UA / RU
Поддержать ZN.ua

Криминальные признаки «стабильности»

Когда результаты работы не вызывают оптимизма, грозя испортить благополучную отчетность, приходится использовать обтекаемо-деликатные формулировки...

Автор: Владимир Писковый

Когда результаты работы не вызывают оптимизма, грозя испортить благополучную отчетность, приходится использовать обтекаемо-деликатные формулировки. Наподобие такой: «Обстановка остается сложной». В переводе на бесстрастный язык статистики это, например, может означать, что за истекшее полугодие в Запорожской области официально зарегистрировано свыше 17 тыс. преступлений — на 28,4 % больше, чем за аналогичный прошлогодний период. С учетом того, что и в 2003 году их количество увеличилось почти на треть, напрашивается закономерный вывод: Запорожье является одним из наиболее неблагополучных в криминальном отношении регионов страны. Однако руководство правоохранительных структур области считает иначе. По их мнению, рост преступности региону не присущ, а показатели ухудшились лишь из-за того, что стражи порядка занялись наведением порядка в учете и регистрации преступлений.

Наверное, этот аргумент заслуживает внимания. Особенно если учесть, что с 2000 года в области четырежды менялись руководители прокуратуры, УМВД и налоговой администрации, трижды — СБУ. Но вот что любопытно: в качестве официального повода ротации начальства просчеты в работе даже не упоминались. Напротив, кадровые перестановки зачастую сопровождались повышениями в званиях и должностях. И еще одна примечательная особенность. Происходило это, как правило, в середине года, предоставляя возможность новому начальнику списывать все недостатки на работу предшественника.

Но все же, думается, год — срок вполне достаточный если не для полного устранения прежних недоработок, то, по крайней мере, для наведения элементарного порядка. И каков результат? За шесть месяцев с начала нынешнего года в регионе вдвое увеличилось количество зарегистрированных грабежей и хищений личного имущества, на треть — случаев мошенничества, тяжких телесных повреждений. Повысился уровень рецидивной преступности. Причем в таких районах, как Гуляйпольский, Вольнянский, Михайловский, Каменка-Днепровский, Мелитопольский, этот показатель вырос на 50—70%. Неужели только из-за того, что запорожские стражи порядка стали более тщательно и принципиально регистрировать криминальные проявления? Только почему-то итоги недавних проверок по-прежнему фиксируют далеко не единичные случаи серьезных нарушений закона при возбуждении уголовных дел и, что особо примечательно, в учете совершенных преступлений.

Впрочем, сами по себе статистические данные характеризируют криминогенную ситуацию лишь отчасти. И сколь бы ни были они положительными, это еще далеко не всегда свидетельствует о торжестве правопорядка. Возьмем такую проблему, как ликвидация задолженности по заработной плате. На первый взгляд, результаты деятельности стражей закона впечатляют. После прокурорских вмешательств только в первом полугодии долги по зарплатам в регионе сократились более чем на 20 млн. грн. Однако подчас за «справной цифрой» кроется не столько решение наболевшей проблемы, как способность приспосабливаться к требованиям, диктуемым свыше. Вот и получается, что мелитопольская прокуратура, например, судя по данным отчетности, значительно улучшила криминально-правовое реагирование на нарушение законодательства об оплате труда. Количество удовлетворенных протестов там увеличилось в три раза. Да только проблема в том, что в целом ситуация не только не улучшилась, а еще более обострилась, поскольку общая сумма задолженности по зарплатам выросла в районе почти вдвое.

О том, что преступность имеет социальные корни и что нарушения закона предпочтительнее не допустить, чем потом с ним бороться, говорится часто и много. Проблема эта глобальная, и ее решение, безусловно, зависит не только от деятельности стражей правопорядка. Однако это вовсе не означает, что к профилактическим мерам они могут относиться спустя рукава. Если подобная оценка кому-то покажется слишком резкой, есть смысл обратить внимание на такой факт. Каждое шестое преступление в области совершено лицами, ранее привлекавшимися к ответственности. Тем не менее количество случаев избрания такой меры пресечения, как содержание под стражей, значительно сократилось. Нередко даже те, кто имеют за плечами по нескольку судимостей, будучи уличенными в убийстве, остаются на свободе, получая возможность избежать судебной ответственности.

Многие случаи нарушения закона стражи правопорядка и вовсе предпочитают оставлять вне поля зрения. Одно из доказательств тому — недавнее привлечение к уголовной ответственности за вымогательство и взяточничество начальника рыбинспекции и директора центра рыбного хозяйства в Бердянске. Судя по материалам следствия, этим видом промысла обвиняемые занимались давно и систематически. Поэтому сложно поверить, что местные правоохранители о нем не знали или хотя бы не догадывались. Но преступная деятельность мздоимцев была пресечена только после вмешательства сотрудников центрального аппарата МВД. Зато в делах, которые и преступлениями-то называть неловко, стражи порядка демонстрируют поразительную принципиальность и суровость. В одном из районов, например, милиция возбудила, расследовала и направила в суд уголовное дело по факту продажи пенсионеркой… бутылки водки. Как ни странно, прокуратура не только поддержала, но и активно содействовала вынесению обвинительного приговора. Данный эпизод можно было бы расценить как курьез, да только в июне аналогичный прецедент случился в другом районе.

— Когда дело касается ареста простых селян, рабочих, проблем не возникает, — заметил на одном из совещаний начальник областного УВД Николай Ильичев. — Но как только появляется авторитет, у работников милиции трясутся коленки, прокуроры сразу уходят в сторону, их не найдешь, а в судах отпускают, даже не взглянув. Например, на члена организованной преступной группы — даже не авторитета, а авторитетишки из Мелитополя — в суде находится два уголовных дела за хулиганство и причинение тяжких телесных повреждений. Сам фигурант на подписке о невыезде. Его задерживают в соседнем Акимовском районе, изымают в машине обрез охотничьего ружья. По данным экспертизы, на обрезе обнаружены отпечатки пальцев задержанного. Больше того, установлено, что именно из этого обреза был произведен выстрел в контейнер, находившийся на месте убийства. Однако в Акимовке ни начальника милиции, ни прокурора эти обстоятельства не заинтересовали. Задержанного отпустили с миром. А когда обратились в мелитопольский суд с предложением изменить обвиняемому меру пресечения по уже открытым делам, судья срочно уходит в отпуск и уезжает за пределы города.

Подобный, мягко говоря, либерализм не только способствует росту уверенности у преступников в безнаказанности, но, что еще хуже, порождает у общественности небезосновательные сомнения в торжестве законности. Поскольку невозможно объяснить, с какой стати при рассмотрении в одном из местных судов уголовного дела об умышленном убийстве, предусматривающего наказание в виде 15 лет лишения свободы, помощник прокурора изменил обвинительную статью. И случай уже получил оценку убийства по неосторожности с последующей амнистией. Условной мерой наказания отделался и пьяный виновник дорожно-транспортного происшествия, унесшего жизнь двоих человек. Даже несмотря на то, что данное преступление вызвало большой негативный резонанс. Похоже, удастся выйти сухим из воды и первому заместителю председателя одной из райгосадминистраций, в отношении которого возбуждено уголовное дело о коррупции. Местный суд постановил привлечь госслужащего к ответственности, а апелляционный отменил это решение. И никому неизвестно, как долго будет длиться рассмотрение дела. Как, кстати, неведомо, по какой причине в запорожских судах по два-три года остаются нерассмотренными 20 уголовных дел в отношении организованных преступных группировок.

Впрочем, как показывает практика, и судебный вердикт далеко не всегда свидетельствует о торжестве правосудия. Ведь в области реально исполняется лишь половина решений судов. Может, с учетом этого не таким уж и абсурдным представляется вывод в одном из прокурорских отчетов: «Несмотря на рост преступности на 40 %, криминогенная ситуация в районе остается стабильной».