UA / RU
Поддержать ZN.ua

«Майбах» для олигарха

О многочисленных попытках преступного или полулегального удешевления импортируемых в Украину автомобилей СМИ рассказывают так часто, что удивить чем-то новым здесь практически невозможно...

Автор: Владимир Мартин

О многочисленных попытках преступного или полулегального удешевления импортируемых в Украину автомобилей СМИ рассказывают так часто, что удивить чем-то новым здесь практически невозможно. И все же деятельность частного предпринимателя Василия Кавки из Закарпатья не может не впечатлять. Менее чем за три года бизнесмен из небольшого села Горинчево Хустского района умудрился импортировать в Украину более 10 тысяч автомобилей самых престижных марок, не заплатив при этом ни копейки НДС. Но самое интересное, что сделал он это, получается, вполне легально…

«Хаммеры» и «порше» для закарпатской глубинки

Предпосылки для возникновения «горинчевской схемы» создало само государство, руководствуясь вполне благородной целью — стимулировать предпринимательскую деятельность. Летом 1998 г. Кабинет министров в рамках эксперимента разрешил предпринимателям нескольких регионов Украины (в том числе Хустского района Закарпатской области) работать по схеме так называемого специального торгового патента. Главные преимущества эксперимента были зафиксированы в изменениях и дополнениях к Закону Украины «О патентовании некоторых видов предпринимательской деятельности» от 13 декабря 2001 г., согласно которым владелец спецпатента освобождался от уплаты целого ряда налогов (в частности, налога на добавленную стоимость при импорте, налога на доходы физических лиц, на землю, сбора на обязательное пенсионное страхование, социальное страхование, рыночного сбора и т.д.), которые заменялись единой ставкой спецпатента, установленной местными советами. 24 декабря 2001 г., через 11 дней после введения в действие указанных изменений, специальный торговый патент получает и 39-летний житель Горинчева, преподаватель Хустского медучилища Василий Кавка. До этого новоявленный бизнесмен предпринимательством не занимался, вел спокойную, размеренную жизнь и среди односельчан отличался разве что тем, что в свое время служил в Афганистане.

Налоговые льготы, которые предоставлял спецпатент, предпринимательство стимулировали, однако для самого государства были не то что невыгодны, но и весьма убыточны. Доходило до абсурда — оптовые склады с многомиллионными оборотами платили в местный бюджет ежемесячно каких-то 500 гривен ставки спецпатента. В январе 2002 г. эксперимент признали неудачным, и ряд льгот, в том числе освобождение от НДС на импорт, решением Верховной Рады отменили (само понятие спецпатента признали недействительным позже — в июле 2003 г.). Однако в данном конкретном случае парламентское решение не подействовало, а обойти его горинчевскому предпринимателю помог... суд. В феврале 2002 г. Виноградовский районный суд по иску В.Кавки продлевает срок действия его спецпатента со всеми налоговыми льготами до 30 ноября 2002 г., а 25 апреля Апелляционный суд Закарпатской области, куда обратилась с заявлением Закарпатская таможня, оставляет это решение без изменений.

Первые автомобили, завезенные В.Кавкой в Украину без уплаты НДС, появились в Горинчеве в июне 2002 г. И уже одним своим видом вызвали немалое удивление крестьян. Горинчевцы, конечно, и раньше сталкивались с «мерседесами», «БМВ» или «тойотами», однако, как правило, в их «бэушном» варианте. Последние модели общеизвестных автомобильных брэндов, в том числе внедорожники «хаммер» или спортивные «порше», стали для небольшого села настоящей экзотикой. Несколько дней иномарки стояли на арендованной В.Кавкой у сельского производственно-учебного комбината автостоянке, после чего своим ходом отправлялись в автосалоны Киева, Донецка, Днепропетровска, Харькова...

За короткое время предприимчивый бизнесмен создал на территории области несколько автостоянок, куда по дороге на восток Украины на несколько дней заезжали растаможенные иномарки, однако раскрутиться до чего-то большего не успел, поскольку в ноябре 2002 г. срок действия его спецпатента истек. На сей раз для решения проблемы В.Кавка обращается в Хустский райсуд и просит продлить действие спецпатента еще на два года — до ноября 2004 г. Основанием для искового заявления стал тот факт, что в декабре 2001 г. предприниматель заплатил ставку спецпатента сразу за три года вперед, а также подал заявление в Хустскую налоговую инспекцию, в котором якобы просил выдать спецпатент не на год, а на три. Во время заседания истец предъявил копию своего заявления, и суду вполне хватило ее для положительного решения. 25 ноября 2002 г. Хустская налоговая инспекция по требованию суда исправляет дату окончания срока действия спецпатента В.Кавки с 2002-го на 2004 год и заверяет это печатью и подписью своего начальника. Проблемы с растаможиванием автомобилей у горинчевского предпринимателя возникали и в дальнейшем, но всякий раз он решал их с помощью судов. Любопытно, что дело В.Кавки рассматривали не только закарпатские, но и Шевченковский и апелляционный суды Киева. Выиграть все процессы своими силами бывший преподаватель медучилища, разумеется, не мог: согласно оперативной информации, за ним стояли весьма влиятельные фигуры из центрального аппарата исполнительной власти и силовых структур, а саму схему льготного растаможивания «изобрел» родственник В.Кавки, бывший сотрудник СБУ, ныне занимающийся частной адвокатской практикой. Импортируемые через Горинчево иномарки по дороге в автосалоны никогда не имели проблем с ГАИ, а если кто-нибудь из местных правоохранителей проявлял к «автомобильному» предпринимателю интерес, тут же раздавался телефонный звонок из областной или Генеральной прокуратуры с требованием оставить В.Кавку в покое.

Имея солидную и надежную крышу, горинчевский бизнесмен начал набирать обороты с неслыханной силой, а наиболее интенсивная его деятельность пришлась на 2003—2004 годы. За это время В.Кавка ежемесячно растаможивал около 400 иномарок: «мерседесов», «БМВ», «порше», «хаммеров», «тойот», «мицубиси», «вольво»... Помимо автомобилей, предприниматель завез в Украину на льготных условиях несколько яхт, а также цистерны с бензином, смазочные материалы и многие другие товары. Престижные иномарки с помощью В.Кавки растаможивали для собственных нужд местные правоохранительные чины, о предпринимателе из никому не известного Горинчева знали на всех крупных авторынках Украины. Однако большинство иномарок, попавших в Украину через В.Кавку, предназначалось не для простых перекупщиков, а для автосалонов. Это отнюдь не означало, что все они автоматически становились дешевле на сумму НДС. Цена автомобилей если и отличалась от растаможенных на общих основаниях, то лишь в незначительной степени. Зато разницу владельцы автосалонов клали себе в карман. К примеру, «Тойота-Королла 1,6» стоимостью 15 тыс. долл. при пересечении украинской границы, благодаря спецпатенту, освобождалась от уплаты НДС на три тыс. долл., «Тойота-Лексус RX-300» стоимостью около 60 тыс. долл. — на 12,5 тыс. долл., «Даймлер-Крайслер G-500» стоимостью 134 тыс. долл. — на 30 тыс. долл. Однако больше всего разница в цене чувствовалась на «мерседесах» модели «Майбах». Один такой лимузин стоимостью более 450 тыс. долл. освобождался от уплаты НДС на 93,5 тыс. долл. Кстати, половина из 12 «майбахов», колесящих по отечественным дорогам, попала в Украину именно через В.Кавку. А затем была переоформлена на других владельцев, чьи имена сегодня можно услышать во время публичных приглашений в МВД для дачи тех или иных объяснений.

Всего за 2002 — 2004 годы В.Кавка завез в Украину ни много ни мало — 10 тысяч 487 автомобилей. Совокупная стоимость импортируемых вследствие спецпатента товаров (включая яхты, горюче-смазочные материалы и т.д.) составляет около трех миллиардов гривен! Впрочем, большего внимания заслуживает другая сумма — более 500 миллионов гривен. Именно столько налога на добавленную стоимость недополучил Госбюджет Украины «благодаря» горинчевскому предпринимателю. Для сравнения: доходная часть бюджета Закарпатской области составляет всего 378 миллионов гривен.

Все легально, все законно?

Казалось бы, человек, оперирующий такими астрономическими суммами, должен быть весьма обеспеченным, даже если и исполнял роль простого инструмента в руках намного более влиятельных лиц. Однако поездка журналиста в Горинчево засвидетельствовала, что это далеко не так. Самого В.Кавки дома не оказалось, он уехал с семьей на отдых. Впрочем, по словам местных правоохранителей, получить какие-либо комментарии у владельца уникального спецпатента все равно не вышло бы, на все вопросы он отвечает заученной фразой: «Согласно ст.63 Конституции Украины, никаких показаний давать не буду». Зато увиденное и услышанное в самом селе откровенно разочаровало. Живет В.Кавка, вопреки ожиданиям, вовсе не в роскошном дворце, а в обычном одноэтажном доме, доставшемся ему от родителей. Правда, в прошлом году бизнесмен покрасил и поменял крышу на доме и гараже, а также огородил двор невысокой каменной изгородью. Но даже после этого его хозяйство выглядит далеко не самым богатым в Горинчеве. Судя по увиденному, если В.Кавка и получал что-то от растаможивания, то разве что по нескольку долларов за автомобиль. Односельчане отзываются о своем знаменитом предпринимателе в целом положительно. И это неудивительно, ведь некоторые из них, воспользовавшись его спецпатентом, сами приобрели автомобили по льготной цене (в списке растаможенных В.Кавкой иномарок есть несколько «ВАЗов», бэушных «тойот» и грузовиков, стоимость которых резко контрастирует с супердорогими лимузинами). Впрочем, в словах крестьян чувствуется и некоторое разочарование. Горинчево — едва ли не единственное из окружающих сел, куда до сих пор не подведен газ, и люди ожидали, что крупный предприниматель выделит хотя бы часть из необходимых для газификации трех миллионов гривен. Но так и не дождались. В сельсовете выяснилось, что на протяжении своей почти трехлетней деятельности В.Кавка платил в местный бюджет ежемесячно всего 550 гривен. Видя, как стремительно начал набирать обороты автомобильный бизнес, сельские депутаты попробовали поднять ставку спецпатента хотя бы до двух тысяч гривен, ведь в селе дорога каждая копейка. Однако из районной налоговой инспекции на соответствующий запрос сельского совета поступил ответ: «Увеличивать ставку нельзя».

После всего изложенного у непредубежденного читателя может сложиться мнение, что со сменой власти принципиальную правовую оценку деятельности В.Кавки должны были бы дать правоохранительные органы. Но и здесь его ждет разочарование. Оказалось, что вся деятельность владельца спецпатента от начала до конца легализована судами. Люди, стоявшие за «горинчевской схемой», работали на совесть, чтобы в случае чего не пришлось возвращать импортируемые автомобили через тот же суд. Кстати, некоторые чины из областной и Генеральной прокуратуры, в свое время прикрывавшие В.Кавку, и по сей день остаются на своих должностях. За последние несколько месяцев местные и столичные правоохранители тщательно изучили объемы торговой деятельности В.Кавки, фирмы, через которые автомобили попадали в Украину, автосалоны, которые их реализовывали, и никаких существенных нарушений не обнаружили. Единственной зацепкой был печально известный патент с исправленной датой срока действия. Правоохранители не без оснований считают, что, вопреки своим свидетельствам в суде, В.Кавка не мог писать заявление на трехгодичный спецпатент, поскольку всем предпринимателям его выдавали максимум на год. Сохранилась даже копия «одногодичного» заявления В.Кавки, однако ее оригинал так и не нашли. Поскольку с документами-неоригиналами нельзя провести ни почерковедческой экспертизы, ни любого другого следственного действия, уголовного дела по факту подделки документов (на которых и строилось льготное растаможивание импортируемых товаров) возбуждать не стали — для этого просто нет оснований. Единственное, на что сподобились правоохранители, — не разрешили В.Кавке вести свой бизнес дальше. Ведь в ноябре прошлого года предприниматель... снова обратился в суд с просьбой продлить действие спецпатента. Последнее судебное заседание по этому поводу состоялось в Киеве в марте нынешнего года. Только после того как руководство МВД сообщило Верховному суду, во сколько обходится государству горинчевский спецпатент, суд, наконец, отказал в его продлении окончательно и бесповоротно. Что же, как говорится, лучше поздно, чем никогда. Хотя многие правоохранители уверены, что после В.Кавки аналогичная либо похожая схема будет использована в каком-нибудь другом регионе Украины. Слишком велик соблазн найти налоговую лазейку в столь прибыльной сфере, как бизнес на импортируемых автомобилях.

P. S. Автор материала, конечно, не мог не поинтересоваться, на каком автомобиле ездит сам В.Кавка. Однако ни его односельчане, ни работники сельсовета конкретного ответа на этот вопрос так и не дали. «Ездит на какой-то иномарке, но на какой именно, не знаем, поскольку не разбираемся в них», — говорили крестьяне. Такой ответ только заинтриговал — что это за иномарка, о которой не знают в Горинчеве, — неужели какая-то редкая модель типа «феррари» или «бугатти»? Не внесли ясности и данные из правоохранительной информационной системы. На запрос, какой автомобиль зарегистрирован на жителя Горинчева В.Кавку, компьютер после непривычно долгой работы выдал список из... 10 тысяч 487 иномарок. Дабы расставить, наконец, точки над «i», пришлось сделать несколько телефонных звонков хустским правоохранителям. Их ответ вызвал еще одно, третье разочарование. Выяснилось, что В.Кавка ездит едва ли на самом дешевом из огромного списка растаможенных им автомобилей — обычной «Шкоде-Октавии». Вот вам и миллиардер...