UA / RU
Поддержать ZN.ua

Кто защитит управление социальной защиты?

Управление труда и социальной защиты населения г. Шпола Черкасской области, обслуживающее 70% жителей района, местные власти выселяют прямо на улицу!..

Автор: Наталья Вареник

Управление труда и социальной защиты населения г. Шпола Черкасской области, обслуживающее 70% жителей района, местные власти выселяют прямо на улицу!

В письме городского головы Шполы Юрия Плосконоса в местное Управление труда и социальной защиты от 29 октября 2009 г. так и сказано: «Информируем Вас о том, что состоялся аукцион по продаже части помещения по ул. Ленина, 21, которое используется Управлением без соответствующих правовых оснований. По условиям договора купли-продажи данное помещение будет передано его новому собственнику после 15 апреля 2010 года. Вопрос о дальнейшем пребывании учреждения в означенном помещении Вам необходимо решать с новым собственником…»

Иными словами, государственное учреждение, обслуживающее самые незащищенные слои населения — инвалидов, пенсионеров, нетрудоспособных граждан пожилого возраста, а также граждан, пострадавших вследствие аварии на ЧАЭС, — продали вместе со всеми потрохами новому владельцу, да еще и предлагают, чтобы его трудовой коллектив договаривался (читай — платил этому владельцу!) о своем дальнейшем пребывании в проданном с молотка здании…

Помещение № 21 по ул. Ленина, где размещается управление, как явствует из самого названия до сих пор не переименованной улицы, находится в самом центре города. Переселить государственное учреждение в Шполе уже некуда, все плотно забито или продано. Во всяком случае, никакого угла работникам социальной службы никто не предлагал. Выход один — на улицу!

Действительно ли государственные чиновники из Управления социальной защиты населения захватили помещение «без соответствующих правовых оснований», как сказано в письме городского головы? Многочисленные документы, в том числе и письмо из Фонда государственного имущества Украины №07/42761-09 от 30.06.2009 г., свидетельствуют, что данное помещение числится за Министерством труда и социальной политики, т.е. является государственной собственностью.

На заре независимости, когда в стране активно шел передел имущества, отдел Черкасского объединенного бюро технической инвентаризации внес сведения в регистрационную книгу о собственниках нежилого здания, которое находится по адресу ул. Ленина, 21, г. Шпола Черкасской области. Основание — решение исполнительного комитета Шполянского городского совета №142/2 от 30.11.1992 г. 16.12.1992 года. Было выписано регистрационное свидетельство на право собственности нескольким юридическим лицам: судмедэкспертизе, службе занятости населения и МП «Бизнес-клуб».

На протяжении 16 лет часть этого помещения (96 кв. м) занимал районный Центр занятости. Его территория относилась к государственной недвижимости и ныне состоит на учете в Едином реестре объектов государственной собственности, согласно справке Фонда госимущества Украины от 15.07.2009 г. Шестого марта 2009 года, после завершения строительства нового Центра занятости, согласно постановлению Кабмина Украины «О передаче объектов права государственной и коммунальной собственности» от 21.09.1998 г. №148 и приказу министра труда и социальной политики Украины от 27.02.2009 г. №86, часть ведомственного помещения была передана Управлению труда и социальной защиты населения Шполянской районной государственной администрации. Что касается органов местного самоуправления и депутатов горсовета, то судьба освободившихся квадратных метров в центре города виделась им совсем по-иному...

Инициировав рассмотрение этого вопроса, городские депутаты еще 21 мая 2008 года добились решения «О внесении изменений в решение исполнительного комитета №94 от 26.07.1992 г. «Об использовании старого помещения телеателье», в котором в свое время говорилось о передаче данного помещения на баланс службе занятости и др. учреждениям.

Отменять решения своих предшественников дело нехитрое. Тем не менее, путь реприватизации — довольно скользкий.

Какие особые блага дает городу отчуждение у района данного помещения?

Городской бюджет, как и повсюду в Украине, весьма скромный. Выручила ли шполянскую казну сумма, полученная от продажи спорного помещения на аукционе?

— Судебная волокита по данному вопросу дала возможность городскому совету продать часть спорного помещения за 174 тыс. грн., — рассказывает начальник Управления труда и социальной защиты населения Шполянской РГА Алексей Ракитин. — Это значит — 1,8 тысячи гривен за квадратный метр. Между тем по экспертной оценке 1 кв. м нежилого недвижимого имущества по городу стоит от 2,5 до 5 тыс. грн...

Трудно поверить, что в органах местного самоуправления плохо считают, тем более в ущерб собственным интересам. Может быть, здесь прослеживается личная заинтересованность некоторых народных избранников? Об этом, не скрывая, пишут во многочисленных публикациях местной прессы.

Как бы то ни было, но в изнуряющую борьбу за пресловутые квадратные метры уже вовлечены районная и городская власть, областная и районная прокуратуры, суды, депутаты разных уровней и простые граждане…

Исковые заявления уже рассматривались в Хозяйственном суде Черкасской области, в Апелляционном суде, Высшем хозяйственном суде Украины.

Неудовлетворенная решениями судов сторона в лице Управления труда и социальной защиты населения Шполянской РГА направила кассационную жалобу на решения судов в Верховный суд Украины.

— Шполянский городской совет принял ряд незаконных решений и внес изменения в ранее принятые решения, что привело к незаконному лишению государства права собственности на объекты недвижимого имущества, — комментирует сложившуюся ситуацию адвокат Иван Гиндык. — Конституционный суд отмечает, что в Конституции Украины закреплен принцип, согласно которому права и свободы человека и их гарантии определяют содержание и направленность деятельности государства, которое отвечает перед человеком за свою деятельность (статья 3). Органы местного самоуправления являются ответственными за свою деятельность перед юридическими и физическими лицами (статья 74). Таким образом органы местного самоуправления не могут отменять свои предыдущие решения, вносить в них изменения, если соответственно предписаниям этих решений возникли правовые отношения, связанные с реализацией определенных субъективных прав и охраняемых законом интересов, а субъекты этих правовых отношений возражают против их изменения или приостановления. Это является «гарантией стабильности общественных отношений» между органами местного самоуправления и гражданами, порождая у граждан уверенность в том, что их существующее положение не будет ухудшено принятием более позднего решения, что согласуется с правовой позицией, изложенной в абзаце втором пункта 5 мотивирующей части решения Конституционного суда Украины от 13 мая 1997 г. №1-зп, в деле относительно несовместимости депутатского мандата.

Ненормативные правовые акты органа местного самоуправления являются актами одноразового использования, исчерпывают свое действие фактом их исполнения. Поэтому они не могут быть отменены или изменены органом местного самоуправления после их исполнения. Таким образом, вывод судов относительно передачи государственной собственности в коммунальную собственность является неверным.