже.

В это же время, в октябре прошлого года, КРУ Минфина по поручению МВД осуществляет проверку и устанавливает, что новое юридическое лицо (научно-производственный центр «Борщаговский химфармзавод») создано с нарушением действующего законодательства. Признан также противоправным факт выплаты дивидендов. Резюме финансовой проверки, выражаясь газетным языком, подтверждало, что руководство СП без ведома полноправного зарубежного участника по существу подарило созданному центру все имущество завода.

О злоупотреблении служебным положением, нарушении порядка выпуска ценных бумаг, сокрытии валютной выручки должностными лицами СП (речь идет об украинской стороне) информировало и Управление государственной службы по борьбе с экономическими преступлениями ГУ МВД Украины, которое в конце ноября прошлого года проверило заявление президента американской корпорации. Проверка показала, что такие действия руководства завода причинили значительный ущерб инвестору.

Позволим себе несколько отступить от хронологии и сделать небольшой комментарий. Автор этой публикации располагает этими и многими другими документами, которые объединяет одно: констатация фактов. Фактов одних и тех же: о нарушении украинской стороной действующего законодательства страны. Тем самым признается, что притязания инвестора справедливы. Но эти кипы бумаг лишь формально, но не реально возвращают права вкладчика капитала.

Но прoдoлжим дальше новый вариант «выбранных мест из переписки с друзьями». В декабре 1996 года Высший арбитражный суд Украины напрямую обращается к генеральному прокурору и министру юстиции с напоминанием о том, что букву и дух законов надо соблюдать, иными словами, решения арбитражного суда обязательны к исполнению. Об активной позиции Высшего арбитражного суда свидетельствует и то, что он в январе нынешнего года прибегает к такой мере, как арест средств СП с целью запрещения отчуждения имущества, которое в свое время было передано научно-производственному центру. Государственный комитет по ценным бумагам, проанализировав ситуацию, тоже пришел к выводу, что решение правления СП об изменениях в уставе АО об увеличении уставного фонда было неправомерным, регистрация эмиссии акций подлежит отмене.

Видимый прогресс в деле достигает даже того, что Ленинградская районная госадминистрация Киева, подойдя объективно к сути конфликта, своим распоряжением от 16 января этого года признала недействительными дополнения к уставным документам совместного украинско-американского предприятия.

Налицо реальная попытка районных властей добиться выполнения решений судебных инстанций. Но возникает закономерный вопрос: зачем исполнительной власти тянуть столько времени и своей нерешительностью позволять страстям накаляться. Так оно и есть, и еще одним тормозом в разрешении конфликта служит, как ни удивительно, неподдающаяся объяснению позиция Генеральной прокуратуры. Неоднократные обращения к ней представителей американской корпорации, а также влиятельных лиц политических и деловых кругов США ни к чему не привели. Что это - невозможность разобраться в ворохе многочисленных документов или что-то другое? К этому выводу невольно приходишь, ознакомившись с самыми свежими фактами. А они таковы: опять же выражаясь непротокольным языком, Генпрокуратура, по существу, предлагает забыть старое (наверняка, не в плане забыть обиды) и начать все сызнова. Все предыдущие решения Высшего арбитражного суда упразднить, а дело, длящееся полтора трудных года, переписать набело.

Вообще-то непонятно, возможно ли такое в практике правоохранительных органов? Во всяком случае, американская сторона, понеся большие материальные и немалые моральные издержки, отказывается идти на это. Не из боязни, что в их действиях откроется какой-то подвох, а из-за разочарования, не будем лукавить, в общем инвестиционном климате в Украине.

Премьер Павел Лазаренко ратует за поддержку отечественного производителя. Не расценили ли представители законодательной и исполнительной властей страны эту концепцию как элементарное отрицание финансовых вливаний извне? Но тот же глава правительства неоднократно заявлял и о необходимости изменить отношение к движению инвестиционного капитала. И зарубежные эксперты отмечают в этой политике потепление. Поэтому нельзя сбрасывать со счетов «конфликты районного масштаба» под стать борщаговскому. Заблуждаются те, кто думает, что случаи эти единичны. Не является тайной тот факт, что в упомянутом Высшем арбитражном суде «крутится» добрый десяток подобных дел. Само срывается с языка: дурной пример заразителен. А не входит ли в правила нашего доброго тона практика отторжения того, кто рискнул придти на наш рынок? Но вместо того чтобы на нем работать, они совершенствуют свое эпистолярное мастерство. Руководители американской корпорации «Эр энд Джей Трейдинг Интернешнл, Инк» вынуждены входить в новый виток разбирательств в высоких инстанциях. И «творить» новые обращения к высшим должностным лицам Украины с просьбой наконец-то разрубить этот борщаговский узел, что свидетельствует о глубоком понимании ситуации, в которой они оказались. Это отнюдь не мелкие обиды, а конструктивная позиция. Ведь в этой ситуации страдает не только инвестор. На грань финансового краха поставлена судьба предприятия, имевшего прекрасные перспективы для дальнейшего развития и, похоже, упустившего свой шанс.