UA / RU
Поддержать ZN.ua

Когда они едины…

На очередном совместном заседании неожиданным образом была подтверждена и без того очевидная актуальность координации профессиональной деятельности правоохранительных органов...

Автор: Александра Примаченко

На очередном совместном заседании неожиданным образом была подтверждена и без того очевидная актуальность координации профессиональной деятельности правоохранительных органов. Генеральный прокурор А.Медведько заявил, что место нахождения генерала Пукача, который проходит по уголовному делу об убийстве Г.Гонгадзе, неизвестно. А исполняющий обязанности министра внутренних дел А.Бондаренко в своем докладе, сетуя на то, что российские правоохранительные органы не выдают Украине целый ряд известных лиц, назвал в их числе и имя беглого генерала. Позднее, на пресс-конференции А.Медведько подтвердил, что Генпрокуратуре место нахождения Пукача неизвестно? и заявил, что Бондаренко, наверное, обмолвился. Однако Бондаренко тоже стоял на своем. Это к вопросу о координации действий ГПУ-МВД-СБУ - «бермудского треугольника», в котором безнадежно сгинули материалы не одного уголовного дела, что достойно отдельного исследования.

Что касается итогов деятельности, представители МВД и СБУ рапортовали привычно бодро и оптимистично, отмечая отдельные недоработки. Доклад генпрокурора был минорным. Очевидно, во избежание недоразумений со статистикой, представитель СБУ откровенно заявил относительно борьбы с коррупцией, что «есть цифры и показатели, которые я не буду называть». И это правильно - секретность есть секретность. Тем более что данные, приведенные Медведько и Бондаренко, порождали серьезные сомнения относительно того, что оба ведут речь об одном и том же периоде работы правоохранительных органов одного и того же государства - настолько разнились порой не только оценки, но и приводимые цифры, о чем пойдет речь ниже.

Такова обстановка в верхах. Что касается рядовых бойцов, то запомнился, конечно, эпизод, поведанный генпрокурором, также ярко характеризующий суровые будни отдельных представителей правоохранительных органов. В данном случае - из области борьбы с незаконным оборотом наркотиков. В январе нынешнего года сотрудники Житомирского райотделения милиции заставили ранее судимого пройтись по дворам и приобрести маковую соломку (спонсировали мероприятие сами милиционеры) и принести в райотделение милиции. Затем составили фиктивный протокол об изъятии наркотического средства и привлекли его к уголовной ответственности…

Итак, по данным Генеральной прокуратуры, участилась практика утаивания фактов грабежей, соединенных с насилием или совершенных в крупных или особо крупных размерах путем неправильной квалификации по части первой статьи 186 вместо частей 2, 3 или 4. Аналогичные нарушения допускаются и при квалификации разбоев.

«О какой профилактике преступлений можно говорить, если даже совершенные преступления скрываются и руководители правоохранительных органов не всегда обращают внимание на эти факты?», - справедливо возмущался генпрокурор. Отдельные преступления такой категории совершаются с использованием огнестрельного оружия и взрывчатых веществ. Причем количество умышленных убийств и покушений, совершенных таким образом группой лиц, увеличилось на 56%.

С 1 января 1992 года по нынешнее время разыскиваются 66 автоматов, 91 пистолет, 4 винтовки, более 40 тысяч патронов, 180 гранат, 108 килограммов взрывчатых веществ, которые могут быть использованы при совершении преступлений. В связи с этим, полагает генпрокурор, необходимо провести проверку соблюдения законодательства относительно порядка хранения в воинских частях, на складах, базах и арсеналах огнестрельного оружия, боеприпасов и взрывчатых веществ.

Отсутствуют положительные сдвиги в сфере борьбы с преступлениями, связанными с незаконным оборотом наркотических веществ. За прошлый год количество граждан, состоящих на учете как потребители наркотиков, возросло на 27 тысяч (на 23%). Раскрыто на 69% больше международных каналов поступления в Украину наркосредств. Понятно, что увеличение количества потребителей и массы наркосырья неизбежно сопровождается возрастанием количества преступлений, связанных с незаконным оборотом наркосредств. Тем не менее, за этот период зарегистрировано незначительное уменьшение количества таких преступлений. Генпрокурор назвал это нонсенсом. Мы назовем это заурядным явлением статистической отчетности отечественных правоохранительных органов.

Несмотря на 15-процентное уменьшение количества зарегистрированных преступлений, острой остается проблема подростковой преступности. Удельный вес совершенных подростками тяжких и особо тяжких преступлений составляет 14%. На 62% возросло количество фактов мошенничества, изнасилований - почти на 35%, грабежей - на 13%. Неизменным остается количество разбойных нападений, совершенных несовершеннолетними.

Генпрокурор отметил, что трудно доверять статистике, когда общее количество преступлений вроде бы уменьшается, а в то же время - количество тяжких возрастает. За прошлый год зафиксировано совершение преступлений почти 23 тысячами несовершеннолетних. Каждый девятый из них совершил преступление в состоянии алкогольного опьянения. Характерными чертами остаются групповые и рецидивные проявления.

За прошлый год поставлено на профилактический учет 4 тысячи 600 лиц. Около 2 тысяч из них совершили преступления, находясь на учете в органах внутренних дел. Вот такая профилактика.

По состоянию на начало года зарегистрировано почти 185 тысяч нераскрытых преступлений. Это означает, что на свободе находится как минимум такое же количество преступивших закон. Чемпионы по нераскрытию - Днепропетровская, Луганская, Харьковская области и г. Киев. Если в 2003 году оставалось нераскрытым почти каждое шестое преступление, то в 2004-м и 2005-м - почти каждое третье.

В столице не раскрыто каждое восьмое убийство. Всего за последние 14 лет в Украине остались нераскрытими почти 7 тысяч умышленных убийств.

Уменьшение количества зарегистрированных преступлений и, соответственно, уменьшение нагрузки на сотрудников милиции ожидаемого улучшения качества работы не принесло. Процент раскрытия преступлений в столице просто потрясает, отметил генпрокурор. В Киеве раскрыто меньше 43% зарегистрированных преступлений.

Часто проведение целенаправленных, заблаговременно спланированных следственно-оперативных мероприятий подменяется накоплением материалов, не имеющих никакого отношения к предмету доказывания. Например, четыре из восьми томов оперативно-розыскного дела по факту убийства Горбатюка (Черновицкая область) составляют ксерокопии материалов уголовного дела.

Прокуроры уделяют недостаточно внимания законности проведения оперативно-розыскных мероприятий. Распространенным стало явление, когда сотрудники органов внутренних дел вообще не заводят оперативно-розыскные дела по тяжким и особо тяжким преступлениям. Только в Донецкой области во время избирательной проверки сотрудниками Генпрокуратуры выявлено 72 таких факта. При дальнейшей проверке прокуратурой области выявлено еще больше тысячи аналогичных случаев.

Неудовлетворительно проводится работа и по оперативно-розыскным делам, находящимся в производстве. Соответствующие мероприятия проводятся несвоевременно, констатировал генпрокурор, а в отдельных случаях не осуществляются вообще. В качестве негативного примера Медведько привел оперативно-розыскные дела, заведенные для установления лиц, совершивших преступление 23 октября 2004 года возле Центральной избирательной комиссии в Киеве. «Какой результативности можно ожидать по другим делам, когда даже в связи с событиями, которые на слуху у общественности, ожидаемого результата нет?» - задался риторическим вопросом генпрокурор.

Результативность работы оперативных подразделений генпрокурор считает низкой. За прошлый год прокуроры проверили 5600 оперативных дел, заведенных сотрудниками СБУ. Оказалось, что лишь незначительная часть этих материалов использована в качестве доказательной базы в уголовных делах. Любопытно, что в ряде областей зафиксировано в два с половиной раза больше фактов проведения оперативно-розыскных мероприятий без разрешения суда, чем за аналогичный период 2004 года.

Что касается пресловутого качества досудебного следствия, то за прошедший год органы внутренних дел направили в суды меньше дел с обвинительными заключениями, а на дополнительное расследование возвращено, наоборот, больше. На 42% увеличилось количество закрытых уголовных дел. Причем более 7 тысяч соответствующих постановлений отменялись прокурорами как незаконные.

Накопление большого количества так называемых фактовых дел (возбужденных не в отношении конкретного лица, а по факту), волокита и снижение продуктивности в работе стали заметны и в деятельности следственного аппарата СБУ. В суд направлено на треть меньше уголовных дел, а в некоторых областях этот показатель уменьшился в несколько раз. Более трети из 265 уголовных дел о контрабанде, расследованных в прошлом году следователями СБУ, закрыто ввиду отсутствия состава преступления. Не меньше претензий к следствию налоговой и прокуратуры. Почти в два раза возросло количество незаконно привлеченных к уголовной ответственности следственными подразделениями налоговой милиции.

За следствие в органах прокуратуры А. Медведько, по его словам, вообще было стыдно. Тут количество уголовных дел, закрытых ввиду отсутствия состава или события преступления возросло на 33%.

Всего за прошедший год прокуроры отменили около 10 тысяч незаконных постановлений о возбуждении уголовных дел. В погоне за количественными показателями продолжается практика возбуждения уголовных дел в отношении умерших лиц.

Из выступления исполняющего обязанности министра внутренних дел А. Бондаренко, однако, следовало, что не все так плохо, как показалось генеральному прокурору: «Результатом принятых МВД мер стало ощутимое улучшение правопорядка в стране, положительные изменения в плане возвращения доверия граждан. Более системный и скоординированный характер приобрело противодействие преступным проявлениям. На 15,6% сократился массив тяжких и особо тяжких преступлений. Меньше зарегистрировано умышленных убийств, тяжких телесных повреждений, краж, в том числе, из квартир граждан, преступлений, совершенных несовершеннолетними. Ослаблено криминогенное давление на население. Почти на 6% уменьшилось количество лиц, потерпевших от преступлений. Анализируется и повышается эффективность применения методов оперативно-розыскной деятельности, усовершенствуются ее формы».

***

Сколько бы цифр не выдавали «в эфир» руководители государственных органов, призванных стоять на страже закона, они давно уже никого ни в чем не убеждают. Потому, что известно, как регистрируются заявления граждан о совершении преступлений. Потому, что с высокой трибуны много говорилось, например, о героической борьбе с незаконным оборотом наркотиков, и ни слова - о том, как правоохранительные органы «крышуют» эту сверхприбыльную деятельность. Кто реально контролирует проституцию и наживается на нелегальных мигрантах. Демонстрируя перед телекамерами пятерых неудачливых нарушителей границы, и тут же, но уже без телевидения, небезвозмездно пропуская десятки таких же мигрантов. А ведь как раз компетентные люди в Генпрокуратуре собрались, можно было бы и обсудить. Но на собрания, где занимаются реальной координацией такого рода вопросов во избежание серьезных недоразумений как следствия «дублирования функций», прессу, увы, не приглашают…

Генпрокурора почему-то шокирует раскрываемость преступлений 43%. Конечно, оно привычней, как, бывало, 97%, а то и все 100% раскрыто - случалось, рапортовали областные милицейские начальники. Но, как утверждают люди бывалые, в европейских странах 40% раскрываемости преступлений никого не потрясают, и не влияют пагубным образом на доверие к полиции. Может, и у нас чуть-чуть честней считать стали?

Обильные цифры незаконного открытия-закрытия уголовных дел вообще ни о чем не говорят. Потому что из них не понятно - возбудили дело по заказу или закрыли за деньги. Соответственно - кто виноват и к кому вопросы.

«Слабо используются современные научные методики. Как правило, это происходит только тогда, когда в регионы выезжают представители МВД и Генпрокуратуры». Может, они активнее использовались бы, если бы не болела, скажем, голова о более приземленном - где взять бензин, чтобы выехать на место преступления. Например, из справки, размещенной на официальном сайте, следует, что в прошедшем году бюджет МВД Украины обеспечивал потребности министерства на 29%. Большая часть этих средств направлялась на решение социальных вопросов личного состава. Материально-технические потребности органов внутренних дел финансировались из госбюджета на 5%, в том числе из вещевого имущества - на 7%, техники и вооружений - менее, чем на один процент. На нынешний год госбюджетом предусмотрено финансирование, обеспечивающее потребность органов внутренних дел на 44%. В очереди на получение жилья - 18 тысяч семей, из них почти пять с половиной тысяч ожидают его десять лет.

Тут координируй-не координируй, а когда такие структуры как МВД фактически переведены государством на «самоокупаемость», итоги их деятельности предопределены.

Тем не менее, координация, конечно, дело полезное. Даже если единственным положительным итогом проведенного совещания станет выяснение вопроса - где все-таки находится беглый генерал Пукач. Ибо по авторитетному мнению Медведько, с которым трудно не согласиться, если Пукач будет задержан, расследование по делу Гонгадзе существенно продвинется…

«Дело о снятии судимостей с лидера Партии регионов Виктора Януковича направлено в прокуратуру Донецкой области для доследования в полном объеме, - сообщил А.Медведько. - По факту подделки служебных документов прокуратура Донецкой области возбудила дело летом прошлого года. Но в октябре производство по делу было закрыто ввиду отсутствия состава преступления. Затем дело было вытребовано в Генпрокуратуру, изучено и 12 января постановление о ее закрытии отменено».