UA / RU
Поддержать ZN.ua

Лишняя неприязнь

Формальные основания для противоречий, приобретших признаки непримиримого противостояния, наметились в середине марта...

Автор: Владимир Писковый

Формальные основания для противоречий, приобретших признаки непримиримого противостояния, наметились в середине марта. Не успели утихнуть пересуды о хладнокровном расстреле в центре города бизнесмена Владимира Маляра, как Запорожье потрясло очередное дерзкое преступление. В конце апреля у подъезда собственного дома смертельно ранили кандидата в депутаты горсовета Владимира Разгуляева. Месяц спустя список резонансных преступлений стал увеличиваться: 10 июня в Ялте застрелили депутата Запорожского горсовета Виктора Савкина, через два дня в Запорожье — Юрия Сакварелидзе, более известного по прозвищу Грузин. В ночь с 19 на 20 июня в Энергодаре застрелен Павел Кулятов, 30 июня совершено покушение на мелитопольца Александра Исмаилова. Если учесть, что большинство жертв имели устойчивые связи с миром криминалитета и конфликты с законом, напрашивался вывод о том, что в области происходит передел сфер теневого влияния. Такую версию не исключают и правоохранители, предполагая взаимосвязь убийств, имеющих отчетливые признаки заказных.

К сожалению, криминогенной ситуации в регионе присущи и другие, не менее тревожные черты.

Не прошло и три месяца после оглашения приговора подполковнику и майору милиции — фигурантам уголовного дела, получившего название «наркомафия в погонах», как стало известно о возбуждении очередного уголовного дела в отношении сотрудника милиции, повторно уличенного в незаконном хранении и сбыте наркотических веществ. По информации обладминистрации, сотрудники СБУ обезвредили подпольный склад наркотиков, на упаковках которых имелись таблички «Вещдок. УМВД Украины в Запорожской области», выявили группу наркоторговцев, в состав которой входили офицеры милиции.

Еще в начале мая председатель обладминистрации Евгений Червоненко выступил с открытым обращением к руководителям правоохранительных органов области. В нем констатировались не только значительное обострение криминогенной ситуации в регионе, но и беспомощность стражей порядка, вызывающая обеспокоенность жителей.

— По основным показателям регион поднялся с 24-го на третье место, — говорит Е. Червоненко. — Мы на первом месте по темпам роста промышленного производства, хорошие результаты по сбору налогов. Область увидела действительно то, чего от меня хотел президент, — новый пример региональной политики. Я не лезу ни в один бизнес, пытаюсь держать ситуацию. Но есть и вопиющие факты: от изнасилованного милиционерами подростка до серии убийств и выпущенных по заказу подозреваемых. Ряд преступлений от меня просто скрывают, я узнаю о них от журналистов. Прокуратура и милиция на меня не реагируют. Кстати, примерно такая же ситуация и в большинстве других областей. Поэтому я специально инициировал этот вопрос. Сказал всем: так сложилась ситуация, у меня ничего личного нет ни к начальнику УВД, ни к прокурору. Я поднял тему. Это момент истины: кто такой губернатор? Милиция никак не реагирует на материалы оперативной съемки, проведенной на полигоне промышленных отходов, где начальник УВД занял позицию одной из противоборствующих сторон. Он получил четкую команду: не реагировать на губернатора, и при подчиненных сказал, что я ему не начальник. Его ничего не интересует, кроме как заменить начальника ГАИ и притащить сюда крымских. А прокурора вообще здесь нет.

Разумеется, столь резкие и нелестные высказывания не могли остаться без ответа. Комментируя разгоревшийся конфликт в местных СМИ, начальник УВД Виктор Ольховский заметил, что государственные служащие должны быть сдержаннее в оценке расследования конкретных уголовных дел, подчеркнув при этом, что с председателем ОГА у него нормальные рабочие отношения.

— Я воспринимаю эту критику нормально, она заставляет нас быстрее двигаться и всегда быть начеку. Мы понимаем, что ситуация в правоохранительной системе волнует председателя ОГА не меньше, чем, скажем, меня. И в соответствии со своими обязанностями он имеет полное право критиковать всех официальных лиц, которые находятся на постах в области. Мы, в свою очередь, ответим на эту критику конкретными делами. Раскрытие в ближайшее время последних резонансных убийств и будет лучшим ответом на критику Е. Червоненко в наш адрес.

Однако, судя по недавней беседе, сейчас у В. Ольховского несколько иное мнение.

— Когда я прочитал обращение обладминистрации в СНБО и к президенту, то, мягко говоря, был удивлен его безграмотностью и бездоказательностью, — говорит начальник УВД. — Например, утверждается, что в нынешнем году в области «существенно ухудшилось состояние охраны правопорядка». Но какое же это существенное ухудшение, если уровень преступности у нас снизился на 20 процентов?! Действительно, по количеству преступлений область находится на первом месте в стране. Но возьмите статистику — такая ситуация, к сожалению, наблюдается еще с 1981 года. И хотя нагрузка на сотрудников уголовного розыска одна из наибольших по Украине, показатель раскрываемости преступлений у нас один из лучших в стране. По меньшей мере, странным выглядит утверждение, что на восемь обращений руководства ОГА мы дали всего два ответа. Во-первых, за указанный период обращений было не восемь, а 25 и ни одно из них не осталось без ответа. А во-вторых, как убедились столичные проверяющие, наши ответы, аналитические справки в обладминистрацию поступили. Их там просто не рассматривали.

Да, нас действительно тревожат заказные убийства. Возможно, мы действительно не отследили происходящие процессы. Но работа по ним ведется. Только надо учитывать, что это сложные преступления и для их раскрытия требуется больше времени. А о том, что милиция не сидит сложа руки, свидетельствует раскрытие за три месяца 39 других убийств. Неужели их расследование нужно было отложить только из-за того, что есть другие, более резонансные преступления? Просто так совпало, а Червоненко это на руку, и он преподносит это так, будто Запорожье превратилось в Палермо.

Поначалу у двух руководителей складывались действительно нормальные и рабочие отношения. Свою позицию тогда еще и.о. начальника облУВД В. Ольховский заявил вновь назначенному председателю ОГА Е. Червоненко в декабре прошлого года. Сказал, что к политикам симпатии не испытывает, придерживаясь нейтралитета. На том и сошлись. А когда в начале февраля В. Ольховского утвердили в должности начальника, Е. Червоненко заявил: «Я рад, что на этом посту утвержден Виктор Иванович Ольховский». Как оказалось, радость была недолгой. На коллегии обладминистрации 27 июня председатель ОГА высказал сожаление о своем ходатайстве по поводу назначения Ольховского, расценив это как ошибку. Хотя, судя по всему, глава области осознал это гораздо раньше — примерно в марте, когда противостояние на небезызвестном полигоне промышленных отходов в балке Средней достигло апогея.

Чем знаменито это место в Запорожье и как оно влияет на процессы в области, наш еженедельник рассказывал неоднократно. В том числе и в этом году (см. «Шлаковые абсурды, или Роль мусорки в общественно-политической жизни региона», «ЗН» от 14 января). Позволю себе привести цитату: «…чтобы, в сущности, мусорка определяла уклад одного из ведущих индустриальных регионов страны — это, пожалуй, перебор. Тем не менее за семь последних лет в Запорожье к подобному привыкли. И никто не удивляется, что срок пребывания в должности очередного председателя облгосадминистрации, как правило, не превышает года. Подобная ротация характерна для руководства и областного УВД, и грозного милицейского управления, именуемого в народе «шестеркой». Любопытно только, что эти кадровые пертурбации совпадают с очередным обострением конфликта на ОАО «Электрометаллургический завод «Днепроспецсталь» имени Кузьмина» (ДСС)». Остается лишь добавить, что именно ДСС владеет наиболее богатым на отходы металлургического производства участком полигона, претендентов на разработку которого всегда было в избытке. В последнее время в качестве такового выступила фирма «Регионпромсервис», затеявшая с «Днепроспецсталью» многочисленные судебные разбирательства.

— В марте председатель обладминистрации попросил меня принять одного молодого человека и помочь ему, — рассказывает В. Ольховский. — Им оказался Юрий Гладун, руководитель «Регионпромсервиса». Суть дела сводилась к тому, что по решению суда фирме разрешено работать на полигоне, но завод этому препятствует. Я объяснил, что данный вопрос не в сфере компетенции милиции. Коль есть решение суда, исполнительная служба должна вынести соответствующее постановление, и только на этом основании мы можем выделить сотрудников милиции. Но не для вмешательства, а исключительно с целью охраны общественного порядка. То же самое я доложил и председателю обладминистрации, предложив ему переговорить с другой стороной. Такая встреча состоялась. Директор завода сказал, что, помимо решения суда в пользу «Регионпромсервиса», есть другое — в пользу ДСС. Поэтому, дескать, извините, это наше имущество и мы его будем защищать. Затем губернатор приглашает меня к себе и в присутствии все того же молодого человека начинает убеждать в том, что надо выполнять решение суда. Я пытаюсь объяснить, что милиция не вправе это делать, и я не буду давать противозаконных указаний. Евгению Альфредовичу это не понравилось, он повысил голос. Мне не оставалось ничего другого, как сказать, что в таком тоне разговор не получится, повернуться и уйти. Ну а когда услышал «Стой, я тебя не отпускал, я тебе даю команду заводить их», пришлось ответить: «В таком случае я вам вообще не подчиняюсь и противозаконные приказания выполнять не буду». После этого меня две недели пытались сломать в надежде на то, что не выдержу давления. Началась информационная война. В СМИ губернатор заявлял о своем стремлении установить торжество закона на балке Средней, а милиция, мол, создала там свое ЛТД.

По словам В. Ольховского, признаки разрешения конфликта наметились после совещания с руководством обладминистрации, судов, исполнительной службы, на котором позиция начальника УВД была признана правильной. В принципе, об этом свидетельствуют и высказывания Е. Червоненко на пресс-конференции, состоявшейся 19 апреля. Анализируя ситуацию на промышленных отвалах, он заметил, что немногие могут разобраться, решения какого суда должны придерживаться участники конфликта из-за огромного количества последних и порой некомпетентности. Поэтому, заручившись поддержкой Минпромполитики и Минэкологии, глава области подал предложение президенту о национализации промышленных отвалов как техногенного месторождения. Президент поддержал эту инициативу.

— Порядок на этой свалке будет тогда, когда владельцем там станет государство, — подытожил председатель ОГА.

Но и после этого противоречия не были исчерпаны. Оценка деятельности запорожских стражей правопорядка продолжала оставаться негативной. Не стало исключением даже торжественное заседание, посвященное Дню Конституции, на котором председатель ОГА не преминул подвергнуть критике действия милиции.

Еще более радикальной стала состоявшаяся на следующий день коллегия обладминистрации. Хотя ее повестка дня была посвящена выполнению плана мероприятий по проведению Года защиты прав детей, развитию культуры и туризма, решение совещания свелось к совершенно иной теме — просьбы к президенту и СНБО направить в область межведомственную комиссию для проверки деятельности запорожской милиции. Мотивировка обращения обусловливалась участившимися и нераскрываемыми заказными убийствами и выявляемыми СБУ фактами участия запорожских милиционеров в торговле наркотиками.

Прибывшая из столицы комиссия проверила изложенные факты. И хотя результаты ревизии сторонам конфликта пока неизвестны, похоже, предстоящими выводами они изначально неудовлетворены.

— Как такового конфликта, о котором все говорят, не существует, — убежден В. Ольховский. — Есть определенные амбиции определенного человека. Проще говоря, губернатор хочет иметь ручного начальника УВД. И если откровенно, то в какой-то мере я даже рад, что у нас сложились именно такие взаимоотношения. Потому что я знаю ситуацию по налоговой, прокуратуре, когда он начал решать определенные вопросы, а потом, когда стали расти аппетиты, процесс становился неконтролируемым. Это уголовное дело.

По мнению заместителя министра внутренних дел Владимира Евдокимова, криминогенная ситуация в области сложная, но стабильная. И на фоне других регион выглядит не худшим образом.

— У нас нет вопросов к Ольховскому и как к профессионалу, и как руководителю, и как человеку, — заявил замминистра.

Комментировать оценки Е. Червоненко он отказался, ограничившись лишь фразой: «Пусть это будет на совести главы облгосадминистрации». Впрочем, при этом добавил: «Информация появляется порой в отношении того человека, когда кто-то заинтересован, чтобы убрать его с должности. А почему убрать? Одно дело, когда он нарушает что-то, а другое — может быть, не дает кому-то что-то нарушать. Вот тут есть вопросы».

Судя по всему, позиция по принципу «нас журят, а мы крепчаем» наскучила и прокуратуре. После длительного молчания коллегия облпрокуратуры распространила заявление, суть которого сводится к тому, что в последнее время получили систематический характер голословные и бездоказательные обвинения органов прокуратуры области в невыполнении возложенных на них обязанностей. Цель их, по мнению стражей закона, сводится к попыткам подчинить надзорный орган центральной государственной власти личным амбициям и интересам некоторых чиновников на местах.

— Если эти проверки окажутся безрезультатными, возможны два выхода, — считает Е. Червоненко. — Если проиграю я, значит, поборы с людей увеличатся в два раза. Ведь будут говорить: «Мы сбили самого Червонца». Не реагировать я не могу. Остается либо обратиться к населению, либо подать в отставку. Потому что все зашло слишком далеко.

И то правда — дальше некуда…