Уверен генпрокурор Украины
Среди причин, по которым Павел Лазаренко не появился 17 февраля в парламенте, его коллеги по фракции «Громада» называют неизбежный арест экс-премьера. По их мнению, даже в том случае, если бы Верховная Рада не сняла с него депутатскую неприкосновенность, Павел Иванович все равно был бы арестован. Что потом? Потом провели бы всенародный референдум по поводу депутатской неприкосновенности и «списали бы» П.Лазаренко на основании результатов всенародного волеизъявления. Кроме того, в Украине существуют более чем реальные силы, которым не нужно, чтобы П.Лазаренко заговорил. А самому экс-премьеру вовсе не хотелось бы, ну скажем, оказаться в одной камере с заключенными, страдающими открытой формой туберкулеза.
«Следственными органами вынесено постановление о привлечении П.Лазаренко к уголовной ответственности. Мною дана санкция на арест Лазаренко Павла Ивановича», - заявил вчера генеральный прокурор Украины М.Потебенько. - Существует уголовно-процессуальная процедура, в соответствии с которой выносится постановление о привлечении к уголовной ответственности, которая объявляется привлекаемому лицу, как только оно будет задержано». Экс-премьер привлекается Генеральной прокуратурой по трем статьям Уголовного кодекса, предусматривающим ответственность за хищение государственных средств в особо крупных размерах, незаконное использование валютных счетов, злоупотребление служебным положением и властью.
По данным, проверенным Генеральной прокуратурой по дипломатическим каналам, в греческой больнице П.Лазаренко не оказалось. Его семья - жена и дети - находится, по утверждению М.Потебенько, в США. На вопрос «ЗН» о том, как украинская сторона собирается «делить» П.Лазаренко со швейцарской в том случае, если последняя изменит ему меру пресечения залог на арест, генпрокурор с уверенностью ответил, что «у нас он будет скорее, чем в Швейцарии». А также сообщил: «Сейчас Лазаренко находится вне пределов Украины, но следственные органы предпримут все меры для его ареста. Мы знаем, где он. Когда нам будет нужно, он будет у нас». За помощью в Интерпол Генпрокуратура не обращалась потому, что у нее «есть свои возможности».
Каковы перспективы П. Лазаренко, если принять к сведению версию, что он ищет прибежище в других государствах? Если, конечно, исходить из предположения о том, что в отношении экс-премьера программа-максимум еще не выполнена и добиваться выдачи будут вполне серьезно, невзирая на далеко не первое, но многообещающее заявление о том, что кроме пояснений ему есть что сказать.
Украина ратифицировала Европейскую конвенцию 1957 года об экстрадиции (выдаче правонарушителей). Передача лица одним государством другому для привлечения к уголовной ответственности или для приведения приговора в исполнение возможна, если в соответствии с законами обоих государств действие считается преступлением и за него предусмотрена санкция в виде лишения свободы на срок от одного года или более тяжкое наказание.
Как известно, 1-2 марта П.Лазаренко должен посетить швейцарского следователя. Уклонившись от этого обязательного визита, П.Лазаренко существенно пополнит государственную казну Швейцарской Конфедерации, куда поступит внесенный за него залог. А мера пресечения, избранная в отношении П.Лазаренко швейцарскими правоохранительными органами, может быть изменена. Тогда за его поиски возьмутся правоохранительные органы Швейцарии (и, вне всякого сомнения, «сочувствующие» коллегам представители компетентных ведомств некоторых других стран). Впрочем, мера пресечения может быть изменена и в том случае, если П.Лазаренко появится там добровольно. В соответствии с принципами международного права, выдача может быть отсрочена, если лицо привлечено к уголовной ответственности или отбывает наказание за другое преступление на территории запрашиваемой страны. Но даже в таком случае возможна выдача на время, если такая необходимость «убедительно обосновывается интересами расследования». А новейшая история располагает фактами, свидетельствующими о полном взаимопонимании между швейцарскими и украинскими правоохранительными органами.
По словам генерального прокурора, представленные на сессии материалы - лишь часть тех, которые имеются в распоряжении Генпрокуратуры в отношении П.Лазаренко. Если имеются в виду не необнародованные доказательства уже предъявленных обвинений, а новые претензии, немаловажно, что выданное лицо может быть привлечено к уголовной ответственности и подвергнуто наказанию только за преступление, которое вызвало его выдачу.
В связи с версией, которую выдвигают некоторые источники, о желании П.Лазаренко остаться в Швейцарии многообещающе звучит и другое положение международного права. С выдачей лица запрашивающему государству передаются также предметы, которые являются орудием преступления или носят следы преступления, а также то, что добыто преступным путем. Правда, права третьих лиц на передаваемые предметы остаются в силе. Не выдаются лица, совершившие преступления на территории запрашиваемого государства, если в их отношении уже вступил в силу приговор по тому же самому делу или производство по делу прекращено. Не подлежат выдаче собственные граждане государства или лица, которым предоставлено убежище. В связи с тем, что Павел Лазаренко считает происходящее с ним в Украине политической расправой, «ЗН» обратилось в посольство Швейцарии в Украине с просьбой прояснить перспективы относительно получения экс-премьером политического убежища в этой стране. По этому поводу нам сообщили, что институт политического убежища в Швейцарии существует и определенное количество людей ежегодно получают такой статус. Правда, никто не припомнил прецедентов, связанных с громкими именами. Для того чтобы получить соответствующий статус, необходимо доказать факт преследования по политическим мотивам.
Впрочем, если вернуться в родные пенаты, сегодня остается открытым вопрос, когда же присутствие П.Лазаренко «будет нам нужно». И, конечно, - для чего именно.