UA / RU
Поддержать ZN.ua

МОСКОВСКИЙ ДЕТЕКТИВ, ИЛИ КАК НЕ ПРИВЛЕЧЬ К СЕБЕ ВНИМАНИЕ СПЕЦСЛУЖБ

Третий час люди лежали лицом в снегу вперемешку с грязью. Сведенных за головой рук уже как не было, руки заканчивались в локтях, горевших от попыток время от времени приподнять тело над землей...

Автор: Инна Безгинская

Третий час люди лежали лицом в снегу вперемешку с грязью. Сведенных за головой рук уже как не было, руки заканчивались в локтях, горевших от попыток время от времени приподнять тело над землей. Те, кто получил прикладом, притихли. Полушепотом и полувзглядом под дулами наведенных на них «Калашниковых» лежавшие спрашивали друг друга, как днем в центре Москвы на них могли напасть. Для них - водителей и телохранителей руководства финансовой «Группы «МОСТ» - это было нападением.

Была пятница. Вечерело. Не бойкое время в любом учреждении, хотя в здании бывшего СЭВ на Новом Арбате, 36, где вместе с другими солидными конторами помещается «МОСТ», шумно и людно всегда. Парни в «камуфляже» и масках, с «АК» наперевес появились неожиданно для всех, в принципе готовых к возможности такого явления.

Здание оцепили, начиная с пяти вечера, в него никого не впускали и не выпускали. Для убедительности приклады курочили стоявшие у здания иномарки, принадлежавшие финансовой группе. Движение по Новому Арбату в сторону Кутузовского проспекта было перекрыто, на автомагистрали возникла огромная пробка. Прохожих предупреждали, что в случае приближения ближе, чем на 30 метров будет открыт огонь на поражение.

Внутри здания решили, что это очередная акция против российского капитала, причем акция - беспрецедентная по наглости. «Идет подготовка к захвату нашего банка», - накручивающий телефон представитель «МОСТа» не предполагал, что ему придется ТАК информировать общественность. Пикантность ситуации придавал тот факт, что в здании бывшего СЭВ помещается московская мэрия, а рядом - правительство Российской Федерации.

В условиях осады генеральный директор финансовой группы «МОСТ» Владимир Гусинский умудрился провести пресс-конференцию, куда журналисты проникали через соседнюю гостиницу «Мир». Он сообщил, что еще утром, когда он в сопровождении усиленной охраны направлялся на работу со своей дачи, его автомобиль преследовали несколько машин с вооруженными людьми. Причем вооружение у них было не милицейское, а армейское, в том числе гранатомет.

Доехав до работы с «кортежем», Гусинский позвонил «кому надо» - в управление по борьбе с организованной преступностью и сообщил, что его преследуют. После прочерки оттуда передали, что номера машин армейские, и порекомендовали Гусинскому не выходить из здания, из-за чего у него сорвалась встреча с секретарем Совета Безопасности Олегом Лобовым.

«Кортеж» тем временем благополучно припарковался на стоянке у дома российского правительства. По звонку Гусинского сотрудники Упр.бор.орг. прест, приехали и поговорили с людьми в этих машинах. «МОСТовщиков» успокоили, что это не бандитские формирования, а «некая государственная структура», которой дано указание уходить и не хулиганить.

Но «государственная структура» не торопилась, а тут ко всему прочему к зданию мэрии приехали новые машины с людьми, похожими на сотрудников Федеральной службы контрразведки (ФСК). Весь этот «ограниченный контингент» начал выяснение отношений, закончившееся, по утверждениям некоторых наблюдателей, несколькими выстрелами в воздух. Те, кого приняли за ФСК, уехали. Вскоре после этого сотрудники «МОСТа» согревали телами арбатскую землю.

Телефонные контакты с дежурными по МВД и ФСК ситуацию для Гусинского не прояснили: люди в масках оказались и не из милиции, и не из контрразведки. После звонка генеральному прокурору, МВД признало, что у здания находятся «их люди».

Но в это уже как-то не верилось, поскольку «маски» сохраняли молчание и опознавательных знаков не имели. Вечером блокада мэрии была снята. «Камуфляжи» исчезли еще быстрее, чем появились, захватив с собой 10 человек охранников и шоферов, которые впоследствии были обнаружены в 43-м отделении милиции. Теперь уже несколько десятков милиционеров переминались с ноги на ногу у входа в мэрию. Как всегда в таких ситуациях, блюстители того самого порядка ничего о происходящем не знали и в разговоры предпочитали не вступать.

Тем временем информационные агентства проводили собственные расследования. Дежурный по ГУВД Москвы отвечал, что на Новом Арбате, 36, «проводятся мероприятия оперативными службами». Московское управление ФСК, российское МВД заявляли, что их людей там нет. Появилась и версия некоего источника в правоохранительных органах, что «МОСТ» тут ни при чем, просто вблизи мэрии произошла перестрелка «кавказцев», и омоновцы прибыли для наведения порядка. Только сотрудники финансовой группы, особенно - полежавшие на земле, не очень-то этой версии поверили.

Описанное могло бы считаться просто детективом, если бы эти события действительно не имели место и если бы не повлекли за собой отнюдь не детективные последствия. По факту нападения возбуждено уголовное дело по статьям за превышение власти с применением насилия, сопровождающегося мучительными действиями против личности (лишение свободы до 10 лет).

Президент Ельцин своим указом в этот же день освободил генерал-майора Евгения Савостьянова от должности заместителя директора ФСК, начальника управления ФСК по Москве. Сам Савостьянов в заявлении, переданном в «Интерфакс», назвал причиной своего увольнения плохое взаимодействие спецслужб и - пролил свет на ситуацию.

В тот день после звонка Гусинского он направил своих людей на Новый Арбат. Находившиеся в автомобилях граждане не обратили внимания на вопросы сотрудников контрразведки и предприняли действия, которые Савостьянов квалифицировал как вооруженное сопротивление. После настоятельной просьбы преследовавшие Гусинского назвали себя «сотрудниками службы безопасности президента России», и были отпущены.

Инцидент имел резонанс в условиях, когда общественное мнение напряженно следит за результатами чеченского направления деятельности ФСК. Общественное мнение как никогда почувствовало свою незащищенность. Группа деятелей культуры распространила обращение, в котором назвала операцию спецслужб у «МОСТ-банка» «актом циничного пренебрежения обязанностью демократического государства охранять свободу, честь и достоинство людей». Тот факт, что акцию проводили спецслужбы, вызывает особенно большую тревогу, так как свидетельствует об их бесконтрольности и способности дестабилизировать обстановку в. государстве, подчеркивается в обращении.

Союз журналистов России в своем заявлении констатировал, что общество в последнее время столкнулось с вызывающим нежеланием высших органов государственной власти сообщать ему достоверную информацию о своей деятельности. Что, по мнению журналистов, проявилось, прежде всего, в отношении событий в Чечне и в операции против «МОСТ-банка».

Так что, если вы телохранитель, одевайтесь потеплее на случай, если придется долго прижиматься к земле. Если вы банкир, думайте, как не привлекать внимание спецслужб. Если вы случайный прохожий, идите своей дорогой и не пытайтесь выяснить, почему люди лежат лицом в грязи. Узнаете потом.