UA / RU
Поддержать ZN.ua

МОРЯКИ «НА КИЕВ» НЕ ПОЙДУТ — ОТСТОИТ ЗАРПЛАТУ «УКРКРЮИНГ»

Начнем с факта парадоксального: развал морского флота Украины, сопровождаемый потерей более чем д...

Автор: Василий Алехин

Начнем с факта парадоксального: развал морского флота Украины, сопровождаемый потерей более чем двух сотен судов и многих тысяч рабочих мест, не вызвал ни «голодных маршей» моряков на Киев, сходных с шахтерскими, ни безработицы среди морских специалистов. Наоборот в еженедельнике «Моряк Украины», других изданиях все чаще появляются рекламные страницы о вакансиях на должности рядового и командного состава судов. Причем уровень зарплаты - от $600 до 2500.

«Обошла» Украину безработица в морской отрасли, похоже, благодаря тому, что уже в «благополучном» 1989-м ощутила угрозу ее приближения группа авторитетных «морских волков» и опытных кадровиков. И вскоре в Одессе возникло первое морское агентство по трудоустройству моряков на судах под инофлагом. Ибо уже тогда, как свидетельствует один из пожелтевших документов, направленных Одесским облисполкомом в адрес Минморфлота и Совмина СССР, «вследствие нехватки судов в Черноморском морском пароходстве более чем тысяча моряков не имеют работы, а многие вынуждены переходить на работу на местные предприятия не по специальности...» Усилиями руководства ЧМП, и в частности службы кадров, обеспечивающей работой около тридцати тысяч моряков, создается агентство трудоустройства моряков на суда под иностранным флагом, позже переименованное в «Бласкокрюинг» («крюинг» в переводе с английского - бюро по укомплектованию экипажей).

Обострение проблем рынка труда в последующие годы вынудило кадровиков ускоренно совершенствовать работу «Бласкокрюинга». С одной стороны, укрепляется деловое партнерство с ведущими иностранными судоходными компаниями. А с другой - одесские юристы, представляющие «Бласкокрюинг» и профсоюз работников морского транспорта, все эффективнее и надежнее защищают трудовые интересы и соблюдение требований безопасности мореплавания украинских моряков на иносудах. Бывший отдел кадров моряков-«подфлажников» превращается в важнейшее дочернее предприятие ГСК «Черноморское морское пароходство» и первым среди морских агентств стран СНГ удостаивается сертификата качества Российского морского регистра «по организации трудоустройства, найма, подбора и укомплектования экипажей судов и морских предприятий специалистами по заказам национальных и зарубежных судоходных компаний» (Украина пока своего регистра не имеет).

А в апреле с. г. специальная комиссия Минтранса Украины, в составе ведущих юристов и экономистов, подвергает основательному анализу специфику и объемы выполняемых договорных обязательств между «Бласкокрюингом» и полсотней иностранных судоходных компаний. И рекомендует «с целью реализации государственной политики занятости населения, в частности создания новых рабочих мест, реорганизовать морагентство в отраслевой отдел кадров (госпредприятие по трудоустройству работников морского и речного транспорта - «Укркрюинг»). Ведь в Одессе, Николаеве, Херсоне, Измаиле, Керчи уже работают десятки частных морских агентств - «Юнимар», «Ясон Меритайм» (Одесса), «Евромарин» (Херсон), «Югтранс» (Севастополь), «Транзит-Экспресс» (Ялта) и др., возглавляемые моряками или менеджерами морского профиля. Более того, около двадцати морагентств объединились в Общество по трудоустройству и социальной защите моряков. «Международный сертификат качества гарантирует нашим деловым партнерам, - уточнил в интервью «ЗН» гендиректор «Укркрюинга» Леонид Павленко, что направляемые «Укркрюингом» моряки обладают квалификацией, соответствующей требованиям международных стандартов. Чтобы попасть в «белый список» агентств, наши специалисты в течение ряда лет неукоснительно придерживались конвенций, кодексов и нормативных актов Международной морской организации (IМО), Международной организации труда (МОТ) и др.» Хотя не только качеством работы отличается госпредприятие «Укркрюинг», возглавляемое Л.Павленко, уставом «Укркрюинга» закреплена важнейшая социальная гарантия украинских моряков, направляемых на работу в зарубежные оффшорные компании и на суда-«подфлажники». «Основными направлениями деятельности, - говорится в уставе, - являются организация подготовки кадров соответственно требованиям международной морской практики, подготовка и оформление документов для пенсионного и других видов социального обеспечения...» (выделено - В.А. ).

Именно приведенный 4-й пункт направления деятельности «Укркрюинга» труднее всего «проходил согласования» в структурах Кабмина и составляет предмет особой ценности для руководства агентства, а также особую привлекательность для моряков и речников, ибо олицетворяет подлинную заботу о нынешнем и грядущем дне их семей. Хотя и обходится «Укркрюингу», по признанию Л.Павленко, в миллионы гривен, поскольку лишь отчисления в Пенсионный фонд составляют 32 процента ежегодного дохода. Однако иной подход означал бы, подчеркивает опытный руководитель, не что иное, как бросить в будущем на произвол судьбы 15 тысяч моряков, оперирующих ныне 205 судов различных компаний либо ожидающих направлений в рейсы.

Неудивительно, что осознаваемая с каждым годом все четче важнейшая из социальных гарантий вызывает желание моряков трудоустроиться именно через «Укркрюинг». Но как быть в меняющейся ситуации морагентствам-конкурентам»? Некоторые руководители МЧП и МП срочно корректируют положения устава, стремятся совершенствовать работу. А иные, не желая терять сверхрентабельность и регламентировать социальные гарантии, пускаются на поиски изъянов в деятельности конкурента: раз госагентство расширяет масштабы и наращивает объем посреднических услуг - значит, стремится к монополизму. Не подтверждается? Подбрасывается свежий «компромат». По принципу, в общем-то достаточно известному из морских сражений: не миной - так торпедой, причем большому кораблю - большая торпеда...

А в ответ на «обличения» руководство «Укркрюинга» предлагает: почему бы не скоординировать усилия в интересах моряков - организовать переподготовку кадров для работы на специализированном флоте, в частности на газовозах и танкерах, куда постоянно требуются специалисты? Крайне нужен учебно-тренажерный центр для прохождения выпускниками морских вузов и средних мореходок городов-портов, который можно создать при государственном департаменте морского и речного флота Минтранса Украины, использовав судно «Юность». Требуют пересмотра и оптимизации расценки за переподготовку морских специалистов и выдачу сертификатных документов.

Не решив проблем совершенствования профессионализма моряков, вряд ли удастся закрепиться на рынке труда таких держав, как Великобритания, Голландия или ФРГ, более того - в погоне за сиюминутной выгодой можно потерять и уже «освоенные» - греческий и кипрский. Только комплекс мероприятий по совершенствованию системы морского образования и переподготовки обеспечит украинским морякам подписание будущих выгодных контрактов с западноевропейскими судовладельцами.

«Мы вовсе не собираемся монополизировать «крюинговый» бизнес, пусть сами моряки выбирают для трудоустройства морагентство, флаг иностранного судовладельца, уровень зарплаты, тип судна, район мореплавания», - такова принципиальная позиция руководства «Укркрюинга». Нельзя совершенствовать систему социальной и правовой защиты специалистов морского транспорта, не объединив усилий законодателей, кадровых агентств всех видов собственности и морских профсоюзов. Иначе серия печальных экспериментов, обрушившихся на морскую отрасль, закончится для наших моряков потерей шансов трудоустройства и на судах-«подфлажниках». «Укркрюинг» же, убежден гендиректор Леонид Павленко, сумеет защитить коренные интересы сотен тысяч моряков и речников, подтвердить делом международный сертификат соответствия системе качества, подтверждающий компетентность украинской компании по трудоустройству.