UA / RU
Поддержать ZN.ua

МИЛИЦИЯ ПРОТИВ ТАКСИСТОВ: БОРЬБА ЗА СТАТИСТИКУ

Отдел государственной службы по борьбе с экономической преступностью Зализнычного райуправления столичной милиции решил отличиться...

Автор: Иван Семашко

Отдел государственной службы по борьбе с экономической преступностью Зализнычного райуправления столичной милиции решил отличиться. С помощью оперативных разработок сотрудников этого подразделения против таксистов было возбуждено два десятка уголовных дел.

«Зеркало недели» попыталось узнать у милицейских чиновников, на чем же «прокололись» водители таксомоторов, и получили от ворот поворот. Оказывается, это тайна.

Водители из второго таксопарка - «под колпаком» Зализнычного райуправления милиции. Не проходит и недели, чтобы директор АТП Виталий Вовчук не узнал о возбуждении очередного уголовного дела против своих подчиненных.

Оказывается, это дело рук оперативников из отдела государственной службы по борьбе с экономической преступностью Зализнычного РУВД. Именно с подачи этого подразделения следственная часть возбуждает уголовные дела против таксистов.

Схема такова. Где-нибудь в центре города к таксисту подходит двое мужчин (или мужчина и женщина) и просят отвезти их в Турецкий городок. Предлагают заплатить пять или десять гривен - в зависимости от расстояния. Водитель, конечно, соглашается.

Когда такси приезжает по указанному адресу, пассажиры отдают оговоренную сумму. Сразу после этого таксомотор блокируется милицейской машиной. Из нее выходят сотрудники милиции, показывают удостоверения, начинают проверку. Опрашивают «пассажиров» (на самом деле - оперативных уполномоченных), делают контрольный заезд. И тут выясняется, что таксист должен был взять за проезд не 5 гривен, а скажем, 4.20.

Милиция проводит доследственную проверку и спустя дня три возбуждает против таксиста уголовное дело по статье 155 2 - «получение незаконного вознаграждения с граждан за выполнение работ, связанных с обслуживанием населения».

Следствие также проводится очень быстро. Допрашивается водитель, допрашиваются «пассажиры», подшиваются материалы проверки, пишется обвинительное заключение, и - в суд. Например, уголовное дело против шофера Василия Деркача расследовалось всего два дня!

Вскоре дело попадает в прокуратуру, которая утверждает обвинительное заключение. Затем - суд, который выносит водителю приговор: уплатить небольшой штраф. Водитель платит.

Таким образом считается, что Зализнычное райуправление милиции борется с экономической преступностью. Вырисовывается «радужная» статистика.

Между тем, законность возбуждения упомянутых уголовных дел вызывает обоснованные вопросы. В соответствии с законом, обязательным признаком преступления по статье 155 2 является вымогательство. На этот счет есть соответствующее постановление законодателя. То есть таксисты должны были ВЫМОГАТЬ с «пассажиров» деньги за проезд. Если пассажир сам сует деньги (то есть, нет вымогательства), значит, нет и преступления.

Да и суммы… Водитель взял лишнюю гривню. Неужели за это необходимо возбуждать уголовное дело, расследовать его, заставлять работать оперативников, дознавателя, следователя, прокурора (который утверждает обвинительное заключение), судью, секретарей? Затраты, понесенные государством от расследования подобных дел, в несколько сот раз превышают убытки…

Читатель спросит: почему суд выносит обвинительный приговор, то есть, признает, что водитель совершил преступление? Потому, что ничего другого ему делать не остается. Водитель свою вину признает - по совету милиции. («А не дашь нужные показания - хуже будет».) Обвинительное заключение прокуратура утвердила. Собранных доказательств - достаточно: и свидетели, и милицейские рапорта, и акты ревизий, и контрольные заезды, и явка с повинной… Нарушений УПК во время следствия не установлено. Все, казалось бы, законно. И судья, не желая ссориться ни с прокуратурой, ни с милицией, вынужден писать обвинительный приговор.

Согласно решению коллегии МВД, государственная служба по борьбе с экономической преступностью должна больше уделять внимания резонансным преступлениям в сферах приватизации, энергообеспечения, финансов, производства алкоголя и табака. В Киеве, как видим, наоборот: идет борьба за высокие показатели и высокую раскрываемость.

Я позвонил начальнику отдела ГСБЭП Зализнычного РУ столичной милиции Сергею Махорину. Он заявил, что «по приоритетным направлениям у нас тоже показатели хорошие». А на счет таксопарка разговор вообще не сложился - Сергей Александрович сообщил, что «в райуправлении работает пресс-офицер, к нему и обращайтесь».

Пресс-офицер Зализнычного РУВД долгое время был на стажировке, и мы не могли официально узнать необходимую статистику. Когда же он вышел на работу, нам сообщили, что «данных нет». Затем должность пресс-офицера вообще сократили…

А вот директор второго таксопарка Виталий Вовчук сообщил газете, что «не проходит и недели, чтобы против какого-либо таксиста не возбудили уголовное дело».