На этой неделе Высшая квалификационная комиссия судей вынуждена была обратиться к председателю Верховной Рады Украины В.Литвину. В письме за подписью председателя Высшей квалификационной комиссии судей Украины (ВККСУ) Виталия Бойко речь идет о следующем: «23 сентября 2009 года Комитет Верховной Рады Украины по вопросам правосудия принял решение не рассматривать никаких документов, поступающих из Высшей квалификационной комиссии судей Украины, а именно — принятых ею после 10 сентября 2009 года, то есть после издания Президентом Украины Указа №720 «Об изменениях в составе Высшей квалификационной комиссии судей Украины» относительно ротации членов ВККСУ, назначенных по квоте главы государства.
Следует отметить, что ВККСУ является постоянно действующим органом в системе судоустройства Украины, ответственным за формирование судейского корпуса Украины. В функции ВККСУ входит: предоставление рекомендаций для кандидатов на должности судей судов общей юрисдикции всех уровней и специализаций на избрание их Верховной Радой Украины судьями бессрочно; заключений об увольнении с должности и проведения квалификационной аттестации судей Верховного суда Украины и высших специализированных судов; осуществление других предусмотренных законом полномочий в системе судоустройства (статьи 5—8 Закона Украины «О порядке избрания на пост и увольнения с должности профессионального судьи Верховной Радой Украины», статья 84 Закона Украины «О судоустройстве Украины»).
При этом частью первой статьи 8 Закона Украины «О порядке избрания на пост и увольнения с должности профессионального судьи Верховной Радой Украины» определена обязанность ВККСУ рассмотреть вопросы, связанные с избранием кандидата на должность судьи бессрочно, не позднее чем за два месяца до окончания срока его пребывания на должности судьи.
Таким образом, принятием 23 сентября 2009 года указанного решения Комитет Верховной Рады Украины по вопросам правосудия фактически приостановил на неопределенный срок процесс формирования корпуса профессиональных судей Украины, которые избираются парламентом в суды всех уровней и специализаций бессрочно, а также увольнение в связи с достижением предельного возраста пребывания на должности судьи или предоставлением заявления об отставке судей Верховного суда Украины и высших специализированных судов.
Указанное решение Комитета Верховной Рады Украины по вопросам правосудия относительно нерассмотрения рекомендаций ВККСУ кандидатам на избрание судей бессрочно и увольнение при общих обстоятельствах судей кассационных судов не основывается на законе. У Комитета не было никаких правовых оснований для принятия такого решения, поскольку законом он не наделен полномочиями определения законности актов органов государственной власти и их должностных лиц, в данном случае — указов президента Украины. Это является исключительной прерогативой суда.
Вместе с тем само по себе обращение соответствующих субъектов с иском в суд о признании противоправным и отмене Указа Президента Украины от 9 сентября 2009 года №720 не останавливает действие этого Указа и не меняет правовую ситуацию, сложившуюся в деятельности ВККСУ после его издания. Следует отметить, что в административном деле по иску Кирилюка Р.И. к Президенту Украины о признании противоправным и отмене этого Указа судом не принято решений о принятии мер обеспечения иска в виде остановки его действия или запрета проведения заседаний ВККСУ при участии новоназначенных членов и по сути исковых требований. Поэтому каких-либо юридических препятствий для проведения заседаний ВККСУ и принятия соответствующих решений по вопросам формирования корпуса профессиональных судей в действующем составе ВККСУ нет.
Учитывая это, нет никаких правовых оснований для постановки под сомнение правомочности действующего состава ВККСУ и легитимности ее решений, принятых после 10 сентября 2009 года, а следовательно, и для отказа какого-либо субъекта, причастного к формированию судейского корпуса, в том числе Комитета Верховной Рады Украины по вопросам правосудия, рассматривать рекомендации, заключения и другие решения ВККСУ, принятые ею в рамках полномочий, определенных законом.
Кроме того, Комитет Верховной Рады Украины по вопросам правосудия не уполномочен принимать решения, делающими невозможным осуществление парламентом конституционной функции относительно избрания судей бессрочно и увольнения судей с должностей, — ни в одном законодательном акте (законы Украины «О порядке избрания на должность и увольнение с должности профессионального судьи Верховной Радой Украины», «О Комитетах Верховной Рады Украины», Регламент Верховной Рады Украины) не предусмотрена возможность Комитета не рассматривать рекомендации ВККСУ по вопросам формирования корпуса профессиональных судей Украины.
При таких обстоятельствах решение Комитета Верховной Рады Украины по вопросам правосудия относительно нерассмотрения документов, принятых ВККСУ, является неправовым и обусловленным исключительно субъективным отношением определенных его членов к Указу Президента Украины от 10 сентября 2009 года №720 «Об изменениях в составе Высшей квалификационной комиссии судей Украины» и субъективной оценкой оспаривания этого Указа в суде.
Это решение нарушает правовые основы функционирования ВККСУ и других органов судебной власти, абсолютно необоснованно препятствует реализации определенного законом механизма формирования судейского корпуса в Украине, отрицательно скажется на деятельности судов (приведет к еще большей их перегруженности, в отдельных случаях вообще может заблокировать деятельность определенных судебных органов и т.д.), ставит под угрозу судебную защиту прав и законных интересов физических и юридических лиц, приведет к необоснованно большим финансовым затратам (в частности, связанных с выплатами судьям, которые подлежат увольнению).
Исходя из изложенного, просим Вас неотложно принять меры для восстановления предусмотренного законом порядка формирования корпуса профессиональных судей Украины, обеспечив деятельность Комитета Верховной Рады Украины по вопросам правосудия на правовых принципах».