UA / RU
Поддержать ZN.ua

Корпоративная «культура лояльности»

Едва ли не больше всего упреков в адрес блюстителей порядка вообще и ГАИ в частности из-за не всегда толерантного поведения на автодорогах машин с мигалками, которые иногда устраивают буквально гонки без правил...

Автор: Геннадий Карпюк

Едва ли не больше всего упреков в адрес блюстителей порядка вообще и ГАИ в частности из-за не всегда толерантного поведения на автодорогах машин с мигалками, которые иногда устраивают буквально гонки без правил.

В 2008-м десять украинских правоохранителей совершили ДТП из-за употребления алкоголя

Возможно, кое-кто действительно слишком уж придирчив к стражам порядка и преувеличивает технические возможности обычных райотделовских авто. Тем не менее сведения с наших не очень приспособленных для быстрой езды дорог доказывают, что чрезвычайные события на них не только с участием, но и по вине работников органов внутренних дел, не такие уж и отдельные, и дают повод говорить о проблеме, на которую стоит обращать больше внимания. Мало того, что страдает имидж ведомства (в котором транспортная дисциплина должна быть на главном месте) и наносятся немалые материальные убытки — самое главное, что в этих трагедиях калечатся и погибают сотни людей. Как ни досадно, но в ДТП попадают те, кто сам видел, к чему приводят наглость, бравада, пьянство и невнимательность за рулем: в 2008-м из-за употребления алкоголя десять украинских милиционеров совершили аварии.

В Украине нечасто встретишь машину, в которой и водитель, и пассажир пристегнуты поясом безопасности, — я уверен, это и из-за того, что, в отличие от своих европейских коллег, наши милиционеры тоже не только не делают этого («пристегнутость» считается плохим тоном), но и вообще придерживаются какого-то странного корпоративного правила — совсем снимать «все эти причиндалы». Именно личное неуважение правоохранителей к правилам дорожной грамоты (а они, как известно, писаны кровью), их нетребовательность к самим себе и являются благодатной почвой для утверждения на украинских автотрассах традиций, далеких от условий комфортного сосуществования полиции и шоферской братии, которое упрочилось по ту сторону нашей западной границы.

Хронические «мелкие нарушения»

С начала нынешнего года, как видно из официальных данных ГДАИ МВД, с участием работников ОВД в стране произошло 354 ДТП — примерно, как и в прошлом году. Но есть одно «но» — на 17,5% возросло количество аварий по их вине. Около полусотни правоохранителей погибли, 126 травмировались. Понесли потери и гражданские люди, 12 из которых умерли, более 30 оказались на больничной койке. Больше всего таких инцидентов произошло на Львовщине, Полтавщине и Киевщине. Уже после служебных расследований прокуратура в 22 случаях возбуждала уголовные дела.

Хроническими в милицейской среде стали «мелкие нарушения». Хотя на самом деле нередко грань между малозначительными нарушениями и созданием опасной ситуации с катастрофическими последствиями очень шаткая. Распрост­раненность такой вседозволенности иллюстрирует снова таки цифра из статистики департамента Госавтоинс­пекции. Некоторые коллеги так допекли автоинспекторам (хорошо известно, что из-за печально известной корпоративности немало «грешков» представителям других служб на дорогах «прощают»), что только за шесть месяцев 2008-го они составили на них около 9,2 тыс. админпротоколов о нарушении ПДД! Самым распространенным является управление транспортным средством без документов (почти каждое третье нарушение). На втором месте — превышение установленной скорости, третья позиция — остановки и стоянки. Именно из-за лояльности, в частности руководителей, к коллегам — нарушителям дорожной грамоты, и множится группа правоохранителей, оставивших свой «черный след» на автодороге. Например, в Закарпатье в прошлом году отдел внутренней безопасности нашел участкового одного из районов, который руководил ВАЗовской «семеркой» после того, как оковитая довела его почти до полного алкогольного «экстаза». Но лейтенант сначала отделался лишь предупреждением о неполном служебном соответствии, и думал, что тем дело и закончится. Но вмешалась служба внутренней безопасности (ВБ), и участкового уволили из органов внутренних дел. А позже происходит еще одна метаморфоза — наверное, исполнители «поигрались запятыми», и виновного помиловали, предупредив о неполном должностном соответствии. И, как уверяют представители ВБ, такие случаи не одиноки.

После трагедии трудно извиняться, предлагать компенсацию семье жертвы легкомысленности человека в милицейской форме. Недавно это ощутило на себе руководство ивано-франковской милиции, чей подчиненный совершил вечером 29 июня ДТП в поселке Богородчаны. На собственном авто он сначала сбил работника ГАИ, а потом протаранил группу людей, вследствие чего погибла 13-летняя девочка. 21-летнего водителя арестовали, возбуждено уголовное дело. К сожалению, вовремя его остановить не удалось...