Хорошими новостями жизнь нас особо не балует, поэтому сначала - о приятном. В запорожском АПК коррупции нет. По крайней мере, такой вывод был оглашен на недавнем заседании координационного комитета по борьбе с коррупцией и организованной преступностью при областной госадминистрации, рассматривавшем состояние правопорядка в агропромышленном секторе экономики. И сколь бы сомнительным ни показалось это заключение, все же приходится признать, что оно таки соответствует действительности.
В общепринятом смысле коррупция квалифицируется как прямое использование должностным лицом своего служебного положения в целях личного обогащения. Однако действующий закон располагает на сей счет несколько иной трактовкой, относя к данному виду преступлений «деятельность лиц, уполномоченных выполнять функции государства, направленную на противоправное использование предоставленных им полномочий для получения материальных благ, услуг, льгот или иных преимуществ». А это значит, что из обширного списка руководителей разного ранга коррупционерами могут быть признаны лишь государственные служащие, депутаты всех уровней и председатели местных советов. Следовательно, должностным лица КСП имени Кирова Новониколаевского района, допустившим недостачу 255 тонн маргарина, или запорожского ЗАО «Плодоовощ», списавшим свыше 100 тыс. гривен из кассы, в этом смысле нет повода опасаться за испорченную репутацию. Как свидетельствует практика, зачастую в подобных случаях для виновников происшедшего дело заканчивается всего лишь незначительными неприятностями. Например, по итогам прошлого года в агропромышленном секторе области выявлено убытков от краж, недостач, порчи материальных ценностей на сумму свыше 9 млн. гривен (кстати, на 3 млн. больше, чем в 1996-м). Однако виновным в причинении ущерба велели возместить всего лишь 9 процентов от этой суммы, а все остальное списано на себестоимость продукции. Иначе говоря, за чье-то воровство и халатность расплатились ни в чем неповинные граждане. Обычно в подобных случаях общественность вправе с негодованием спросить, куда, мол, милиция смотрит? Но, думаю, полученным ответом она вряд ли окажется удовлетворена.
- Два года в запорожской милиции происходили политические дрязги, пьянки, охоты и все остальное, - признает председатель областной госадминистрации Владимир Куратченко. - Сегодня там наводится элементарный порядок, расставляются кадры на свои места. Хотя, конечно, подавляющее большинство причин происходящего находится вне сферы компетенции правоохранительных органов.
Действительно, не приходится надеяться на то, что, выставив на каждом участке по стражу порядка, можно искоренить преступность. Уже хотя бы потому, что милиционеров на всех не хватит. Тем более, что криминогенная ситуация в аграрном секторе развивается стремительно. Если за весь прошлый год в запорожском АПК выявлено 1465 преступлений, то за три квартала нынешнего - уже 1719. Их непосредственными участниками являются свыше 300 должностных лиц, в том числе 20 руководителей хозяйств, способствовавших хищениям или же лично принимавших в них участие. При таких масштабах и размахе впору лишь восхититься экономической мощью и фантастическим богатством колхозного строя, который вопреки непрекращающемуся в течение более чем 60 лет воровству все еще остается непокоренным. Впрочем, особенность данного феномена вряд ли представляет для кого-то загадку. В том числе и для тех, кто неустанно твердит о гибели села.
Судя по состоявшемуся в середине сентября совещанию в министерстве АПК, в агропромышленном комплексе в очередной раз сложилась критическая ситуация с обеспечением хозяйств топливом для проведения осенне-полевых работ. Дескать, из-за этого большинство КСП не имеет возможности нормально завершить уборку поздних зерновых, сахарной свеклы, посеять озимые. Однако перед лицом столь грозной опасности правительство традиционно не намерено оставить колхозы в беде. В частности, для уборки сахарной свеклы решено выделить из государственного резерва 50 тыс. тонн мазута и 50 тыс. тонн дизтоплива.
Подобный жест, безусловно, не лишен благородства. Хотя с учетом некоторых имеющихся фактов он выглядит, мягко говоря, несколько странно. К примеру, по итогам совместной проверки, специалисты научно-исследовательского центра нормативов труда и КРУ Запорожского облфинуправления пришли к неутешительному выводу: как планирование, так и фактическое использование горюче-смазочных материалов в коллективных сельхозпредприятиях осуществляется неудовлетворительно. Зачастую это выражается в завышении норм расхода горючего на 30, а то и все 45 процентов, что позволяет необоснованно списывать значительное количество ГСМ. А в КСП имени Фрунзе Приазовского района был даже зафиксирован рекорд. Там на вспашку 36 гектаров зяби одним трактором списали около 1,3 тонны горючего, тогда как по норме на это требуется менее 600 килограммов. Конечно, в том, что механизатор смухлевал, сомневаться не приходится, но ведь над ним же было как минимум пять начальников - учетчик, агроном, экономист, бухгалтер, председатель, наконец. А ревизоры зачастую признают, что установить виновников хищений нет возможности.
Было бы наивно надеяться, что колхозные начальники, иногда не умеющие, а порой и не желающие навести порядок в хозяйстве (разумеется, не в личном, а в общественном, которым им доверили руководить), станут демонстрировать чудеса бережливости и распорядительности средствами, которые государство выделяет с завидным постоянством. К дармовым деньгам и отношение, как известно, легкомысленное. Поэтому не ведают крестьяне печали оттого, что бюджетные средства, полученные в прошлом году в качестве аванса на закупку сельхозтехники, так и остаются полностью не отоваренными. За 660 тысяч гривен область получила всего два комбайна да 44 опрыскивателя, из которых лишь восемь в рабочем состоянии.
И все же нельзя обвинять аграриев в неумении считать деньги. В отдельных случаях это у них очень даже хорошо получается. Правда, опять таки, когда дело касается чужих средств. Как свидетельствуют проверки взаимозачетов по компенсации затрат запорожских предприятий и организаций системы агропромышленного комплекса, понесенных при строительстве объектов социально-культурного назначения на селе по состоянию на начало нынешнего года, установленная сумма необоснованных запросов исчисляется 1,2 млн. гривен. Но она не окончательна. Ведь из бюджета на эти цели было выделено 12,5 млн., а взаимозачет, по данным казначейства, уже проведен на 14,7 млн. гривен...
Остается лишь порадоваться, что коррупции в АПК нет. Зато воровства и бесхозяйственности - навалом.