Трудно определить, что это было — самоуверенность или сверхнаглость? Иной раз фабула строительно-приватизационной аферы, затеянной в Одессе, просто шокирует. А по азарту исполнения напоминает разве что попытку скрытно «пойти на рекорд» Гиннесса: возвести в «морской столице» в 2001 году самый дорогой забор. Нечто похожее, помнится, только более грандиозное по замыслу, предложили чуть раньше своему правительству израильские генералы: а не отгородиться ли нам от палестинцев высокой бетонной стеной стоимостью миллион долларов за каждый ограждающий километр? В Одессе все решилось проще: раз требуется 3 миллиона гривен на строительство промышленной базы Специализированного госавтопредприятия №15 Администрации автомобильных дорог области — изыщем! И, что назывется, без волынки выделили под представленный проект 2,95 млн. грн. госкапвложений. Впрочем, и строители работали в тот год молодцом — запланированные объекты сдавали точно в срок, а иногда и с опережением! Начальство, подписывающее наряды, лишь руки потирало — быстро-то как стройка движется! Да и на стройматериалы миллион-второй списать можно…
А объекты и впрямь «вырастали» без сучка, без задоринки. Хотя, признаемся по секрету, имелась на то иная причина. И заключалась в том, что объекты промбазы… построены были предприятиями «Гранит» и «Дорожник-97» намного раньше. И до начала «ударной стройки» являлись их собственностью, о чем свидетельствуют выданные официальными властями соответствующие документы. А «возводило» генподрядное САП-15 во главе с Андреем Демко, по сути, один-одинешенек, зато дорогой-предорогой бетонно-блочный забор, которым вскоре были отделены действующие объекты промбазы от имущественного комплекса соседнего ООО «Гранит». Куда списывались стройматериалы, как оплачивался труд дорожных строителей, кто были эти строители да прорабы? Таких вопросов начальству САП-15 не задавали. Да и зачем: никаких затруднений по части капвложений у г-на Демко не возникало? Освоены были в срок и без остатка все 2 952 904 причитающиеся гривни…
А шло все так гладко, надо полагать, потому, что уже имелся у руководства САП-15 и заказчика строительства — Администрации автомобильных дорог в Одесской области — опыт надлежащий. И якобы крыша не хилая. Ну разве проще, к примеру, было ранее А.Демко со товарищи оформлять приватизацию ряда промышленных объектов госавтопредприятия? А справились, как говорится, без шума и пыли. Так что «сооружаемые» за госбюджетные средства объекты попали в надежные руки новых владельцев — хоть и без согласия на то Минтранса да Фонда госимущества. А кому достался тот самый, реально возведенный, разделяющий территорию смежных владений новых собственников забор (стоимостью 48 809 грн.) — разве это так важно? Куда красноречивее иной факт: контракт №7/27 на завершение строительства промбазы САП-15 между Администрацией автомобильных дорог в Одесской области и генподрядным САП-15 подписан 22 марта 2001 г., а денежки на строительство пошли уже в феврале 2001-го(!). Не только без задержек, но с опережением графика. И что примечательно: осуществлялось-то финансирование из специального фонда Одесской облгосадминистрации…
Впрочем, и это еще не все преимущества новых подходов к хозяйствованию некоторых руководителей Одесского облавтодора. После недавнего ухода с должности многоопытного начальника Администрации автодорог области Анатолия Чукана сменивший его на этом посту Михаил Григоров с удивлением обнаружил, что «свежевозведенная» промбаза в пригородном Нерубайске и два асфальтобетонных завода государственного САП-15 рядом со знаменитым промрынком «Авангард» больше не числятся казенным, так сказать, имуществом, а стали частной собственностью учредителя ООО «Триал». Причем учредителем сего ООО с 17 января 2000 г., согласно справке облуправления статистики, оказался не кто иной, как г-н Демко. Как такое можно провернуть? Говорят, нужно очень постараться, как это умеют делать в Одессе, накануне планируемой сделки напрочь отбить к ней интерес со стороны контролирующих органов. А в случае с чудной приватизацией промбазы САП-15 случилось так, что и в одесском храме Фемиды явлено было исключительное понимание интересов истца-приватизатора… Так что не надо спрашивать, откуда взялись долги САП-15 в размере 1296915 грн. перед малоизвестной фирмой «Виктория», которая якобы поставляла стройматериалы на вышеописанную «ударную стройку», — кто-то ведь должен быть определен этим безукоризненным поставщиком! Вот назначенный директор частного «Триала» В.Бушнева и отстаивала в суде интересы фирмы А.Демко, выступая в качестве истицы.
Узнавая перипетии судебных тяжб из уст нынешнего руководителя Одесского облавтодора, мало-помалу перестаешь удивляться тому, что так удачно заимевшая почти 1,3-миллионные долги госпредприятия САП-15 малоизвестная фирма «Виктория» вдруг решила их переуступить ООО «Триал». А руководство «Триала» немедленно обратилось в Хозяйственный суд Одесской области, где арбитр М.Никифорчук, в свою очередь, без излишних проволочек признал доводы истицы В.Бушневой аргументированными, а бывшее госимущество САП-15 — священной частной собственностью. Итог — вследствие вовремя возникших долгов в размере 1,3 млн. грн. Демко и Бушневой досталось огромное госимущество, в строительство которого было вложено бюджетных 2,9 млн. грн., два асфальтобетонных завода плюс база отдыха на 100 мест «у самого синего моря».
Впрочем, и деловым партнерам руководства САП-15 оказалась выгодной «скоростная» приватизация зданий и сооружений промбазы. Судите сами: разве могли раньше рассчитывать оптовые торговцы с промрынка «Авангард» запрудить своими контейнерами с товаром значительную часть территории госпредприятия? А нынче «контейнерные ряды» выглядят как бы неотъемлемой частью «овидиопольской» территории «Триала». За что, разумеется, частным владельцам поступает немалая арендная плата. Однако стоит заметить, куда более удачно воспользовалось последствиями строительно-приватизационных изысков в госпредприятии «Одесский облавтодор», к которым причастны экс-начальник А.Чукан, зам. по финансовой части В.Шаповалов, руководитель и главный инженер САП-15 А.Демко и В.Шурко, топ-менеджеры ООО «Лада-Экспорт». Именно ее собственностью совсем недавно стал не до конца завершенный строителями облавтодора огромный плавательный бассейн, сауна и прочие дорогие «причандалы» оздоровительного комплекса, возведенного по соседству с Ильичевской райадминистрацией Одессы — по улице Володарского, 1. Лишь за последние годы в строительство этого комплекса вложено, согласно данным Счетной палаты и вопреки законодательству о целевом использовании денежных средств, около 2 млн. грн., а уплатила «Лада-Экспорт» за сие сооружение вровень с пятиэтажным админзданием менее одного миллиона…
Может, настолько богаты одесские дорожники, что позволяют себе так замечательно сорить объектами госимущества, превращая инженеров-строителей в учредителей — владельцев заводов, складов, баз отдыха, дорожных весовых, сыпать миллионами направо и налево? В беседе с автором этих строк начальник Службы автомобильных дорог в Одесской области Михаил Григоров гневно восклицает: «О каком богатстве идет речь? Приведу хотя бы такой факт: для уборки от снежных заносов 9 тысяч километров дорог мы располагаем всего 13 специализированными машинами. Я уже тому рад, что минувшая зима обошла нас серьезными осложнениями на автотрассах. Вот и спрашивается: нужны нам или нет средства на закупку современной дорожной техники? А их крайне мало, надо зарабатывать на всех участках, где позволяет закон. Собственно, буквально на днях у журналистов была возможность ощутить, как тщательно отслеживает строительство автобана «Киев—Одесса» и руководство Минтранса…»
Жесткость требований главы Минтранса к участникам двух последних совещаний по строительству автобана, проведенных на Одесщине, действительно впечатляют. Как и срок сдачи в эксплуатацию. «До конца ноября — и ни днем позже! — магистраль Киев—Одесса станет первоклассным автобаном», — утверждал Г.Кирпа на встрече с одесскими журналистами. А кто, собственно, против? Но пока реальная проблема автомобилистов — как сохранить ходовую часть машин, добираясь до супермагистрали. Ведь, по самому свежему признанию одесского руководства, 80 процентов городских дорог требуют срочного ремонта, поскольку снег здесь сошел, как говорится, вместе с асфальтом... Стоит ли удивляться, что на другом одесском телеканале звучали иные, нежели министерское, мнения насчет дорожного сбора, содержания дорог и работы строителей в частности. Пропустив, видимо, выступление министра, некоторые водители в ответ на вопросы репортера лишь пожимали плечами: «Покажите, где вы видите дорогу?», «Разве это шоссе — ямы да ухабы?!» А в конце марта прямо на сессии горсовета разразился «бунт мерседесников», как расценили газетчики неожиданную попытку почти половины местных депутатов-автомобилистов свергнуть с должности одного из одесских вице-мэров, отвечающего за дороги, а на деле вогнавшего владельцев лимузинов в непредвиденные траты за преждевременные замены узлов ходовой части…
«Кто-то же должен ответить за то, что происходит? — громко интересовался депутат-бизнесмен мнением мэра Руслана Боделана и перечислял обиды: — Ведь звучат обвинения избирателей, что депутаты продажны, что разбиты дороги, нет воды и тепла…» Голосов обиженных для смены власти, правда, не хватило. Но встряска вызвала экстренное заявление мэра: на ремонт дорог выделяем 30 миллионов, планируется объем работ, равный выполненному за восемь предыдущих лет! Телеведущий так же напомнил, что еще 2 миллиона гривен на дорожные работы срочно выделила облгосадминистрация. И тут в самый раз добавить, что корреспондент «ЗН» также получил весьма любопытные документы из жизни руководства одесских дорожников, приоткрывающие одну из многих щелей, в которые попадают и часто исчезают многомиллионные средства, поступающие в виде дорожного сбора с водителей, и куда уходят бюджетные ассигнования, выделяемые на содержание, ремонт и строительство дорог и транспортной инфраструктуры? Вот, к примеру, выводы из акта ревизии Спецавтопредприятия №15 Одесского облавтодора — дочернего предприятия ОАО «Государственная акционерная компания «Автомобильные дороги Украины», проведенной в феврале с.г. комиссией специалистов Государственной службы автодорог Украины: «С учетом неправомерного сбора средств за проезд большегрузных транспортных средств автомобильными дорогами и не целевого их использования передать материалы проверки в правоохранительные органы…» Шокирует даже не то, что группа должностных лиц Спецавтопредприятия №15, уверовав в свою безнаказанность, многие месяцы и годы бесконтрольно взыскивает наличными с водителей большегрузных автомобилей огромные суммы сборов за проезд магистралями Одесса—Киев, Одесса—Кишинев, Одесса—Мелитополь, Одесса—Белгород-Днестровский, Одесса—Кучурган (проверкой установлено, что для сокрытия полноты сбора денежных средств велись два журнала регистрации автомобилей и собираемых средств). Иное потрясает: руководство САП-15 просто игнорирует официальные запросы «о предоставлении информации по поступлению средств, полученных за измерение массы транспортных средств, весовые или габаритные параметры которых превышали нормативные». А ведь на строительство весовых комплексов облавтодор в свое время истратил около 10 млн. бюджетных средств. Кроме того, содержание этих комплексов ежегодно обходится госбюджету в кругленькие суммы: в 2001 г. на эти цели выделено 384 167 грн., в 2002 г. — 574 596 грн. А в то же время за 2001-02 годы от этих весовых комплексов поступило на счет госпредприятия «Одесский облавтодор» всего 68 900 грн. Такая вот арифметика!
Что, видимо, послужило толчком к февральскому выезду на Одесщину специальной комиссии Госслужбы автомобильных дорог Украины. И что же удалось установить? «В результате отмеченных нарушений, — констатируется в заключительном документе, — на финансирование дорожного хозяйства и органов ГАИ МВД Украины не поступила значительная сумма средств за проезд крупновесовых транспортных средств по дорогам общего пользования. По данным документальных материалов, только по весовому комплексу №2 эта сумма составила 1 678 тыс.грн.» И еще: «САП-15 осуществлял аккумулирование собранных средств на своем счету» (не направляя их в бюджет) и «в дальнейшем их использовал по направлениям, не предусмотренным условиями договора, с нарушением действующего законодательства». Уточним: проверить, что творится на остальных четырех весовых комплексах членам комиссии Госслужбы автодорог Украины, по указанию начальника САП-15 А.Демко, просто не позволили…
Возникает вопрос: почему органы областной власти, контролирующие и правоохранительные структуры на протяжении многих лет упорно не желают замечать финансовых злоупотреблений? Отчего даже на просьбу правоохранительных органов осуществить проверку финансово-хозяйственной деятельности САП-15 начальник облКРУ Минфина Украины С.Стоянов отвечает в марте 2003-го официальным отказом? Небюджетное, дескать, предприятие САП-15. Хотя в архивах облКРУ, разумеется, можно найти акты проверок САП-15. Да и как вычеркнуть из документации тот факт, что финансирование в 2001 г. строительных работ по развитию промбазы САП-15 осуществлялось непосредственно из Госказначейства?
Что получается в сухом остатке? А то, что финансовые схемы, созданные экс-начальником Одесского облавтодора А.Чуканом, похоже, успешно реализуются поныне. В чьих интересах? Думается, интересы реализаторов этих схем в регионе вряд ли совпадают с надеждами тысяч автомобилистов, мечтающих о хороших дорогах и современной инфраструктуре.