В последнее время руководство США начинает всё глубже осознавать опасность несанкционированного расползания материалов, способных стать основой для создания оружия массового поражения по всему миру. Уже несколько лет подряд эта опасность приводится в качестве одной из транснациональных угроз безопасности США в ежегодных докладах министра обороны и директора ЦРУ. Эту обеспокоенность усугубило первое реальное применение отравляющих веществ террористами из секты Аум Сенрико в токийском метро 20 мая 1995 года. Подтверждением того, что американцы решили принимать неотложные меры по устранению возможности проведения террористического акта с использованием расщепляющихся материалов, стали посвящённые этому вопросу слушания, проведенные Сенатом США в середине марта этого года. А Центр науки и международных проблем при Гарвардском университете подготовил к этим слушаниям доклад «Как избежать ядерной анархии», содержащий любопытные исследования, посвящённые возможностям утечки потенциального сырья для ядерного оружия с территории бывшего СССР и мероприятиям, которые следует предпринять США для устранения таких возможностей.
В докладе указывается, что предпосылкой возникновения нового нелегального бизнеса - «ядерной контрабанды» стало осознание криминальными элементами того, что радиоактивные материалы имеют большую ценность, на них есть спрос, и представителям правоохранительных органов их достаточно сложно обнаружить. За всю историю существования ядерного оружия известны только 6 случаев нелегальной торговли такими материалами, и все они произошли после распада Советского Союза:
похищение 1,7 кг высокообогащённого урана на НПО «Луч» в Подольске в 1992 году;
похищение 4,5 кг урана из хранилища топлива для ядерных подводных лодок в Мурманске в ноябре 1993 года;
случайная находка 5,6 кг плутония немецкой полицией в гараже подозреваемого фальшивомонетчика в Тенгене, Германия в мае 1994 года;
изъятие 0,8 кг урана в результате спецоперации баварской полиции в Ландшуте в июне 1994 года;
изъятие около 0,5 кг используемого в ядерном оружии плутония в результате ещё одной спецоперации в мюнхенском аэропорту в августе того же года;
и, наконец, конфискация 2,7 кг урана в Праге в декабре 1994 года.
Если брать общую массу похищенного материала в этих шести случаях, то она будет больше той, которая была произведена в первые три года Манхэттенского проекта в США.
По оценкам аналитиков Гарвардского университета, положение дел с утечкой радиоактивных материалов из стран бывшего СССР, особенно России, будет ухудшаться. Это обусловлено рядом причин: трудностями переходного периода в экономике, политической нестабильностью, криминализацией общества, отсутствием должного учёта ядерных материалов и неэффективностью систем их охраны, а также недостатком возможностей России по хранению компонентов, высвобождающихся в результате демонтажа ядерных боеголовок.
Такое положение дел ставит ядерную контрабанду на первое место среди угроз национальной безопасности США. Для осознания этой угрозы, по мнению авторов доклада, необходимо избавиться от четырёх наиболее распространённых мифов - что ядерное устройство трудно изготовить, что РМ слишком опасны или тяжелы для контрабанды, что трудно решить проблему доставки ядерного оружия в случае попытки его применения, и что в мире отсутствует спрос на полученное незаконным образом ядерное сырьё.
На самом деле, по оценкам американских специалистов, при наличии сырья нужного типа и нужной чистоты ядерное устройство изготовить совсем несложно, и это под силу большинству стран и даже отдельным террористическим группам. Вопрос транспортировки также оказывается не таким уж сложным и опасным. Для изготовления, например, такой бомбы, которая была сброшена на Хиросиму, необходимо немногим более 45 кг высокообогащённого урана, а для бомбы немного меньшей мощности - всего 9 кг плутония или 18 кг урана. Этот вес несложно нести одному человеку, а высокая плотность ядерного сырья делает его объём небольшим и удобным для переноса. В то же время радиоактивные материалы являются относительно безопасными для здоровья - ведь излучение плутония составляют альфа-частицы, которые не могут даже проникнуть сквозь человеческую кожу, а радиоактивность урана вообще мизерна. Доставить ядерное устройство на территорию США также не составляет труда, исходя из отсутствия эффективного контроля на границах страны. А ведь террористы не будут применять для доставки такого устройства традиционные межконтинентальные ракеты или стратегические бомбардировщики. Скорее всего для этого может быть использован корабль, стоящий в порту, припаркованный в нужном месте автомобиль или легкомоторный самолёт, летящий где-нибудь над Капитолийским холмом или Пенсильвания авеню. Что же касается мнения об отсутствии спроса на ядерное сырьё, то оно основывается только на отсутствии прямых доказательств наличия такого спроса. Но если государства тратят миллиарды долларов в течение многих лет на создание ядерного оружия, то неужели кто-нибудь не захочет приобрести уже готовую продукцию, хоть и добытую незаконным путём. И если до сих пор никто не применял ядерное устройство как инструмент террористической акции, то это не значит, что этого не случится в будущем. Никто не слышал о применении террористами отравляющих веществ до случая в токийском метро.
Авторы доклада утверждают, что США практически ничего не предпринимали за время, прошедшее после распада СССР, для устранения угрозы утечки ядерных компонентов с его территории. Это объясняется рядом причин, прежде всего нежеланием российской стороны сотрудничать в этих вопросах, финансовыми проблемами, ограничениями, наложенными Конгрессом США, и направленностью внешней политики администрации Б.Клинтона.
Для изменения положения вещей предлагается направить политику США в области нераспространения оружия массового поражения на убеждение России немедленно принять конкретные шаги для устранения возможных случаев утечки радиоактивных материалов с ее территории. Для этого США может предпринять следующее:
Расширить и ускорить закупку высокообогащённого урана у России;
Предложить России закупить у неё излишки плутония, использующегося для изготовления ядерного оружия;
Сделать всё возможное для установки или улучшения функционирования систем охраны на ядерных предприятиях стран СНГ;
Предложить Москве совместно провести инвентаризацию ядерного сырья и проверку систем безопасности на всех ядерных предприятиях как в России, так и в США.
На будущее предлагается создать совместный американо-российский перспективный план устранения возможности несанкционированного распространения радиоактивных материалов. Этот план мог бы определять порядок обеспечения международного контроля за сохранностью ядерного сырья путём, например, формирования его банка данных, создания своего рода «ядерного Интерпола» и т.д.
На слушаниях в Конгрессе, посвящённых этой проблеме, утверждалось, что в бывших союзных республиках находится вне ядерных боеголовок более 1200 тонн урана и около 200 тонн плутония, которые храняться на более чем 100 предприятиях и очень привлекательны для различных криминальных групп. Кроме того, около 60 000 учёных, работавших ранее в ядерной промышленности, остались сегодня практически не у дел. Сенаторам было продемонстрировано рекламное письмо гонконгской фирмы, в котором говорилось, что её владельцы имеют подробный список специалистов из бывшего СССР в области ракетостроения и ядерных технологий, которые готовы за подходящую плату работать в стране, нуждающейся в их знаниях и опыте. Сенаторы Ричард Лугар и Сэм Нанн, по инициативе которых в 1991 году Сенатом был принят закон о финансовой помощи государствам СНГ в области демонтажа ядерного оружия, заявили, что впервые угроза несанкционированного применения ядерного устройства перешла из теоретической в непосредственную. По их мнению, первыми её жертвами могут стать не американцы, а сами россияне. Достаточно вспомнить угрозы лидера чеченских повстанцев Джохара Дудаева о применении против России «супероружия» в случае продолжения боевых действий российских войск в Чечне.
Однако США ничего не смогут сделать для устранения возможности незаконного получения радиоактивных материалов контрабандистами без заинтересованного участия российской стороны. А России сейчас не до этого. Отказ от политики стратегического сотрудничества с Западом и, в частности, в вопросах ядерного разоружения, становится лейтмотивом предвыборных президентских кампаний практически всех политических сил России. Уже более двух лет без особого продвижения вперёд длятся переговоры о двустороннем обеспечении охраны и инспекции ядерных материалов, не подлежащих уничтожению по договорам СТАРТ-1 и СТАРТ-2. По мнению руководителя американской делегации Джеймса Гудбая, московская встреча лидеров «Большой семёрки», запланированная на 19-20 апреля этого года, может подтолкнуть российское руководство к подписанию соглашения по этим проблемам. Вместе с тем, большинство экспертов в США считают, что до президентских выборов в России успеха вряд ли можно ожидать. А в случае победы на них представителя коммунистических или национал-шовинистических сил, на переговорах можно вообще поставить крест. А предотвратить ядерную контрабанду в одиночку Россия не в состоянии - и руки не доходят, и средств не хватает. И, возможно, однажды в московском автобусе бородач «кавказской национальности» забудет под сиденьем неприметный пакет, а позже службы наблюдения где-нибудь в Финляндии отметят сейсмическую активность и резкое повышение радиации в восточном направлении. А от Москвы до Киева всего 850 км. Вдруг ветер будет северо-восточным?