UA / RU
Поддержать ZN.ua

КАК БАНКРОТЯТ ЗАВОД «ОРИОН»

На днях в парламенте обсуждалась программа приватизации. Государство намерено в ближайшие годы избавиться от принадлежащих ему малых пакетов акций...

Автор: Нина Перстнёва

На днях в парламенте обсуждалась программа приватизации. Государство намерено в ближайшие годы избавиться от принадлежащих ему малых пакетов акций. Что касается больших, да еще стратегических предприятий, то они будут продаваться на конкурсах. Однако пока правительство соберется с духом, от ряда фабрик и заводов мало что останется. Во-первых, они с каждым годом становятся менее привлекательными. А во-вторых, с помощью процедуры банкротства их могут растащить по частям либо забрать целиком за бесценок, что, собственно говоря, и происходит. Сегодня (это хорошо видно на примере Одессы) наметилась четкая тенденция: прибрать к рукам оставшееся бесхозное имущество заводов, которыми государство мало интересуется. Ситуация вокруг одесского завода «Орион» тому подтверждение.

В числе стратегических

ОАО «Машиностроительное производственное объединение «Орион» специализируется на выпуске компрессоров для бытовых холодильников, транспортных кондиционерах (в том числе, для спецтехники) и емкостей для молочных продуктов. По решению Кабмина, с 1999 г. «Орион» числится в списке предприятий, имеющих стратегическое значение для экономики и безопасности государства. Контрольный пакет акций (50 + 1) принадлежит государству. И закреплен за ним на пять лет — до 2004 г. Находится в управлении Минпромполитики.

В последние время завод работает лишь на 10% своих мощностей. Станки включают тогда, когда есть заказы. В год выпускается продукции где-то на 400 — 700 тыс. грн. Грубо говоря, сегодня в год «Орион» производит приблизительно столько, сколько во времена Союза за один день. Мизерная зарплата (в среднем 180—200 грн.) выплачивается несвоевременно. Производство сегодня убыточное, есть бюджетные долги и хроническая задолженность перед Пенсионным фондом.

Правда, если послушать руководство, то у завода большое будущее. Только непонятно, когда оно наступит. Не сегодня завтра завод вообще может перейти в другие руки — его банкротят. И нынче все усилия руководство завода, кстати, состоящего из директора и его заместителя (нет даже юриста), направлены на борьбу с судами и правоохранительными органами.

Кто кого

Если верить здешнему начальству, то причиной всех нынешних бед, свалившихся на предприятие, конфликт между «Орионом» и Одесской юридической академией, возникший осенью 2001 г. Яблоком раздора стал заводской 16-этажный лечебно-оздоровительный комплекс (ЛОК), расположенный почти у моря, на 8-й станции Большого Фонтана. Здание, кстати, запущенное и давно нуждается в ремонте. Зимой комплекс практически пустует, за исключением тех этажей, что сдаются в аренду.

Юракадемия по договоренности с директором комплекса временно на два учебных года поселила туда 182-х студентов. Когда руководство завода, чьим структурным подразделением является ЛОК, узнало об условиях сдачи помещений, то выступило против. Юракадемия собиралась платить за проживание одного человека около 90 копеек в сутки и оплачивать счета за потребленную студентами электроэнергию, воду, ремонт помещений и частично налог на землю. Завод заявил, что стоимость проживания одного студента — 500 грн. в месяц. Академия отказалась платить такие деньги. Тогда руководство завода решило отключить электроэнергию и воду. Это в зимнее время, в здании, где нет отопления, и комнаты обогревались с помощью электроприборов. Но студенты продолжали жить в комплексе до самого лета.

С точки зрения юракадемии, причина конфликта в том, что руководство завода, назначив такую плату, решило за счет студентов и их учебного заведения поправить материальное положение и погасить долги по ЛОК «Ориону». В то время облгосадминистрация за долги по зарплате грозилась направить в министерство соответствующие материалы с просьбой разорвать контракт с председателем правления ОАО «Орион» Н.Кущаком и в прокуратуру для реагирования. В результате в конфликт были втянуты министерства, прокуратура и суды.

Уголовные дела

Сначала было возбуждено уголовное дело по факту выселения студентов и злоупотребления служебным положением руководством оздоровительного комплекса, которое впоследствии будет закрыто. Затем было открыто, точнее — реанимировано, уголовное дело непосредственно по заводу. Летом 2000 г. у кассира завода украли свыше 15 тыс. грн., собранных у людей за коммунальные услуги. В свое время милиция не стала заниматься кражей, и дело возбудила прокуратура... И вот спустя год прокуратура вспомнила о деле, и оно теперь звучало почти зловеще: о хищении денежных средств в особо крупных размерах.

И пошло-поехало. Постановление за постановлением: о назначении ревизии финансово-хозяйственной деятельности АО «Орион», об обыске, о выемке документов, в том числе, у регистратора АО и облстатуправлении. Всевозможные запросы, предписания. И допросы за допросами.

Заводчане подадут жалобу в гражданский суд на неправомерные действия сотрудников прокуратуры. В ней, в частности, отмечалось, что было изъято огромное количество документов без подробной описи, и тем самым парализована хозяйственная деятельность предприятия. Суд вынесет представление на имя областного прокурора, где отметит ряд нарушений, допущенных правоохранителями, и попросит проверить законность их действий. Однако никакой реакции не последует. Тогда будет направлена жалоба на имя Президента страны и генпрокурора. И дело о краже денег у кассира как особо важное (которое расследуется и по сей день) перейдет под контроль Генпрокуратуры.

Но это не все. Прокуратура почти одновременно возбудила еще два уголовных дела. О невыплате зарплаты, которое сегодня закрыто, и о незаконной продаже еще в конце 1999 г. части нежилого дома, принадлежащего заводу. Вырученные средства в размере 80,7 тыс. грн., по данным прокуратуры, были потрачены на покупку акций своего «Ориона». В связи с этим решено изъять необходимые документы в Одесском региональном отделении ФГИ и поручить Одесскому территориальному управлению по ценным бумагам и фондовому рынку проверить деятельность «Ориона».

Далее. Прокурор города от имени ОАО «Одессаоблэнерго» предъявит иск к ЛОКу «Ориона» с просьбой взыскать с него долг за электроэнергию. (Иск, заметьте, будет подан в интересах государства.) Между тем руководство завода будет пояснять, что долг возник из-за нежелания юракадемии погасить всю сумму за проживание студентов. А последняя будет уверять, что она рассчиталась.

В общем, в ответ на действия правоохранительных органов Минпромполитики будет просить генпрокурора передать уголовные дела в другую область с целью объективного их расследования. Но получит отказ. Народный депутат Сергей Кивалов будет слать письма премьер-министру Украины. Со ссылкой на работников завода он сообщит, что «Орион» фактически не производит продукции с 1998 г. и на выставках демонстрируются старые образцы. Наблюдается стремительное сокращение рабочих мест. На производстве работают менее 40 человек. И даже им зарплата вовремя не выплачивается. Долг в этом году (то есть, по состоянию на май 2002 г.) перевалил за 10 тыс. грн. Суды заявлены исками за ее невыплату на 8 тыс. грн. В заключение подчеркивалось, что проверки прокуратуры и налоговой дают совсем иную картину, отличную от той, какую рисует Минпромполитики в своих письмах в Кабмин.

В свою очередь руководство завода в пояснительных записках заявит: цель творящегося беззакония одна — развалить предприятие и растащить его имущество.

Приватизировать нельзя, банкротить можно

С просьбой признать «Орион» банкротом в суд обратился Ильичевский райотдел Пенсионного фонда в г. Одессе, предъявив претензии на 197,8 тыс. грн. Хозяйственный суд Одесской области буквально на следующий день после подачи заявления (26 апреля 2002 г.) рассмотрел претензии пенсионщиков, признал их достаточными и с ходу назначил арбитражного управляющего. Однако через месяц Пенсионный фонд передумал и решил свое заявление отозвать. Обратился в суд с соответствующей бумагой, попросил дело прекратить, поскольку завод часть задолженности уже погасил и гарантирует до конца года погасить оставшуюся. Объявления в газете о возбуждении дела о банкротстве дано не было, и, естественно, никто из других кредиторов претензий к заводу не предъявлял, поэтому по закону дело следует закрыть. (Если это не нарушает прав должника и кредиторов.) Разумеется, права «Ориона» при этом не нарушались и должника — тоже, коль он сам об этом попросил. Но не тут-то было. Суд дело решил продолжить.

Спустя три месяца судья В.Продаевич (ныне председатель хозяйственного суда Одесской области) передал его судье А. Оборотовой, которая потребовала от «Ориона» и Пенсионного фонда предоставить доказательства погашения задолженности. Но судебное заседание по разным причинам все время переносилось. И только 16 октября, почти через полгода, оно, наконец, состоялось.

Судья напомнила о заявлении Пенсионного фонда (несмотря на то, что оно было отозвано) и сообщила, что факт неплатежеспособности «Ориона» установлен, что завод задолжал Пенсионному фонду 197,8 тыс. грн. (хотя на тот момент часть долга уже была погашена), и на этом основании обязала пенсионщиков подать в официальный печатный орган объявление о возбуждении дела о банкротстве «Ориона». На этом же заседании были продлены полномочия распорядителя имущества «Ориона» В.Галантерника.

Руководство обращается к председателю суда: мол, как же так, обеспечьте законность. В.Продаевич, который самолично все начинал, заявит: нет оснований сомневаться в предвзятости судьи Оборотовой. Да и вообще, дескать, о каком прекращении дела может идти речь, если Пенсионный фонд 19.09. 2002 г. прислал в суд новое заявление о признании кредиторских требований? Но в деле такого документа нет. И судья Оборотова нигде на него не ссылается. И, по словам самих пенсионщиков, нового заявления в суд они не посылали. В деле лишь имеется письмо от 18.09.2002 г., в котором они по требованию суда сообщали, что «Орион» задолженность не погашает и что в 2002 г. проводились лишь текущие платежи.

Непонятная ситуация и с опубликованным объявлением в «Урядовому кур’єрі» о возбуждении дела о банкротстве. Суд обязал пенсионщиков подать его в десятидневный срок. Оно появилось в газете через шесть дней. Но Пенсионный фонд его не давал. На этот счет есть письменное заявление ПФУ. Кто же дал объявление? Руководство завода дало запрос в газету, и на основании полученных данных провело свое расследование. По их мнению, заказ от имени Пенсионного фонда был сделан по факсу, принадлежащему арбитражному управляющему В. Галантернику, которого суд назначил распорядителем имущества «Ориона». Так это? Что думает по этому поводу сам Галантерник, автору этих строк узнать не удалось. От встречи арбитражный управляющий (ныне заместитель директора филиала Агентства по вопросам банкротства в Одесской области) уклонился.

Руководство «Ориона» сразу стало оспаривать все решения судьи. Подало жалобу в Одесский апелляционный хозяйственный суд. Но поскольку надежды было мало, заодно было подано ходатайство и на имя председателя Высшего хозяйственного суда. И вот 28 января 2003 г. Одесский апелляционный хозяйственный суд удовлетворил жалобу «Ориона». Но частично. Суд установил, что завод задолжал ПФУ не 197,8 тыс. грн., а 78,5 тыс. И признал незаконным назначение В.Галантерника распорядителем имущества «Ориона». Поскольку с Минпромполитикой его кандидатура не согласовывалась и никто не ходатайствовал о продлении его полномочий — нет в материалах дела таких данных. Что же касается вопроса об отзыве Пенсионным фондом своего заявления, то апелляционный суд считает: хозяйственный суд поступил правильно, удержавшись от преждевременного принятия решения. Иначе бы это привело к нарушению прав кредитора. Иными словами, если Пенсионный фонд вмешался в драку, то должен довести дело до конца, в противном случае самому хуже будет.

Кстати говоря, сами пенсионщики, судя по тому, что они говорят (а не по тому, что пишут), придерживаются такой же точки зрения. По словам бывшего начальника Ильичевского райуправления ПФУ в Одессе Н. Швеца, один из самых злостных неплательщиков на вверенной им территории — это завод «Орион». С 1991 г. и по 1999 г. он не перечислил фонду ни копейки. Задолженность за эти годы была ему списана. С 2000 г. он начал делать новые долги. Только начиная с 2002-го стал платить текущие платежи. И гасить незначительные суммы долга.

Конечно, руководство «Ориона» с ПФУ не согласно. Считает: заявление в отношении прошлых лет — наговор. А нынешний долг составляет всего 48,3 тыс. грн. То есть не дотягивает до минимума, дающего право обращаться в суд с заявлением о банкротстве. На этом основании «Орион» обратился с жалобой в Высший хозяйственный суд Украины с просьбой отменить постановление Одесского апелляционного хозяйственного суда, признавшего долг в 78,5 тыс. грн., и закрыть дело о банкротстве «Ориона».

А пока «Орион» ищет защиты у Киева, по его душу пришли другие кредиторы. Если предположить, что на имущество «Ориона» кто-то серьезно положил глаз, то от процедуры банкротства вряд ли «Ориону» отвертеться. Если даже ВХСУ будет на его стороне.