UA / RU
Поддержать ZN.ua

МАЙОРЫ В ЗАКОНЕ

«...наименее коррумпированные в Украине — военнослужащие». Збигнев Бжезинский Бравый офицер с ор...

Автор: Владимир Овдин

«...наименее коррумпированные в Украине — военнослужащие».

Збигнев Бжезинский

Бравый офицер с орденами-медалями на груди как образец для подражания молодым давно уступил место деловому мужику в «Мерседесе» с мобилкой в кармане «прикида» от кутюр. Замотанным житейскими неурядицами, ютящимся на частных квартирах офицерам и прапорщикам, месяцами не получающим жалованья, остается только сочувствовать. Впрочем, не всем. Оказывается, есть у нас в армии элита, которая носит двухсотдолларовые туфли, ездит в «мерсах» и вертит рулетку в казино. Нет, это не десантники. Даже не служивые из «Сокола» с «Беркутом» и «Альфой» в придачу. «Новые украинцы» — это скромные труженики армейских тылов — финансисты из 49-го корпуса ПВО Украины, штаб которого дислоцируется в Днепропетровске.

Сокращение Вооруженных Сил, а отнюдь не тяжелое материальное положение подвигло заместителя начальника финансового отдела 49-го корпуса, одновременно инспектора-ревизора этого же соединения и одновременно директора новомосковского ООО «Экспромт» Олега Ничипоренко совершить блестящую кражу из кармана Минобороны. На счет расформированной в/ч 83561, расположенной в Донецке, в октябре 1995 года с бюджетного счета корпуса было перечислено 11,3 млрд. карбованцев. Самое интересное, что донецкие армейцы в деньгах потребности не имели, поскольку были обеспечены необходимыми финансами для завершения всех плановых платежей, связанных с ликвидацией части. Следом выехал ревизор Ничипоренко. 1 ноября он вместе с начфином в/ч 83561 В. Орещенко в Киевском отделении Проминвестбанка по чеку № 356159 получили наличные — 12 млрд. крб. (120 тыс. грн.). Полтора миллиарда были доставлены в часть и использованы частично (1,3 млрд.) на выплату выходного пособия рабочим и служащим. Разумеется, Орещенко с подачи ревизора внесла в официальные документы, книги финучета своей части за 1995 год, заведомо ложные сведения о якобы законном использовании десяти с половиной миллиардов. На самом деле Ничипоренко деньги присвоил себе. Везти такую сумму домой в одиночку было опасно, и охрану подобрали серьезную: начальника курса Донецкого института МВД подполковника К. и двух его воспитанников-курсантов. Поручение было выполнено: избежали наездов со стороны бандитов и досмотров на постах ГАИ.

Разумеется, главный финансист корпуса полковник Виктор Головченко был в курсе.

В декабре 95-го казна Министерства обороны опустела еще на 9 млрд. карбованцев (90 тыс. грн.). Сперва платежным поручением с бюджетного счета 49-го корпуса перечисляется вышеупомянутая сумма в Умань, на банковский счет в/ч 35656. Причем Головченко запрещает ее начфину деньги использовать. Да и не было в том нужды — военнослужащие денежное довольствие получали исправно. По приезде в Умань, ревизор Ничипоренко передает начальнику финслужбы в/ч 35656 необходимые банковские реквизиты, а затем и фиктивный счет ООО «Экспромт» № 213 на сумму 9 млрд., якобы за компьютерную технику. Спустя несколько дней деньги благополучно уходят на банковский счет «Экспромта». Чтобы спрятать концы в воду, военные вписывают в расход по денежному журналу части за счет выплат по ст. 0123 сметы МО Украины («Денежное довольствие военнослужащих»).

Безнаказанность возбуждала аппетит. К тому же ООО «Экспромт» требовалось 7,5 млрд. (75 тыс. грн.) на приобретение торгового комплекса «Малыш» в Новомосковске. Тут уже задействовали авиаторов — начальника финансовой службы в/ч А-1549 майора Михаила Петригу. «Экспромт» перечисляет 9 млрд. на счета А-1549 платежным поручением № 14 от 17.01.1996 г. с фиктивным назначением платежа (за компьютерную технику). Петрига дает командиру части незаполненный бланк чека на получение денег в банке. Тот подписывает, после чего уже по заполненному документу Петрига деньги обналичивает и передает Ничипоренко. Уже 19 января из корпуса под видом финансирования платежным поручением № 10 авиаторам на их банковский счет перечисляется... 9 млрд. крб. И опять Петрига дает командиру незаполненный бланк платежки. После чего майор 22 января отправляет казенные деньги платежным поручением № 1 на счет ООО «Экспромт», якобы возвращая ошибочно полученную сумму. Чтобы скрыть хищение, полученные из «Экспромта» 9 миллиардов в книге финучета части не оприходуются, а списываются уже по знакомой статье 0123. На эту же статью списали еще 5 миллиардов, которые Петрига умыкнул 17 апреля. Схема примерно та же: незаполненные бланки двух чеков, которые подписал удивительно близорукий командир-летчик, и половина из полученных на выплату денежного довольствия авиаторам десяти млрд. крб. получает жена Ничипоренко. Наличными.

Помимо прочего уже сам начальник финотдела корпуса полковник Головченко и его заместителю Ничипоренко проворачивают аферу по закупке для управления корпуса двух комплектов компьютерной техники по завышенной цене. В результате ООО «Экспромт» получил 1 млрд. 446 млн. крб. при фактической цене компьютеров 491,21 млн. «Навар» составил в пересчете на нынешнюю валюту 9547 грн. Приведенные выше эпизоды — лишь часть активной уголовно-трудовой деятельности корпусных финансистов.

Надо сказать, что Олег Петрович Ничипоренко военным человеком считал себя лишь отчасти. Имел он визитные карточки, в которых фигурировал как генеральный директор ООО «Экспромт». Очередная, вторая по счету, иномарка «Даймлер Бенц» зарегистрирована в ГАИ как имущество бизнесмена. Девять поездок за полтора года в Объединенные Арабские Эмираты «челноком», доставляющим в Украину аудио-, видео- и компьютерную технику тому подтверждение.

Можно долго рассказывать, как «организатор и вдохновитель всех, гм, побед» Олег Ничипоренко выкручивался на следствии. Надо сказать, удачно. Суд исключил необоснованные, по его мнению, обвинения следствия, в которых на Олега Петровича Головченко и Петригу «грузили» добавку в 18 млрд. крб. (180 тыс. грн.). Впрочем, не исключено, что экс-майор Ничипоренко свой «Экспромт» создавал на уворованные в уже далеком прошлом деньги, куда прокурорской «машине времени» никогда не добраться.

Длившееся три с половиной года следствие по делу четырех офицеров-финансистов — полковника Виктора Головченко, майоров Олега Ничипоренко и Михаила Петриги, младшего лейтенанта Виктории Орещенко — закончилось приговором военного суда Южного региона Украины.

По совокупности статей УК Украины (86-1, ст. 172, ч.2) О. Ничипоренко определено 13 лет ИТК усиленного режима с конфискацией всего личного имущества, В.Головченко — 10 и М. Петриге — 8 лет с конфискацией, соответственно половины и 3/4 личного имущества. Виктория Орещенко получила 4 года 10 месяцев, но, отбыв в СИЗО половину указанного срока, по амнистии (ст. 2 Закона от 16.07.1999 г.) получила свободу.

Гражданский иск четверке предъявлен на общую сумму 527 тыс. 604 грн. 07 коп.

Олега Ничипоренко арестовали 18 сентября 1996 года. Как утверждают его коллеги, профессиональные навыки и служебные аттестации майора были настолько безукоризненны, что ему прочили (уже был подготовлен приказ) место главного ревизора в финуправлении Минобороны. Если бы не арест, то, восседая в новой должности, Олег Петрович без труда «обрубил бы все концы».

Любопытный штрих. Прокурор требовал для О. Ничипоренко по совокупности преступлений 12 лет. Судья «дал» 13.

Р.S. Когда верстался номер, стало известно, что Генеральная прокуратура Украины возобновила расследование по фактам хищения в 49-м корпусе ПВО. «Машина времени» заработала?..