UA / RU
Поддержать ZN.ua

Картотека нации

Владимир Мойсик, один из разработчиков законопроекта «О Национальном демографическом регистре», ...

Автор: Роман Николайчук

Владимир Мойсик, один из разработчиков законопроекта «О Национальном демографическом регистре», народный депутат, член фракции «Наша Украина»:

«Создание национального демографического регистра — один из важных шагов на пути Украины в Евросоюз, в странах которого подобные регистры уже стали общепринятой практикой. Принятие закона о регистре не только будет способствовать дальнейшей унификации украинских нормативных актов с законодательством ЕС, но и позволит Украине надлежащим образом выполнять свои международные обязательства по вопросам борьбы с терроризмом, незаконной миграцией и организованной преступностью».

Причинно-следственную взаимосвязь явлений и событий никто не отменял. И афоризм Козьмы Пруткова все так же актуален, как и 150 лет назад. Ведь взаимосвязь — это не только диалектическая категория, которую многие граждане Украины старше 35 лет помнят по вузовскому курсу марксистско-ленинской философии. Это — реальность и повседневность. Многие, на первый взгляд не связанные между собой проблемы, с которыми сталкиваются люди в обыденной жизни, на самом деле имеют в основе одну причину. И пытаться вылечить болезнь, не устранив причину ее возникновения — как минимум пустая трата времени и сил. Ликвидация последствий всегда хуже профилактики причин.

Например, что, казалось бы, общего может быть между фальсификацией выборов и проблемами оформления субсидий на оплату жилищно-коммунальных услуг? Каким образом связаны проблемы миграционной политики и возрастание рисков при потребительском кредитовании? Как стремительный рост цен на недвижимость увязывается с незаконным обналичиванием денег? Какое отношение имеет маркетолог, ломающий голову над оценкой емкости рынка, к милиционеру, недоверчиво проверяющему у подозрительного гражданина паспорт с пропиской?

Вдумчивый читатель, конечно же, найдет у этих проблем общий знаменатель: демографический. Так или иначе, для решения каждой из указанных проблем необходимо обладать точными данными о численности, поле, возрасте, семейном положении, месте регистрации граждан, необходимо быть уверенным в подлинности их документов. Это давно уяснили для себя европейцы, которые сформулировали и развивают концепцию т.н. сервисного государства. Такое государство избавляет своих граждан от излишнего общения с чиновниками, обеспечивает предоставление населению качественных услуг государственных органов власти, стоит на страже интересов жителей страны. А эффективный сервис базируется на точном демографическом учете.

Общенациональные базы данных давно функционируют практически во всех странах ЕС. В некоторых государствах, например в Бельгии, Швеции, эти базы данных работают по 100—150 лет. А Финляндия и Нидерланды вообще отказались от проведения таких дорогостоящих и неточных процедур как перепись населения: демографическая ситуация в этих странах обновляется в режиме on-line. Большинству европейцев даже в голову не придет, что может быть как-то иначе. Ведь они ощущают конкретную пользу от наличия такой системы. Например, если жителю Берлина, оказавшемуся в другом конце страны, вдруг понадобятся какие-либо справки с места жительства, он сможет получить их в любом городе — для этого есть специальный офис.

В Украине же пока все наоборот: покойники голосуют на выборах, миллиарды долларов уходят из страны через фирмы, открытые по подложным паспортам, макроэкономические прогнозы базируются на робких предположениях о динамике численности населения.

Непомерный рост цен на недвижимость — головная боль миллионов украинцев. Как утверждают финансовые аналитики, в США, например, согласно статистике последних десятилетий прирост ВВП на душу населения на 1 долл. влечет удорожание дома в среднем на 7 долл., а стоимость «жилого» метра увеличивается на 3 цента в день. В Украине же еще со времен СССР сложился тотальный дефицит недвижимости. Поэтому традиционно динамика роста цен в 2001—2003 гг. на жилье была в несколько раз выше, чем в США (в день около 20—40 центов за «квадрат», или 70—160 долл. в год). Но уже в последние два года сложился огромный «разрыв» между официальными темпами роста среднедушевого ВВП и подорожанием жилья.

Например, по данным того же Госкомстата, в 2005 г. валовой региональный продукт в г. Киеве вырос на 9,7% (или примерно на 300 долл. на человека). А жилье за 2005 г. подорожало на 600 долл. за 1 кв. м в год! Если вести расчеты по аналогии с американскими закономерностями, то киевское жилье должно было подорожать всего лишь на 10 долл. за 1 кв. м, а с поправкой на украинский дефицит жилья удорожание должно было составить 120—150 долл. за 1 кв.м за год. В чем причина такого разрыва? Очевидно, сказались все те же статистические погрешности, ведь официальная статистика абсолютно не учитывала реального притока населения в Киев из регионов. Аномалия? Нет. Это элементарные законы рынка: спрос превысил предложение. Столичные застройщики и риелторы просто не могут точно спрогнозировать, сколько же метров жилой площади надо для удовлетворения спроса. Например, по данным Госкомстата, в 2005 г. население Киева за счет иногородних граждан и иностранцев увеличилось на 30 тыс. человек. Эксперты говорят, что на самом деле эта цифра уже в 4—5 раз больше.

Еще один свежий пример — эпопея с оформлением субсидий. Эта проблема, по информации министра труда и социальной политики Украины Михаила Папиева, так или иначе коснется 1,6 миллиона украинских семей. Это 10% населения Украины. Прямые потери бюджета на выплату сверхурочных сотрудникам социальных служб еще предстоит подсчитать.

В данном случае речь не идет о тарифах. Вопрос в другом — зачем гражданам обивать пороги контор и унижаться перед чиновниками для получения очередной справки? Да еще и доплачивать за ускорение процедуры. Абсурд ситуации заключается в том, что фактически гражданин должен получить бумажные копии сведений из нескольких ведомственных электронных баз данных, чтобы социальные службы внесли предоставленную на бумаге информацию в еще одну электронную базу данных. А это — почва для коррупции и злоупотреблений. Наверное, отсюда — вполне понятное яростное сопротивление некоторых чиновников созданию в Украине единой общегосударственной базы данных. Ведь при наличии такой базы гражданам вообще не надо общаться с представителями властей. Все расчеты должны осуществляться автоматически. И без взяток.

Проблема создания такой общенциональной базы данных ожидает своего решения. В Верховной Раде вынесен на первое чтение законопроект №2170 «О Национальном демографическом регистре». Примечательно, что проект был инициирован рядом народных депутатов Украины, прошедших в парламент от разных политических сил. Идеологические разногласия не помешали инициаторам — социалисту В.Цушко, «регионалам» В. Грицаку и А.Герман, «нашеукраинцам» Ю.Еханурову, В.Мойсику, Н.Онищуку, бютовцу А.Семиноге и коммунисту Е.Мармазову оценить важность проблемы и найти точки соприкосновения.

Законопроектом предлагается объединить многочисленные узкопрофильные ведомственные реестры в одну базу данных, потеря и искажение информации в которой исключены.

Возникает вопрос: не смогут ли такой информацией воспользоваться мошенники во вред конкретным людям? Законопроектом предусмотрено, что порядок изготовления документов регистра и, что самое важное, их персонализация будут унифицированы. Информацию о предъявителе того или иного документа можно будет оперативно сверить с базой данных регистра. Такой простой и надежный порядок автоматически исключит подлог.

Разработчики законопроекта о Национальном демографическом регистре предлагают высокотехнологичный и новый (для Украины и стран третьего мира) метод изготовления документов — печать способом лазерного гравирования по поликарбонатной странице (пластиковой карточке). Это даст возможность наносить на карточку не только обычные защитные элементы в виде голограмм, например, но и биометрические данные о владельце документа. Грубо говоря, таким способом в документе можно будет «зашифровать» цифровым кодом отпечатки пальцев владельца или его группу крови. Если же бланк документа будет выполнен в форме привычной бумажной «книжечки», то в нее можно будет вшить так называемую «страницу данных» из поликарбоната. Что это даст? Например, переклеить фотографию в найденном или украденном паспорте будет невозможно.