Их не устраивает предвзятость
Выводы государственной комиссии по расследованию причин авиакатастрофы в Иркутске (ее детали изложены в публикации «Кому выгодна тайна иркутской трагедии?», «ЗН», № 50, 1997 г.) самолета Ан-124 - речь идет о прекращении эксплуатации в России «Русланов» до смены на них двигателей более совершенной конструкции - вызвали резко негативную оценку в Запорожье. Здесь, на предприятии «Мотор Січ», уже четырнадцатый год выпускается данный тип двигателей Д-18Т, которые используются на воздушных тяжеловозах украинской конструкции.
Запорожские моторостроители склонны считать, что подобным образом реализуются вполне очевидные интересы бизнес-структур по вытеснению украинской продукции с традиционных рынков сбыта. Такое предположение отнюдь не безосновательно, если учесть, что после скоропалительных обвинений маршала Шапошникова и бывшего главкома российских ВВС Дейнекина в конструктивном несовершенстве украинских двигателей новый главком ВВС России Корнуков высказался о том, что причиной отказа в работе трех двигателей на взлете могли быть нарушения в системе питания. Почему выводы Корнукова вскоре изменились на совершенно противоположные, остается только догадываться. Это особенно странно, если учесть, что главкому ВВС запорожцы направили результаты 55-суточных полномасштабных стендовых испытаний двигателей в сходных режимах, а также отснятые видеоматериалы. Они убедительно доказывают, что единственной причиной, вызвавшей катастрофу, стали перебои в системе питания двигателей топливом. Однако, по словам генерального конструктора запорожского КБ «Прогресс» Федора Муравченко, эти материалы так и не дошли до адресата, тем самым в определенной мере повлияв на окончательные выводы комиссии.
- К сожалению, наше общение с комиссией напоминает разговор слепого с глухим, - не скрывая раздражения, высказался генеральный директор «Мотор Січі» Вячеслав Богуслаев. - Создается впечатление, что отдельными лицами со стороны России последовательно и упорно проталкивается версия, которая совершенно не стыкуется не только с элементарными инженерными принципами, но даже с нормами здравого смысла.
Такую оценку можно было бы расценивать как вполне закономерное желание отстоять «честь мундира», если бы не явно предвзятый подход, на котором базировалось расследование причин иркутской авиакатастрофы. Вопреки подписанному всеми странами СНГ соглашению, как украинские, так и запорожские специалисты не были включены в состав комиссии. Хотя ее формально возглавляет российский премьер-министр, фактически руководил работой комиссии отстраненный от должности главком ВВС Дейнекин. Имея статус государственной, комиссия, в сущности, не выходила за рамки военного ведомства, в котором и произошла катастрофа. Кстати, специальное межправительственное соглашение возлагает права и обязанности по расследованию подобного рода происшествий на Межгосударственный авиационный комитет (МАК).
О том, что стремление российских военных окутать ход расследования катастрофы туманом секретности отнюдь не случайно, можно судить и по другим фактам.
В Запорожье отнюдь не настаивают, что двигатели Д-18Т являются пределом совершенства. Об этом свидетельствует и то, что на «Мотор Січі» освоено производство уже третьей серии данного типа двигателей, имеющей повышенную надежность и вдвое увеличенный ресурс работы. Но российские военные то ли не успели, то ли не захотели своевременно произвести техническое перевооружение имеющихся у них самолетов.
- Впрочем, это совершенно не означает, что двигатели первой серии, которыми был оснащен потерпевший катастрофу «Руслан», не пригодны к эксплуатации, - говорит Вячеслав Богуслаев. - Мы тщательно отслеживаем работу каждого двигателя и в случае возникновения малейших сомнений в надежности имеем право прекратить эксплуатацию. В отношении иркутского «Руслана» такого повода не имелось, поскольку двигатели не отработали даже половины гарантийного ресурса.
В обращении к премьер-министрам Украины и России запорожские моторостроители настаивают на том, что безапелляционность выводов расследования военного ведомства явно преследует цель скрыть истинные причины катастрофы. Объективное заключение, позволяющее предотвратить подобные трагедии в будущем, по их мнению, возможно лишь в ходе работы совместной комиссии под эгидой МАК, что соответствует мировой практике.